Пробка разделительная для цементирования кондукторной колонны

 

Предложение относится к технологическому оборудованию, применяемому при креплении нефтяных и газовых скважин и используемому для разделения цементного раствора и продавочной жидкости при их прокачивании через обсадную колонну при цементировании последней. Пробка разделительная для цементирования кондукторной колонны, включающая цилиндрический сердечник с тремя зафиксированными на наружной поверхности последовательно установленными уплотнительными манжетами, при этом манжеты выполнены в виде полых конусообразных манжет с нижней цилиндрической частью, а сердечник изготовлен в виде цельного цилиндра из легкоразбуриваемого материала с цилиндрическим утолщением вверху с диаметром, равным наружному диаметру нижней цилиндрической части нижней манжеты, при этом фиксация манжет на сердечнике выполнена в виде поперечных крепежных элементов, проходящих через цилиндрические части манжет и фиксирующихся в сердечнике. Предлагаемая конструкция разделительной цементировочной пробки для цементирования кондукторных колонн скважин позволяет упростить технологию изготовления, снизить стоимость и повысить удобство сборки разделительной пробки после изготовления ее деталей и установку (забивание) ее в цементировочную головку, обеспечивает функциональную надежность изделия и предотвращает проскальзывание сердечника вниз при установке пробки и продавке цементного раствора, обеспечивает герметичность пробки при ее посадке на обратный клапан, а также позволяет уменьшить время на разбуривание пробки после ожидания затвердевания цемента, учитывая малый вес бурового инструмента при забуривании из-под башмака кондуктора. 1 ил. на 1 л.

Предложение относится к технологическому оборудованию, применяемому при креплении нефтяных и газовых скважин и используемому для разделения цементного раствора и продавочной жидкости при их прокачивании через обсадную колонну при цементировании последней.

Известна пробка разделительная цементировочная верхняя типа ПВЦ, состоящая из трех нераздельных литых самоуплотняющихся эластичных резиновых элементов, пригуммированных к чугунному сердечнику, наружная цилиндрическая поверхность которого имеет спиральные канавки. (Справочник по креплению нефтяных и газовых скважин под редакцией проф. А.И.Булатова. М, Недра. 1981, 122 с.).

Недостатком данной пробки является сложность конструкции как резинового элемента, так и чугунного сердечника, для производства которых требуется изготовление трудоемких литейных форм, что удорожает стоимость изделия без существенного улучшения его качества и ухудшает разбуриваемость пробки после ОЗЦ.

Наиболее близкой по технической сущности является сборная разделительная цементировочная пробка верхняя типа ПП, состоящая из корпуса, выполненного из алюминиевого сплава, трех отдельно изготовленных уплотнительных эластичных резиновых манжет, трех дистанционных втулок и стяжной гайки, которые также выполнены из алюминиевого сплава. Верхняя часть корпуса имеет внутреннюю резьбу для ввинчивания заглушки (Справочник по креплению нефтяных и газовых скважин под редакцией проф. А.И.Булатова. М, Недра. 1981, 123 с.).

Недостатком данной пробки является сложность ее конструкции, состоящей из 5-6 относительно трудоемких в изготовлении алюминиевых элементов, служащих для сборки пробки, что усложняет изготовление, сборку и удорожает стоимость изделия.

Технической задачей предлагаемой полезной модели является упрощение технологии изготовления и сборки пробки разделительной в условиях баз производственного обслуживания нефтяных компаний с одновременным сохранением функциональной надежности изделия и снижением ее стоимости, а также уменьшение времени на разбуривание пробки после ожидания затвердевания цемента, учитывая малый вес бурового инструмента при забуривании из-под башмака кондуктора.

Поставленная техническая задача решается предлагаемой разделительной пробкой для цементирования кондукторной колонны, включающей цилиндрический сердечник с тремя или более зафиксированными на наружной поверхности последовательно установленными уплотнительными манжетами.

Новым является то, что манжеты выполнены в виде полых конусообразных манжет с нижней цилиндрической частью, а сердечник изготовлен в виде цельного цилиндра из легкоразбуриваемого материала с цилиндрическим утолщением вверху с диаметром, равным наружному диаметру нижней цилиндрической части нижней манжеты, при этом фиксация манжет на сердечнике выполнена в виде поперечных крепежных элементов, проходящих через цилиндрические части манжет и фиксирующихся в сердечнике.

На чертеже представлена пробка разделительная для цементирования кондукторной колонны в продольном разрезе.

Пробка включает сердечник 1 (например, из дерева или пластика) с расширением 2, диаметром, равным диаметру цилиндрической части 3 манжеты 4 и установленные на нем три или более однотипных резиновых манжет 4, закрепленных на сердечнике 1, показанными условно поперечными крепежными элементами 5 (например, шурупами, штифтами или гвоздями).

Пробка разделительная работает следующим образом.

После закачивания в кондуктор цементного раствора (на чертеже не показано) в цементировочную головку устанавливается путем забивания разделительная пробка. Забивание производится ударами кувалды через деревянный брус, прикладываемый к расширению 2 сердечника 1 пробки. Далее, совместно с цементным раствором пробка продавливается по внутреннему каналу кондуктора за счет резиновых манжет 4 до посадки на обратный клапан (на чертеже не показан) выступающей под сердечником цилиндрической частью 3 манжеты, что обеспечивает герметичность контакта пробки при ее посадке на обратный клапан.

Предлагаемая конструкция разделительной цементировочной пробки для цементирования кондукторных колонн скважин позволяет упростить технологию изготовления, снизить стоимость и повысить удобство сборки разделительной пробки после изготовления ее деталей и установку (забивание) ее в цементировочную головку, обеспечивает функциональную надежность изделия и предотвращает проскальзывание сердечника вниз при установке пробки и продавке цементного раствора, обеспечивает герметичность пробки при ее посадке на обратный клапан, а также позволяет уменьшить время на разбуривание пробки после ожидания затвердевания цемента, учитывая малый вес бурового инструмента при забуривании из-под башмака кондуктора.

Пробка разделительная для цементирования кондукторной колонны, включающая цилиндрический сердечник с тремя зафиксированными на наружной поверхности последовательно установленными уплотнительными манжетами, отличающаяся тем, что манжеты выполнены в виде полых конусообразных манжет с нижней цилиндрической частью, а сердечник изготовлен в виде цельного цилиндра из легкоразбуриваемого материала с цилиндрическим утолщением вверху с диаметром, равным наружному диаметру нижней цилиндрической части нижней манжеты, при этом фиксация манжет на сердечнике выполнена в виде поперечных крепежных элементов, проходящих через цилиндрические части манжет и фиксирующихся в сердечнике.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к литейно-металлургическому производству, в частности, к получению пористых литых заготовок (отливок, слитков) из металлов с невысокой температурой плавления и легкоплавких металлов и их сплавов, используемых для изготовления деталей в машиностроении и других областях промышленности
Наверх