Двухступенчатая раздаточная коробка многоцелевого назначения (варианты)

 

Двухступенчатая раздаточная коробка многоцелевого назначения (варианты 1-3) содержит разъемный корпус, состоящий из картера (1) и крышки (2), ведущий вал (3), промежуточный вал (4), дифференциал (5) и масляный насос (6). Ведущий вал (3) установлен на роликовых подшипниках (7). На ведущем валу (3) установлены по посадке шестерня (8) высшей передачи и шестерня (9) низшей передачи, между которыми размещена каретка (10) включения передач, связанная с вилкой (11) механизма переключения передач раздаточной коробки. По вариантам (1, 3) исполнения на правом конце ведущего вала (3), выполненном со шлицевым отверстием, установлен масляный насос (6). Крышка (12) насоса (6) выполнена в виде стакана, в котором установлен на шариковом подшипнике (13), поджимаемым втулкой (14), вал (15) привода дополнительного агрегата, например, коробки отбора мощности. Вал (15) передним шлицевым концом соединен с ведущим валом раздаточной коробки, а задним - с дополнительным агрегатом (16), устанавливаемым на крышке насоса. По вариантам (2, 3 исполнения) промежуточный вал (4) установлен на роликовых подшипниках (19). Левая часть промежуточного вала (4) зацеплена с шестерней (9) низшей передачи и дифференциалом (5). Правая часть промежуточного вала (4) зацеплена с шестерней (8) высшей передачи. На правом конце промежуточного вала (4) выполнено шлицевое отверстие, в котором установлен вал (21) привода насоса, передающий крутящий момент на дополнительный агрегат (22) (вариант 2) или второй дополнительный агрегат (22) (вариант 3), например, гидравлический насос, установленный в крышке (23) заднего подшипника промежуточного вала. Была решена задача обеспечить возможность присоединения дополнительных агрегатов для отбора мощности, что расширяет спектр применения данной раздаточной коробки.

3 н.п.ф., 4 з.п.ф., 3 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использована в трансмиссиях колесных транспортных средств.

Известна раздаточная коробка, содержащая разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, первичный вал с расположенным на нем механизмом переключения передач и установленными на подшипниках шестернями, находящимися в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, вторичный вал с дифференциалом или без него и с шестерней, находящийся в зацеплении с одной из шестерен промежуточного вала. В коробке установлена система принудительной смазки, состоящая из съемного фильтра, маслоприемника, трубок и насоса с приводом от промежуточного вала (РФ 2264927, МПК 7 В60К 17/34, опубл. 27.11.2005).

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является раздаточная коробка, содержащая разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, установленный на подшипниках и имеющий вертикальные каналы для смазки ведущий вал с расположенными на нем шестернями высшей и низшей передач, находящимися в постоянном зацеплении с промежуточным валом, кареткой включения передач, связанной с вилкой включения передач, дифференциал, масляный насос с приводом (РФ 100163, МПК F16Н 57/02, F16Н 57/04, опубл. 10.12.2010).

Данная раздаточная коробка выбрана в качестве ближайшего аналога.

Недостатком известного устройства является невозможность присоединения дополнительных агрегатов для отбора мощности, что сужает спектр применения данной раздаточной коробки.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является разработка конструкции раздаточной коробки многоцелевого назначения за счет обеспечения возможности присоединения дополнительных агрегатов для отбора мощности.

Для решения поставленной задачи в двухступенчатой раздаточной коробке, содержащей разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, установленный на подшипниках ведущий вал с размещенными на нем по посадке шестернями высшей и низшей передачи и находящимися в постоянном зацеплении с промежуточным валом, установленным на подшипниках, и кареткой включения передач, связанной с вилкой включения передач, дифференциал, также находящийся в постоянном зацеплении с промежуточным валом, масляный насос с приводом от ведущего вала и крышкой, по первому варианту исполнения ведущий вал выполнен со шлицевым отверстием, а крышка насоса выполнена таким образом, что в ней установлен на шарикоподшипнике вал привода дополнительного агрегата, передним шлицевым концом соединенный с ведущим валом раздаточной коробки, а задним - с дополнительным агрегатом, в качестве которого может быть использована коробка отбора мощности, устанавливаемым на крышке насоса. По второму варианту исполнения в промежуточном вале раздаточной коробки выполнено шлицевое отверстие, в котором установлен вал привода дополнительного агрегата, в качестве которого может быть использован гидравлический насос, при этом крышка заднего подшипника промежуточного вала выполнена с возможностью закрепления на ней дополнительного агрегата. Третий вариант исполнения объединяет оба варианта, для чего ведущий вал выполнен со шлицевым отверстием, а крышка насоса выполнена таким образом, что в ней установлен на шарикоподшипнике вал привода дополнительного агрегата, передним шлицевым концом соединенный с ведущим валом раздаточной коробки, а задним - с дополнительным агрегатом, в качестве которого может быть использована коробка отбора мощности, устанавливаемым на крышке насоса, кроме того, в промежуточном вале раздаточной коробки выполнено шлицевое отверстие, в котором установлен вал привода второго дополнительного агрегата, в качестве которого может быть использован гидравлический насос, при этом крышка заднего подшипника промежуточного вала выполнена с возможностью закрепления на ней второго дополнительного агрегата.

Совокупность существенных признаков предлагаемой двухступенчатой раздаточной коробки по вариантам (1-3) обеспечивает возможность присоединения дополнительных агрегатов (например, коробки отбора мощности, насоса) и передачи крутящего момента через вал привода коробки отбора мощности и/или вал привода насоса.

В итоге конструкция позволяет присоединять дополнительные агрегаты для отбора мощности, что в свою очередь расширяет спектр применения данной раздаточной коробки.

Заявителю не известны раздаточные коробки с указанной совокупностью существенных признаков, и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где:

фиг.1 - двухступенчатая раздаточная коробка с дополнительными агрегатами (вид в разрезе, вариант 3);

фиг.2 - двухступенчатая раздаточная коробка с дополнительным агрегатом на первичном валу (вид в разрезе, вариант 1);

фиг.3 - двухступенчатая раздаточная коробка с дополнительным агрегатом на промежуточном валу (вид в разрезе, вариант 2).

Двухступенчатая раздаточная коробка многоцелевого назначения (варианты 1-3) содержит разъемный корпус, состоящий из картера 1 и крышки 2, ведущий вал 3, промежуточный вал 4, дифференциал 5 и масляный насос 6.

Ведущий вал 3 установлен на роликовых подшипниках 7. На ведущем валу 3 установлены по посадке шестерня 8 высшей передачи и шестерня 9 низшей передачи, между которыми размещена каретка 10 включения передач, связанная с вилкой 11 механизма переключения передач раздаточной коробки.

По вариантам (1, 3) исполнения на правом конце ведущего вала 3, выполненном со шлицевым отверстием, установлен масляный насос 6. Крышка 12 насоса 6 выполнена в виде стакана, в котором установлен на шариковом подшипнике 13, поджимаемым втулкой 14, вал 15 привода дополнительного агрегата, например, коробки отбора мощности. Вал 15 передним шлицевым концом соединен с ведущим валом раздаточной коробки, а задним - с дополнительным агрегатом 16, устанавливаемым на крышке насоса. Масляный насос 6 крепится к картеру 1 раздаточной коробки винтами 17 с шайбами 18. Дополнительный агрегат 16 устанавливается в крышке масляного насоса 6 и крепится винтами 19 с шайбами 18.

По вариантам (2, 3 исполнения) промежуточный вал 4 установлен на роликовых подшипниках 19. Левая часть промежуточного вала 4 зацеплена с шестерней 9 низшей передачи и дифференциалом 5. Правая часть промежуточного вала 4 зацеплена с шестерней 8 высшей передачи. На правом конце промежуточного вала 4 выполнено шлицевое отверстие, в котором установлен вал 21 привода насоса, передающий крутящий момент на дополнительный агрегат 22 (вариант 2) или второй дополнительный агрегат 22 (вариант 3), например, гидравлический насос, установленный в крышке 23 заднего подшипника промежуточного вала, закрытой транспортной крышкой 24 при помощи болтов 25.

Работа двухступенчатой раздаточной коробки осуществляется следующим образом.

Крутящий момент передается через фланец на ведущий вал 3, на котором установлены по посадке шестерни 9 низшей передачи и шестерни 8 высшей передачи. Также на ведущем валу 3 установлена каретка 10 включения передач. С помощью вилки 11, переключающей каретку 10, крутящий момент передается в зависимости от включенной передачи или на шестерню 9 низшей передачи или на шестерню 8 высшей передачи и далее на промежуточный вал 4, левая часть которого зацеплена с шестерней 9 низшей передачи и дифференциалом 5, а правая часть зацеплена с шестерней 8 высшей передачи. Если включена низшая передача, то взаимодействуют шестерня 9, промежуточный вал 4, дифференциал 5. При включении высшей передачи перемещением каретки 10 включения передач крутящий момент передается через шестерню 8, промежуточный вал 4, дифференциал 5.

Переключение передач в раздаточной коробке производится при помощи механизма переключения передач.

Масляный насос 6 приводится в движение напрямую от ведущего вала 3, вращающегося постоянно, как при движении автомобиля, так и на стоянке, при работающем двигателе и включенной передаче в коробке передач. Также ведущий вал 3 приводит в движение вал 15 привода коробки отбора мощности, который передает крутящий момент на дополнительный агрегат 16.

Дополнительный агрегат 22 приводится в движение промежуточным валом 4 через вал 21 привода насоса. Промежуточный вал вращается при включенной низшей или высшей передаче, что постоянно приводит в движение дополнительный агрегат 22, т.е. он работает всегда, кроме нейтрального положения в раздаточной коробке.

Предлагаемая двухступенчатая раздаточная коробка имеет возможность присоединять дополнительные агрегаты для отбора мощности, что расширяет спектр применения данной раздаточной коробки.

Предлагаемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Двухступенчатая раздаточная коробка многоцелевого назначения, содержащая разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, установленный на подшипниках ведущий вал с размещенными на нем по посадке шестернями высшей и низшей передачи и находящимися в постоянном зацеплении с промежуточным валом, установленным на подшипниках, и кареткой включения передач, связанной с вилкой включения передач, дифференциал, также находящийся в постоянном зацеплении с промежуточным валом, масляный насос с приводом от ведущего вала и крышкой, отличающаяся тем, что в ведущем вале выполнено шлицевое отверстие, а крышка насоса выполнена таким образом, что в ней установлен на шарикоподшипнике вал привода дополнительного агрегата, передним шлицевым концом соединенный с ведущим валом раздаточной коробки, а задним - с дополнительным агрегатом, устанавливаемым на крышке насоса.

2. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве дополнительного агрегата используют коробку отбора мощности.

3. Двухступенчатая раздаточная коробка многоцелевого назначения, содержащая разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, установленный на подшипниках ведущий вал с размещенными на нем по посадке шестернями высшей и низшей передачи и находящимися в постоянном зацеплении с промежуточным валом, установленным на подшипниках, и кареткой включения передач, связанной с вилкой включения передач, дифференциал, также находящийся в постоянном зацеплении с промежуточным валом, масляный насос с приводом от ведущего вала и крышкой, отличающаяся тем, что в промежуточном вале раздаточной коробки выполнено шлицевое отверстие, в котором установлен вал привода дополнительного агрегата, при этом крышка заднего подшипника промежуточного вала выполнена с возможностью закрепления на ней дополнительного агрегата.

4. Раздаточная коробка по п.3, отличающаяся тем, что в качестве дополнительного агрегата используют гидравлический насос.

5. Двухступенчатая раздаточная коробка многоцелевого назначения, содержащая разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, установленный на подшипниках ведущий вал с размещенными на нем по посадке шестернями высшей и низшей передачи и находящимися в постоянном зацеплении с промежуточным валом, установленным на подшипниках, и кареткой включения передач, связанной с вилкой включения передач, дифференциал, также находящийся в постоянном зацеплении с промежуточным валом, масляный насос с приводом от ведущего вала и крышкой, отличающаяся тем, что в ведущем вале выполнено шлицевое отверстие, а крышка насоса выполнена таким образом, что в ней установлен на шарикоподшипнике вал привода дополнительного агрегата, передним шлицевым концом соединенный с ведущим валом раздаточной коробки, а задним - с дополнительным агрегатом, устанавливаемым на крышке насоса, кроме того, в промежуточном вале раздаточной коробки также выполнено шлицевое отверстие, в котором установлен вал привода второго дополнительного агрегата, при этом крышка заднего подшипника промежуточного вала выполнена с возможностью закрепления на ней второго дополнительного агрегата.

6. Раздаточная коробка по п.5, отличающаяся тем, что в качестве дополнительного агрегата используют коробку отбора мощности.

7. Раздаточная коробка по п.5, отличающаяся тем, что в качестве второго дополнительного агрегата используют гидравлический насос.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для блокировки дифференциала транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в дифференциальных приводах транспортных средств, выполненных с возможностью автоматической блокировки колес
Наверх