Мобильный комплексный авиационный тренажер

 

Полезная модель относится к области авиационной техники, может найти применение при создании авиационных тренажеров, а именно самолетных и вертолетных тренажеров для обучения, переподготовки и поддержания профессиональной готовности летного и технического составов.

Мобильный комплексный авиационный тренажер включает в себя единую конструкцию подвижного тренажера, включающего макет кабины летчика с имитаторами приборов, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, рабочее место инструктора, устройство сопряжения и вычислительную управляющую система, 6-степенную систему подвижности опорного типа, переходную платформу поворотного механизма шасси автокрана и блок управления работой поворотного механизма, конструкция электрически связана с центральным постом контроля и управления, посредством устройства сопряжения конструктивно выполненного в виде секции, установленной на опорной платформе подвижности, при этом переходная платформа используется как конструкция фиксации опор системы подвижности и жестко располагается на поворотном механизме конструкции шасси автокрана.

Центральный пост контроля и управления, включающий в себя рабочие места оператора управления системами комплекса и инструктора управления выполнением полетного задания с соответствующими мониторами контроля с органами управления процессом тренажа, источники питания, средства служебной и оперативной радиосвязи, устройство коммутации, содержащее систему сопряжения, вычислительную систему и органы управления работой устройства коммутации.

Причем все составные части центрального поста контроля и управления электрически связаны между собой и конструктивно объедены в единую механическую внешне защищенную мобильную конструкцию, выполненную в виде стандартного автоконтейнера -«кунга».

Техническое решение мобильного комплексного авиационного тренажера позволяет:

- создать тренажер с более высокими техническими характеристиками;

- обеспечить имитацию акселерационных воздействий на членов экипажа по каналам тангажа, крена, курса и скольжения в процессе проведения тренировок при управлении эволюциями ЛА;

- задействовать в процессе тренажа основные службы обеспечения выполнения полетного задания;

- использовать средства обучения и тренажа вне зависимости от их места дислокации. Иллюстрация - на 1 листе.

Полезная модель относится к области авиационной технике и может найти применение при создании авиационных тренажеров для обучения, переподготовки и поддержания профессиональной готовности летного и технического составов.

Известен «Тренажер летчика», содержащий кабину с креслом летчика, снабженную механизмом перемещения, имитаторы органов управления, модель динамики полета, имитаторы бортовых систем, блок управления, имитаторы приборов и внешней обстановки, выпуска шасси и установки их на замки выпущенного положения перед посадкой летательного аппарата (ЛА) [1].

Известен «Авиационный тренажер», содержащий кабину с органами управления и контроля, кинематически связанную с исполнительными приводами, входы которых соединены с выходами органов управления, вычислительную систему и имитаторы внешней обстановки, выпуска шасси и установки их на замки выпущенного положения перед посадкой летательного аппарата (ЛА) [2].

Известен также «Мобильный комплексный авиационный тренажер», который включает в себя два стандартных автоконтейнера - «кунга», содержащий макет кабины летчика с имитаторами приборов, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, рабочее место инструктора и вычислительную управляющую систему. Во втором автоконтейнере - «кунге» установлен центральный пост контроля и управления, включающий в себя рабочие места оператора управления системами комплекса и инструктора управления выполнением полетного задания с соответствующими мониторами контроля с органами управления процессом тренажа, источники автономного и вторичного питания всего тренажного комплекса, средства служебной и оперативной радиосвязи, и устройство коммутации. Центральный пост контроля и управления выполнен с возможностью подключения к нему одновременно нескольких модулей авиационных тренажеров и обеспечения моделирования групповых действий летательных аппаратов (ЛА)

[3]. По своему назначению и функциональным возможностям наиболее близким авиационным тренажерам к заявляемому служит «Мобильный комплексный авиационный тренажер», который выбран авторами в качестве прототипа.

Вышеуказанные аналоги, обладая высокой степенью имитации динамики полета летательного аппарата имеют ограниченные обучающие возможности из-за отсутствия имитации акселерационных воздействий на тренирующихся в процессе управления эволюциями летательного аппарата при выполнении заданий тренировок..

Целью данной полезной модели является улучшение технических характеристик тренажера и получение более высоких обучающих возможностей.

Указанная цель достигается тем, что в мобильном комплексном авиационном тренажере, содержащим «кунг» с центральным постом контроля и управления, рабочим местом оператора управления системами комплекса и инструктора управления выполнением полетного задания с соответствующими мониторами контроля с органами управления процессом тренажа, источниками автономного и вторичного питания всего тренажного комплекса, средствами служебной и оперативной радиосвязи и устройством коммутации введена единая конструкция подвижного тренажера, включающего макет кабины летчика с имитаторами приборов, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, рабочее место инструктора, устройство сопряжения и вычислительную управляющую систему, 6-степенную систему подвижности опорного типа, переходную платформу поворотного механизма шасси автокрана и блок управления работой поворотного механизма, конструкция электрически связана с центральным постом контроля и управления, посредством устройства сопряжения конструктивно выполненного в виде секции, установленной на опорной платформе подвижности, при этом переходная платформа используется как конструкция фиксации опор системы подвижности и жестко располагается на поворотном механизме конструкции шасси автокрана.

Мобильный комплексный авиационный тренажер позволяет обеспечить, как мобильное так и стационарное использование тренажера.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежом, где представлена структурная схема мобильного тренажера.

Мобильный комплексный авиационный тренажер (см.Чертеж) содержит центральный пост контроля и управления 1, подвижный тренажер 2.

Центральный пост контроля и управления 1 (ЦПКУ) включает в себя устройство коммутации 3, источники автономного и вторичного питания 4, мониторы 5, 6, 7, 8, рабочее место оператора управления системами комплекса 9, средства имитации служебной и оперативной радиосвязи 10, рабочее место инструктора управления выполнением полетного задания 11. содержащее систему сопряжения, вычислительную систему и органы управления устройством коммутации 3.

Автоконтейнер центрального поста контроля и управления 1 и подвижный тренажер 2 соединены между собой электрическим кабелем 12.

Подвижный тренажер (ПТ) включает в себя устройство сопряжения 13 конструктивно выполнено в виде стойки, в которой установлены крейт 14 блоков управления и связей с устройствами подвижного тренажера и вычислительная управляющая система 15, блок 16 связи ЦПКУ и ПТ, блок 17 управления питанием устройств ПТ, блок 18 управления работой системой имитации визуальной обстановки, блок 19 обеспечения работы макета кабины, блок 20 обеспечения работы рабочего места инструктора, блок 21 управления и контроля работой системой подвижности, блок 22 управления и контроля работой поворотного механизма, систему имитации визуальной обстановки 23, макет кабины 24, рабочее место инструктора 25, опорную платформу 26 системы подвижности, систему подвижности 27, блок 28 управления работой системы подвижности, переходную платформу 29 поворотного механизма, поворотный механизм 30, блок 31 управления поворотным механизмом и шасси автокрана 32.

Устройство сопряжения 13 электрически связанно блоком 16, кабелем 12 с блоками 3, 4 центрального поста контроля и управления 1.

Блок 17 управления питанием электрически связан с блоком 16, системой имитации визуальной обстановки 23, макетом кабины 24, рабочим местом инструктора 25, блоком 28 управления системой подвижности 27 и блоком 31 управления поворотным механизмом 30 шасси автокрана 32.

Блок 18 управления работой системой имитации визуальной обстановки электрически связан с вычислительной управляющей системой 15 и системой имитации визуальной обстановки 23.

Блок 19 обеспечения работы макета кабины1 в составе подвижного тренажера 2 электрически связан с вычислительной управляющей системы 15 и макетом кабины 24.

Блок 20 обеспечения работы рабочего места инструктора в составе подвижного тренажера 2 электрически связан с вычислительной управляющей системы 15 и рабочим местом инструктора 25.

Блок 21 управления и контроля работой системой подвижности электрически связан с вычислительной управляющей системы 15 и с блоком 28 управления работой системы подвижности 27.

Блок 22 управления и контроля работой поворотного механизма электрически связан с вычислительной управляющей системой 15 и блоком 31 управления поворотным механизмом 30 шасси 32 автокрана.

Мобильный комплексный авиационный тренажер работает следующим образом:

Оператор, обеспечивающий управление системами всего комплекса, с рабочего места 9 включает источники основного автономного и вторичного питания 4, при этом запитываются все составные части центрального поста контроля и управления, размещенные в автоконтейнере 1 и подвижного тренажера 2.

После этого инструктор с рабочего места 11 формирует (задает) программу обучения и режим полета в блоке 3, которые транслируются блоком 16 устройства сопряжения 13 подвижного тренажера в вычислительную управляющую систему 15 устройства сопряжения 3, для обеспечения процесса обучения.

Между обучаемыми и инструкторами постоянно осуществляется связь посредством блока 10 средств служебной и оперативной радиосвязи ЦПКУ и блоком 19 в составе подвижного тренажера 2.

Процесс выполнения задания регистрируется в памяти вычислительной системы ЦПКУ блок 3, а контроль осуществляется с помощью ТВ камер макета кабины 24 и мониторов рабочего места 25 подвижного тренажера и ЦПКУ рабочее место оператора 9, и рабочее место инструктора 11.

Техническое решение мобильного комплексного тренажера позволяет:

- создать тренажер с более высокими техническими характеристиками;

- обеспечить имитацию акселерационных воздействий на членов экипажа по каналам тангажа, крена, курса и скольжения в процессе проведения тренировок при управлении эволюциями ЛА;

- задействовать в процессе тренажа основные службы обеспечения выполнения полетного задания;

- использовать средства обучения и тренажа вне зависимости от их места дислокации. С использованием материалов данной полезной модели были проведены исследовавания, которые показали, что предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить процесс обучения и тренажа в более широком диапазоне решаемых задач с учетом акселерационных воздействий и мобильности тренажера.

Предполагаемый заказчик Министерство транспорта Российской Федерации.

Источники информации:

1. Патент РФ на полезную модель 38247 от 06.01.2004 г. МПК 7 G09В 9/08 «Авиационный тренажер».

2. Патент РФ на полезную модель 423427 от 04.08.2004 г. МПК 7 G09В 9/08 «Авиационный тренажер».

3. Патент РФ на полезную модель 61917 от 30.11.2006 г.. МПК 7 G09В 9/08 «Мобильный комплексный авиационный тренажер».

Мобильный комплексный авиационный тренажер, содержащий кабину летчика с приборным оборудованием, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, вычислительную управляющую систему и центральный пост контроля и управления, включающий в себя рабочие места оператора управления системами тренажера и инструктора управления выполнением полетного задания с соответствующими мониторами контроля с органами управления процессом тренажа, источники основного автономного и вторичного питания, средства имитации служебной и оперативной радиосвязи, устройство коммутации, содержащее систему сопряжения, вычислительную систему и органы управления работой устройством коммутации, причем все составные части центрального поста контроля и управления электрически связаны между собой и конструктивно объединены в единую механически внешне защищенную мобильную конструкцию, выполненную в виде стандартного автоконтейнера - КУНГа, отличающийся тем, что в него дополнительно введена единая конструкция подвижного тренажера, включающего макет кабины летчика с имитаторами приборов, органов управления и пультов, систему имитации визуальной обстановки и акустических шумов, рабочее место инструктора, устройство сопряжения и вычислительную управляющую система, 6-степенную систему подвижности опорного типа, переходную платформу поворотного механизма шасси автокрана и блок управления работой поворотного механизма, конструкция электрически связана с центральным постом контроля и управления, посредством устройства сопряжения конструктивно выполненного в виде секции, установленной на опорной платформе подвижности, при этом переходная платформа используется как конструкция фиксации опор системы подвижности и жестко располагается на поворотном механизме конструкции шасси автокрана.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для гашения колебаний при действии динамических нагрузок

Полезная модель относится к управляющим системам общего назначения, а именно, к системам управления тяговыми ресурсами, и может быть использована для управления тяговыми ресурсами на железнодорожном транспорте при организации грузовых, пассажирских, пригородных перевозок и эксплуатации специализированного самоходного подвижного состава
Наверх