Плавсредство для оборудования бронемашин

 

Полезная модель относится к средствам, обеспечивающим придание новых мореходных качеств плавающим бронемашинам за счет оборудования их плавсредствами (таким объектам придано условное название «Аллигатор»). Полезная модель придает объектам бронетехники, оборудованным плавсредствами, возможность движения по воде при неработающем двигателе бронемашины. Плавсредство для оборудования бронемашин содержит два водопроницаемых бортовых понтона, заполненных легким заполнителем, а также носовое крыло и кормовые вставки. Понтоны выполнены с возможностью закрепления на бронемашине посредством носового и кормового узлов крепления. В кормовой части каждого из понтонов предусмотрен герметичный отсек. В каждом отсеке установлен автономный двигатель для привода движителя. В качестве автономных двигателей используются двигатели, устанавливаемые на бронемашинах с мощностью, обеспечивающей скорость хода до 30 км/час. При реализации полезной модели значительно повышается моторесурс и надежность работы «Аллигатора», упрощается конструкция плавсредств (понтонов) и узлов крепления за счет исключения редукторных установок и необходимости центровки осей ведущего вала цилиндрического редуктора с осями ведущих колес бронемашины, повышается скорость хода «Аллигатора» на плаву до 30 км/час (за счет установки двигательно-движительного комплекса необходимой мощности), расширяются функциональные возможности; обеспечивается возможность использования плавсредств без наличия бронемашины (путем соединения понтонов между собой) в качестве плавсредства для десантирования, перевозки грузов с обеспечением самообороны от воздушных целей и морских катеров. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Полезная модель относится к средствам, обеспечивающим придание новых мореходных качеств плавающим бронемашинам за счет оборудования плавсредствами. Полезная модель придает объектам бронетехники, оборудованным плавсредствами, возможность движения по воде при неработающем двигателе бронемашины.

Ближайшим аналогом к заявляемой полезной модели является плавсредство для оборудования бронемашин, содержащее два водопроницаемых бортовых понтона, заполненных легким заполнителем и выполненных с возможностью закрепления на бронемашине посредством носового и кормового узлов крепления, крыло для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность бронемашины, установленное между понтонами, впереди бронемашины, с возможностью закрепления его на внутренних бортах понтонов в различных положениях по высоте и углу атаки, и кормовые вставки, закрепленные на расширениях бортовых понтонов. Для каждого бортового понтона: носовая оконечность понтона, заостренная в плане, выполнена с баком и с плавными судовыми обводами, кормовая оконечность понтона Г-образно расширена по внутреннему борту, днище выполнено плоским с плавным переходом на клиновой подъем в сторону носовой и кормовой оконечностей. В кормовой части понтона выполнен туннель для размещения гребного винта и руля-стабилизатора. Передача крутящего момента на гребной винт осуществляется от ведущих колес бронемашины через повышающий редуктор (см. RU 2371350, 2009 г.). Бронемашины, оборудованные указанными плавсредствами, получили условное название «Аллигатор».

Основными недостатками «Аллигаторов», являются:

- низкий моторесурс - расширение функциональных возможностей, в том числе ведение боевых и охранных действий в прибрежной двухсоткилометровой зоне с обеспечением автономности до трех суток и дальности плавания до 500 км, вызывает необходимость придания «Аллигатору» более высокого моторесурса;

- сложная кинематическая схема передачи мощности от двигателя бронемашины на движители плавсредств - передача мощности через трансмиссию и ходовую часть бронемашины, через повышающие редуктора на понтонах - приводит к снижению надежности работы, а также к потере передаваемой мощности (до 35%) и соответственно к снижению скорости хода;

- сложность плавсредств в связи с необходимостью установки редукторов для передачи крутящего момента от ведущих колес бронемашины на гребные винты с повышением числа оборотов до 10 раз, а также сложность узлов крепления понтонов на бронемашине в связи с необходимостью обеспечения соосности (центровки) ведущего вала цилиндрического редуктора с ведущим колесом бронемашины (в пределах 3-4 мм);

- невозможность обеспечения унификации плавсредств для оборудования различных модификаций амфибийных бронемашин, близких по массе; использование одного плавсредства для оборудования различных бронемашин практически невозможно по причине: различной мощности двигателей, различных оборотов ведущих колес и их размещения (у БМП-1, БМП-2 ведущие колеса передние, у БМП-3, СПТП и др. ведущие колеса задние);

- малая скорость хода - основной причиной малой скорости «Аллигатора» является гидродинамика обводов (бронемашина с гусеницами, два понтона, носовое крыло), однако, необходимо отметить, что мощность двигателя бронемашины также невысокая, кроме того, на гребные винты поступает мощность в пределах 65% от номинала, в связи с потерями на прокрутку трансмиссии и гусениц в воде со снижением оборотов до первой передачи, а также на прокрутку редукторов, устанавливаемых в понтонах.

Технический результат, который может быть достигнут при реализации предлагаемой полезной модели, заключается:

- в значительном повышении моторесурса и надежности работы «Аллигатора» - а именно, обеспечена возможность движения по воде при неработающем двигателе бронемашины за счет автономных двигателей, установленных на понтонах; за счет двигателя бронемашины «Аллигатор» будет осуществлять движение по мелководью, выход на берег и движение по суше, а также движение по воде (при неработающих двигателях на понтонах за счет водометов бронемашины или перемотки гусениц);

- в упрощении конструкции плавсредств (понтонов) и узлов крепления за счет исключения редукторных установок и необходимости центровки осей ведущего вала цилиндрического редуктора с осями ведущих колес бронемашины, что позволяет также упростить процесс навешивания, в результате чего установка автономных двигателей создает реальность разработки унифицированных плавсредств, обеспечивающих возможность оборудования амфибийных бронемашин различных модификаций с массой 13÷20 тонн и с габаритами по длине до 7,2 метров;

- в повышении скорости хода «Аллигатора» на плаву до 25÷30 км/час (за счет установки двигательно-движительного комплекса необходимой мощности), в повышении мореходности и в расширении функциональных возможностей;

- в возможности использования плавсредств без наличия бронемашины (путем соединения понтонов между собой) в качестве плавсредства для десантирования, перевозки грузов с обеспечением самообороны от воздушных целей и морских катеров.

Для достижения указанного технического результата предлагается плавсредство для оборудования бронемашин, содержащее два водопроницаемых бортовых понтона, заполненных легким заполнителем и выполненных с возможностью закрепления на бронемашине посредством носового и кормового узлов крепления, а также носовое крыло (два крыла) и кормовые вставки, закрепленные на внутренних бортах понтонов в зоне расширения. В целях повышения моторесурса, скорости хода, унификации в кормовой части каждого из понтонов, вместо редукторов, предусмотрен герметичный отсек, в котором установлен автономный двигатель для привода водометного движителя.

В качестве автономных двигателей используются двигатели, устанавливаемые на бронемашинах с мощностью, обеспечивающей скорость хода до 30 км/час.

Понтоны с автономными двигателями унифицированы с обеспечением возможности оборудования амфибийных бронемашин различных модификаций с массой 13-20 тонн, для чего носовой кронштейн на боковой стенке любой бронемашины устанавливается на одинаковом расстоянии: по длине от торца кормового кронштейна на плюс - минус до 30 мм, по ширине бокового габарита, по высоте от днища; кормовой кронштейн устанавливается на задней стенке бронемашины на одинаковом расстоянии от бокового габарита бронемашины любой модификации, а также от днища бронемашины любой модификации.

Для исключения возможности заныривания при движении на больших скоростях носовые образования понтонов выполнены с закруглением по внешнему борту, внутренний борт носовой оконечности расширен аналогично расширению в корме, а в зоне расширения внутреннего борта носовой оконечности размещено носовое крыло или два крыла для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность бронемашины.

Для каждого бортового понтона:

носовая оконечность понтона, заостренная в плане, съемная выполнена с баком и с расширением по внутреннему борту,

кормовая оконечность понтона расширена по внутреннему борту,

днище выполнено плоским с плавным переходом на клиновой подъем в сторону носовой и кормовой оконечностей,

скула внешнего борта закруглена.

На палубе понтонов могут устанавливаться минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек, на кормовой части палубы понтонов имеет леерное ограждение в навесными противопульными щитами, брызгозащитными шторами и дверцами для входа-выхода экипажа и десанта, при этом в зоне леерного ограждения предусмотрена возможность размещения двух съемных зенитных пулеметов, ПЗРК типа «Игла» и ПТРК типа «Корнет», а также сидячих мест для десанта, при этом в зоне кормовых вставок предусмотрены гнезда для установки съемного бытового или служебно-бытового модуля с возвышением над поверхностью палубы для обеспечения протока воды.

Таким образом, технический результат достигается благодаря тому, что вместо редукторных установок, предназначенных для съема крутящего момента с ведущих колес бронемашины и передачи его на гребные винты, использованы автономные двигатели, для привода водометных движителей, с мощностью, обеспечивающей «Аллигатору» необходимую скорость хода на плаву.

Далее существо предлагаемой полезной модели поясняется на примере использования плавсредств для оборудования амфибийных бронемашин, например СПТП 2С25. Амфибийной бронемашине СПТП 2С25, оснащенной предлагаемым плавсредством, в тексте описания придано условное название «Аллигатор» («Аллигатор СПТП 2С25»).

Полезная модель поясняется чертежами, где:

- на фиг.1 изображен «Аллигатор», вид сбоку;

- на фиг.2 - «Аллигатор», вид сверху;

- на фиг.3а - крепление понтона, вид сверху;

- на фиг.3б - сечение А-А на фиг.3а;

- на фиг.3в - сечение Б-Б на фиг.3а;

- на фиг.4а - аварийная подвеска;

- на фиг.46 - сечение по В-В на фиг.4а.

Плавсредство содержит два водопроницаемых бортовых понтона 1 и 2.. Каждый понтон выполнен из металлических листов, например, из сплава АМг-5В, с носовыми заостренными обводами и расширением по внутреннему борту носовой и кормовой оконечностей.

Полости понтонов 1, 2 заполнены легким заполнителем (например, пенополиуретаном), обеспечивающим плавучесть и непотопляемость. Носовая оконечность 3 каждого понтона выполнена съемной с баком 4 (возвышением над палубой). Днище понтона плоское с плавным переходом на клиновой подъем в носовой и кормовой оконечностях. Скула внешнего борта закруглена. Соединение палубы с бортами выполнено с закруглением для снижения брызгообразования.

Понтоны 1 и 2 закрепляются на бронемашине 5 посредством носового и кормового узлов крепления. Предусматривается также установка аварийных подвесок (фиг.4а, 4б), состоящих из крюка 16, приваренного на борту бронемашин, и подвески-отбойника 17, закрепляемой в обушках на понтоне.

Носовой узел крепления (фиг.3а, 3б) состоит из кронштейна 21 с запором 22, установленного на боковой стенке бронемашины, и башмака 20, установленного на внутреннем борту понтона. Кормовое крепление, беззапорное, состоит из кронштейна 19, установленного на задней стенке бронемашины, и гнезда 18, размещенного на передней стенке кормового расширения понтона (фиг.3а, 3в). Для обеспечения возможности оборудования плавсредствами бронемашины любой модификации (с массой в пределах 12-18 тонн и габаритами по длине до 7 метров) необходимо узлы крепления устанавливать на одинаковых расстояниях независимо от модификации бронемашины, а именно: носовой кронштейн устанавливать по длине на расстоянии 6 м±30 мм от торца кормового кронштейна, по ширине от бокового габарита 40-50 мм, по высоте от днища бронемашины кормовой кронштейн устанавливать на одинаковом расстоянии от бокового габарита и от днища бронемашины. Крепление носового кронштейна на понтоне выполнено с возможностью передвижения вдоль понтона, обеспечивая закрепление его на башмаке, установленном на боковой стенке бронемашины различных модификаций, на разных расстояниях от упора кормового кронштейна. Кормовой кронштейн устанавливается на задней или боковой стенке бронемашины на одинаковом расстоянии от бортового габарита бронемашины любой модификации, с допуском в пределах 20 мм. Ответное гнездо для кормового кронштейна устанавливается в торцевой части кормового расширения понтона на расстоянии от внутреннего борта понтона равном размеру установки кормового кронштейна от борта бронемашины плюс 30-50 мм.

Между кормовыми расширениями понтонов за корпусом бронемашины расположены две кормовые вставки 10 с легким заполнителем, которые закреплены на расширениях понтонов. На палубе понтонов 1, 2 и кормовых вставок 10 может устанавливаться легкосъемный служебно-бытовой модуль 11.

Для установки модуля 11 в палубе понтонов и кормовых вставок 10 предусмотрены отверстия (гнезда), в которые вставляются трубчатые опоры модуля 11 с обеспечением зазора между днищем модуля и палубой понтонов и кормовых вставок для протока воды.

Между носовыми расширениями понтонов 1, 2 установлено крыло 12 (два крыла); крепление крыла выполнено с обеспечением возможности изменения положения по длине и по высоте понтонов, а также изменения угла атаки.

В кормовой части каждого понтона 1, 2 установлены автономный двигатель 13 и движитель 14. Для размещения автономного двигателя 13 и необходимого для его работы оборудования предусмотрен герметичный отсек 15.

В качестве автономного двигателя 13 предпочтительно использовать двигатели, устанавливаемые на бронемашинах с мощностью, обеспечивающей «Аллигатору» с водометными движителями 14 скорость хода до 30 км/час.

На палубе понтонов 1, 2 могут устанавливаться минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек. На кормовой части палубы понтонов имеется леерное ограждение с навесными противопульными щитами, брызгозащитными шторами и дверцами для выхода экипажа и десанта. В зоне леерного ограждения предусмотрена возможность размещения двух съемных зенитных пулеметов, ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) типа «Игла» и ПТРК (противотанковый ракетный комплекс) типа «Корнет», а также сидячих мест для десанта. На палубе понтонов в корме предусмотрены площадки для запуска ракет типа «Игла».

В служебно-бытовом модуле 11 предусматривается также возможность размещения опускной ГАС (гидроакустической станции), поста управления РЛС (радиолокационной станцией), Р/св (радиосвязи) и средств навигации, 6-8 спальных мест, камбузного и санитарно-бытового оборудования. На крыше модуля устанавливается заваливающаяся мачта для размещения антенны РЛС и светосигнального оборудования. Полагая, что боевые и охранные операции будут выполняться звеном в составе 3÷5 «Аллигаторов», модуль с аппаратурой РЛС будет устанавливаться только на плавсредстве командира звена. Модуль опускной ГАС устанавливается на противолодочном «Аллигаторе». Связь внутри звена будет осуществляться через штатную аппаратуру бронетехники. Для обеспечения электроэнергией, РЛС, р/св и проч. предусматривается установка турбогенератора.

Таким образом, амфибийная бронетехника, оборудованная плавсредствами с автономными двигателями, обладающая более высокими ходовыми и мореходными качествами (обеспечивающими безопасность плавания), возможностью движения по мелководью и по берегу, более высокими боевыми, десантными, защитными и эксплуатационными возможностями, а также малой стоимостью постройки и эксплуатации, будет обладать широкой сферой использования, в том числе:

- ведение десантных операций: десантирование при самостоятельном движении, на десантных кораблях, а также на буксире за кораблями и судами;

- ведение боевых и охранных операций в прибрежной двухсоткилометровой зоне;

- перевозка мин и постановка минных заграждений;

- охрана буровых установок, установок добычи нефти, газа;

- участие в решении конфликтных ситуаций;

- борьба с терроризмом, как в морской зоне, так и в береговой зоне, изобилующей водными препятствиями;

- охрана караванов судов на переходах в опасных зонах;

- охрана эскадры, находящейся в зоне вероятного противника;

- эвакуация мирных жителей, имущества из района боевых действий;

решение ряда задач, возложенных на ФПС России (охрана границ и биоресурсов).

Учитывая появившуюся возможность придания «Аллигаторам» высоких скоростей хода на воде, представляет интерес сравнительный анализа тактико-технических данных, например, «Аллигатора СПТП 2С25» с боевой машиной экспедиционных войск морской пехоты (EFV), создаваемой США (по данным Интернета).

Тактико-технические данныеБоевая машина морской пехоты США (данные Интернет) Самоходная противотанковая пушка (СПТП 2С-25) «Аллигатор СПТП 2С-25»
Боевая масса т. 34,518,0 ~29 (без десанта на плавсредствах)
Габариты L, В, м. L9, В3,3L6,7, В3,17L12,5, B5,7
Экипаж чел.33 5-6
Десант чел.17 750 и более
Вооружение30 мм АП МК-44 7,62 мм ПМ 240125 мм 2А75 7,62 мм125 мм 2А75; 7,62 мм; два пулемета 12,7 (съемные); ПЗРК типа «Игла» (8-12 ракет и две площадки для запуска); ПТР типа «Корнет; возможность использования штатного вооружения десанта»
Двигатель: Тип, марка,Дизель МТ КА 523Дизель 2В06-2СДизель 2В06-2С на СПТП плюс два дизеля
Мощность: на суше/на плаву, л.с. 850/2700510510/2×600
Мореходностьдо 3-х баллов до 3-х баллов5 баллов (обеспечена безопасность плавания при любом волнении моря)
Запас плавучести, %27 около 30обеспечена непотопляемость при полной нагрузке и заполнении корпуса СПТП водой
Максимальная скорость движения на тихой воде, км/час 3710 до 30
Запас хода на плаву, км. 10070 до 500
Автономность плаваниядо 3-х суток

Из приведенных данных следует, что тактико-технические данные «Аллигатора» значительно превосходят ТТД Боевой машины морской пехоты (БММП), создаваемой США (по данным Интернета).

Максимальная скорость движения БММП США 37 км/час - это скорость на тихой воде. При волнении моря свыше трех баллов возможности движения «Аллигатора» будут значительно превосходить возможности БММП США.

1. Плавсредство для оборудования бронемашин, содержащее два водопроницаемых бортовых понтона, заполненных легким заполнителем и выполненных с возможностью закрепления на бронемашине посредством носового и кормового узлов крепления, а также носовое крыло и кормовые вставки, закрепленные на внутренних бортах понтонов, отличающееся тем, что в кормовой части каждого из понтонов предусмотрен герметичный отсек, в котором установлен автономный двигатель для привода движителя.

2. Плавсредство по п.1, отличающееся тем, что в качестве движителя использован водометный движитель.

3. Плавсредство по п.1, отличающееся тем, что в качестве автономных двигателей используются двигатели, устанавливаемые на бронемашинах с мощностью, обеспечивающей скорость хода до 30 км/ч.

4. Плавсредство по п.1, отличающееся тем, что понтоны с автономными двигателями унифицированы с обеспечением возможности оборудования амфибийных бронемашин различных модификаций массой 13-20 т, для чего предусмотрена установка носового кронштейна на боковой стенке любой бронемашины на одинаковом расстоянии для любой бронемашины: по длине от торца кормового кронштейна, по ширине бокового габарита, по высоте от днища; предусмотрена установка кормового кронштейна на задней стенке бронемашины на одинаковом расстоянии от бокового габарита, а также от днища бронемашины любой модификации.

5. Плавсредство по п.1, отличающееся тем, что для исключения возможности заныривания при движении на больших скоростях носовые образования понтонов выполнены с закруглением по внешнему борту, внутренний борт носовой оконечности расширен аналогично расширению в корме, а в зоне расширения внутреннего борта носовой оконечности размещено носовое крыло или два крыла.



 

Похожие патенты:

Противоминная защита относится к бронетанковой и специальной инженерной технике и может быть использована на танках, минных тральщиках, бронированных машинах разминирования, инженерных машинах разграждения и других бронированных машинах, предназначенных для преодоления заминированной местности и заминированных путей движения техники и людей. Применение бронированного автомобиля позволит повысить защиту экипажа от воздействия фугасных и кумулятивных мин повышенного боевого могущества.

Полезная модель относится к области обучения и тренировки подводных пловцов (дайверов) в аппаратах с открытым циклом дыхания, в частности, к устройствам и принадлежностям для тренировочных упражнений и обучения подводному плаванию без воды [А63В 69/10]

Морской автономный комплекс для добычи нефти, полупогружная плавучая буровая платформа, морская добычная стойка для откачки нефти, морская ледостойкая плавучая платформа для добычи нефти, ледостойкий плавучий резервуар для сбора и хранения нефти, якорь для плавучих конструкций в море относятся к области освоения подводных жидких и газообразных месторождений, к сооружению технологических комплексов при широком диапазоне внешних условий и характеристик грунтов морского дна.
Наверх