Домкрат

 

Полезная модель относится к грузоподъемным устройствам и может быть использована для быстрого поднятия и опускания грузов на большую высоту, в частности при ремонте и техническом обслуживании автомобилей. Домкрат включает двуплечий рычаг 1 с большим А и малым Б плечами и с опорной поверхностью Г, выполненной в виде окружности с радиусом R. Опорная поверхность Г двуплечего рычага 1 может быть выполнена в виде криволинейной поверхности с переменным радиусом R. Опорная поверхность Г двуплечего рычага 1 также может быть выполнена в виде криволинейной поверхности с разными радиусами кривизны r1r3. Стойки Д выполнены заодно с кареткой 2. Опорные колеса 3 и 4 подвижно установлены на осях 5 и 6 соответственно. Передний каток 7 подвижно установлен на оси 8, а задний каток 9 установлен на оси 6 общей с опорным колесом 4. Катки 7 и 9 и опорные колеса 3 и 4 установлены на каретке 2 с возможностью независимого друг от друга вращения. Стойки Д каретки 2 выполнены с отверстиями 10, в которые установлена с зазором ось 11 двуплечего рычага 1. Последний установлен на оси 11 с возможностью одновременного перекатывания опорной поверхностью Г по каткам 7 и 9. Двуплечий рычаг 1 выполнен с фиксирующими элементами В. На конце малого плеча Б подвижно установлен захват 12. Каретка 2 снабжена фиксатором 13, установленным с возможностью взаимодействия с фиксирующими элементами. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Полезная модель относится к грузоподъемным устройствам, может быть использовано для быстрого поднятия и опускания грузов на большую высоту, в частности при ремонте и техническом обслуживании автомобилей.

Известен домкрат для транспортного средства (пат. на ПМ N 78481, кл. B66F 3/12) включающий шарнирно-рычажный механизм, образованный двумя парами рычагов: нижним и верхним, шарнирно соединенных посредством осевого стержня, нижний рычаг каждой пары шарнирно связан с нижней опорой, верхний рычаг шарнирно связан с верхним элементом. Верхний и нижний рычаги дополнительно соединены между собой скобой, концевые участки которой расположены с наружной стороны домкрата в плоскостях Х-Х и Y-Y, пересекающих плоскость Z-Z, в которой расположен центральный участок скобы, содержащий отверстие для приема винта и сопряженный с ответным участком осевого стержня.

Недостатком известного домкрата является сложность конструкции и небольшая скорость подъема груза за счет использования винтового механизма.

Другим недостатком является низкая устойчивость, так как его опорная поверхность имеет небольшую площадь.

Известен домкрат автомобильный, дорожный (пат. на ПМ N 88623, кл. B60S 9/11), снабженный механизмом подъема-опускания. В него встроен электрический привод постоянного тока, который приводит в движение рабочий орган домкрата, привод питается электрическим током от прикуривателя автомобиля, либо автономного источника и оснащен редуктором.

Недостатком известного устройства является неудобство в работе, так как требуется наличие источника тока.

Другим недостатком, также как и у предыдущего аналога, является низкая устойчивость из-за небольшой площади опорной поверхности.

Известен домкрат для автомобиля (св-во на ПМ N 29297, кл. B66F 3/12), содержащий шарнирно-рычажный механизм с винтом, выполненный из двух рычагов - основного и опорного, шарнирно соединенных между собой, опорный рычаг шарнирно соединен с опорной пятой, при этом домкрат снабжен дополнительным упругим опорным элементом, жестко соединенным с основным рычагом.

Недостатком известной конструкции домкрата является невысокая скорость подъема из-за использования винтового механизма.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков является домкрат, раскрытый в RU 54030, кл. В66F 5/00 (прототип), включающий двуплечий рычаг с опорной частью, выполненный в виде корпуса, опорная часть выполнена в виде подвижно смонтированных на соответствующих осях опорных колес и роликов-сателлитов, установленных подвижно относительно опорных колес с возможностью постоянного контакта с ними, нижняя часть корпуса выполнена с упорным устройством, а верхняя часть снабжена жестко установленной в нем рукояткой.

Устройство по прототипу обеспечивает высокую скорость и большую высоту подъема автомобиля. Однако и оно не лишено недостатков. Основным недостатком является низкая устойчивость домкрата. Другим недостатком является необходимость прикладывать большие усилия на рычаг при его использовании.

Предлагаемая конструкция домкрата устраняет вышеупомянутые недостатки.

Домкрат, включающий двуплечий рычаг, выполненный в виде корпуса с опорной поверхностью, на котором установлены опорные колеса, и катки, согласно решения, корпус двуплечего рычага выполнен в форме сегмента, опорная поверхность двуплечего рычага выполнена в виде окружности с радиусом R. Кроме этого, устройство дополнительно снабжено кареткой со стойками, выполненными заодно с кареткой, и установленными на ней катками, каретка установлена на опорных колесах, а двуплечий рычаг установлен с возможностью постоянного контакта своей опорной поверхностью с катками.

А также за счет того, что опорная поверхность двуплечего рычага выполнена в виде криволинейной поверхности с переменным радиусом или в виде криволинейной поверхности с разными радиусами кривизны

Сопоставительный анализ с прототипом позволил выявить следующие общие с заявленной полезной моделью существенные признаки:

- наличие двуплечего рычага

- выполнение двуплечего рычага в виде корпуса с опорной поверхностью

- наличие опорных колес

- наличие катков

Отличительные признаки:

- выполнение корпуса двуплечего рычага в форме сегмента выполнение опорной поверхности двуплечего рычага в виде окружности с радиусом R

- наличие дополнительно установленной каретки со стойками, выполненными заодно с кареткой, и с катками

- установкой каретки на опорных колесах

- установкой двуплечего рычага с возможностью постоянного контакта своей опорной поверхностью с катками

Как видно из сопоставительного анализа, заявленная совокупность существенных признаков является новой, поэтому правомерен вывод о том, что влияние этой совокупности признаков на достигаемый технический результат неизвестен.

Задача, решаемая предложенным техническим решением - это увеличение площади опоры домкрата.

Достигаемый технический результат - повышенная устойчивость домкрата при одновременном увеличении максимальной высоты подъема автомобиля с сохранением минимального усилия на двуплечем рычаге.

Решение задачи обеспечивается за счет дополнительного введения в конструкцию устройства каретки со стойками, выполненными заодно с кареткой, и с катками, установки каретки на опорных колесах, выполнения корпуса двуплечего рычага в форме сегмента, выполнения опорной поверхности двуплечего рычага в виде окружности с радиусом R, установки двуплечего рычага с возможностью постоянного контакта своей опорной поверхностью с катками.

А также за счет того, что опорная поверхность двуплечего рычага выполнена в виде криволинейной поверхности с переменным радиусом или в виде криволинейной поверхности с разными радиусами кривизны

Сущность технического решения поясняется чертежами:

На фиг.1 - предлагаемое устройство. Исходное положение.

На фиг.2 - то же. Промежуточное положение.

На фиг.3 - то же. Конечное положение, (т.е. груз поднят и зафиксирован на максимальной высоте)

На фиг.4 - то же. Выполнение опорной поверхности двуплечего рычага в виде части витка спирали

На фиг.5 - то же. Выполнение опорной поверхности двуплечего рычага в виде кулачка

Домкрат включает двуплечий рычаг 1, выполненный в форме сегмента с большим А и малым Б плечами и с опорной поверхностью Г, выполненной в виде окружности с радиусом R (см. фиг.1).

Опорная поверхность Г (см. фиг.1) двуплечего рычага 1 может быть выполнена в виде криволинейной поверхности с переменным радиусом R, например, в виде части спирали Е (на черт, обозн. тонкой линией) (см. фиг.4).

Опорная поверхность Г (см. фиг.1) двуплечего рычага 1 также может быть выполнена в виде криволинейной поверхности с разными радиусами кривизны, например, в виде кулачка Ж с радиусами rlr3. (см. фиг.5).

Стойки Д выполнены заодно с кареткой 2. Опорные колеса 3 и 4 подвижно установлены на осях 5 и 6 соответственно. Передний каток 7 подвижно установлен на оси 8, а задний каток 9 установлен на оси 6 общей с опорным колесом 4. Катки 7 и 9 (передний и задний соответственно) и опорные колеса 3 и 4 установлены на каретке 2 с возможностью независимого друг от друга вращения. Стойки Д каретки 2 выполнены с отверстиями 10, в которые установлена с зазором ось 11 двуплечего рычага 1. Последний установлен на оси 11 с возможностью одновременного перекатывания опорной поверхностью Г по каткам 7 и 9 (переднему и заднему соответственно). Двуплечий рычаг 1 выполнен с фиксирующими элементами В. На конце малого плеча Б двуплечего рычага 1 подвижно установлен захват 12. Каретка 2 снабжена подвижно установленным на ней фиксатором 13, установленным с возможностью взаимодействия с фиксирующими элементами В. Опорные колеса 3 и 4 выполнены с диаметром, превышающим диаметр катков 7 и 9, а уровень расположения оси 8 переднего катка 7 соответствует уровню расположения оси 6 заднего катка 9 относительно опорной поверхности. Заданное расстояние между осями 8 и 6 катков 7 и 9 обеспечивает положение нижней части корпуса (на черт. не обозн.) двуплечего рычага 1 на некоторой высоте от опорной поверхности, (от поверхности земли).

Домкрат работает следующим образом:

В начальном положении пользователь подводит домкрат к корпусу поднимаемого автомобиля (на черт. не обозн.) так, чтобы захват 12 (см. фиг.1) зашел под него и встал в свое гнездо под порогом автомобиля. При этом большое плечо А двуплечего рычага 1 не касается корпуса автомобиля. Захват 12 находится в крайнем нижнем положении на высоте Hmin.

При подъеме автомобиля пользователь тянет верхний конец большого плеча А двуплечего рычага 1 на себя с усилием Р, преодолевая сопротивление, возникающее от веса Q поднимаемого автомобиля (см. фиг.2). При этом опорная поверхность Г двуплечего рычага 1 начинает перекатываться по каткам 7 и 9. Одновременно каретка 2 начинает перемещаться под раму автомобиля (см. фиг.2). При этом фиксатор 13 фиксирует положение рычага 1 на нужной высоте подъема автомобиля, взаимодействуя с фиксирующими элементами В. (см. фиг..2), предотвращая тем самым самопроизвольное опускание автомобиля.

При максимальном поднятии автомобиля на высоту Нmах продольная устойчивость домкрата обеспечивается максимально возможным расстоянием между осями 5 и 6 опорных колес 3 и 4 соответственно, а поперечная устойчивость домкрата обеспечивается стойками Д каретки 2 и максимально возможным расстоянием между опорными колесами 3 и 4. (см. фиг.3).

При опускании автомобиля пользователь выводит фиксатор 13 из зацепления с фиксирующими элементами В любым известным способом, придерживая рычаг 1 в нижнем крайнем положении. Дальнейшее опускание автомобиля производится за счет преодоления пользователем усилия Р на рычаге 1, возникающего от веса Q опускаемого автомобиля.(см. фиг.3).

За счет выполнения опорной поверхности Г (см. фиг.1) двуплечего рычага 1 в виде криволинейной поверхности с переменным радиусом R, например, в виде части спирали Е (см. фиг.4) или с разными радиусами кривизны, например, в виде кулачка Ж с радиусами rr3 (см. фиг.5) максимальная высота подъема автомобиля возрастает до величины Hmax1.

В настоящее время заявителем изготовлена опытная партия домкратов предлагаемой конструкции. Как показали результаты испытаний, устойчивость домкрата увеличилась за счет увеличения площади опоры. Увеличилась также высота подъема автомобиля при минимальных усилиях на двуплечем рычаге.

Поскольку полезная модель осуществима с использованием известных средств производства, можно считать, что она соответствует условию патентоспособности «промышленная применимость».

1. Домкрат, включающий двуплечий рычаг, выполненный в виде корпуса с опорной поверхностью, катки и опорные колеса, отличающийся тем, что корпус двуплечего рычага выполнен в форме сегмента, опорная поверхность двуплечего рычага выполнена в виде окружности с радиусом R, при этом устройство дополнительно снабжено кареткой со стойками, выполненными заодно с кареткой, и установленными на ней катками, причем каретка установлена на опорных колесах, а двуплечий рычаг установлен с возможностью постоянного контакта своей опорной поверхностью с катками.

2. Домкрат по п.1, отличающийся тем, что опорная поверхность двуплечего рычага выполнена в виде криволинейной поверхности с переменным радиусом.

3. Домкрат по п.1, отличающийся тем, что опорная поверхность двуплечего рычага выполнена в виде криволинейной поверхности с разными радиусами кривизны.



 

Наверх