Система для контроля вождения транспортных средств

 

(57) Система для контроля вождения транспортных средств предназначена для обучения управлению наземными транспортными средствами и контроля качества вождения. Система содержит центральный пункт (1) контроля с несколькими площадками (2) и транспортные средства (3), оборудованные съемными вычислительными блоками (4) контроля с системой датчиков. Площадки (2) представляют собой участки автодрома, оборудованные ограничительными линиями (16) с датчиками контроля (17), контроллерами (18), приемопередатчиками (19) для связи с центральным пунктом (1) и (20) для связи с вычислительными блоками (4). Вычислительные блоки (4) выполнены в виде ноутбуков, подключаемых к бортовой электрической сети транспортного средства (3). Центральный пункт (1) имеет блок (12) управления и отображения данных, с приемопередатчиком (13) системы (14) беспроводной связи для передачи данных внутри системы. Блоки (4) контроля снабжены приемопередатчиками (15) для связи с центральным пунктом (1). Расширение функциональных возможностей системы, повышение точности контроля и объективности приема экзамена при групповой сдаче достигнуто за счет дополнительного снабжения центрального пункта (1) контроля мониторами (21) для визуального наблюдения за каждым транспортным средством (3) и связи центрального пункта (1) со стационарно установленными на автодроме видеокамерами (22), выполнения блоков (4) контроля на транспортных средствах в виде съемных вычислительных блоков, и выполнения датчиков контроля в виде датчиков электромагнитного излучения.

1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Полезная модель относится к устройствам для обучения и контроля вождения транспортных средств и предназначена для обучения управлению наземными транспортными средствами, например легковыми и грузовыми автомобилями, и контроля качества вождения.

Известна система для контроля вождения транспортных средств, описанная в патенте Российской Федерации 2073383 на изобретение «Устройство для обучения водителей» по классу G09В 9/02, заявленном 08.07.1994 г. и опубликованном 10.02.1997 г.

Указанная система содержит расположенные на трассе движения транспортного средства элементы разметки и установленные на транспортном средстве датчик положения транспортного средства, схему сигнализации отклонения от трассы движения и счетчик ошибки, причем система снабжена последовательно включенными генератором прямоугольных импульсов и генератором пачек импульсов, первым ключом и детектором ошибки, схема сигнализации отклонения от трассы движения имеет последовательно включенные усилитель, второй ключ, детектор сигнализации и звуковой генератор, датчик положения транспортного средства выполнен в виде заключенной в электростатический экран антенны приемоизлучателя, а элементы разметки выполнены в виде резонансных контуров, индуктивно связанных с антенной приемоизлучателя, связанной через первый ключ с входом детектора ошибки, соединенного с входами счетчика ошибки и звукового генератора.

Недостатком описанной выше системы является недостаточная точность контроля положения транспортного средства, обусловленная низкой помехоустойчивостью датчика положения, выполненного в виде заключенной в электростатический экран антенны приемоизлучателя, индуктивно связанной с элементами разметки, выполненными в виде резонансных контуров.

Наиболее близкой к заявляемой является система для контроля вождения транспортных средств, описанная в патенте Российской Федерации 2308094 на изобретение «Способ контроля вождения транспортных средств и устройство для его реализации» по классу G09В 9/04, заявленном 21.04.2006 г. и опубликованном 10.10.2007 г.

Известная система состоит из учебно-тренировочного автодрома с несколькими площадками, центральной системы (центрального пункта) контроля, блока измерения отката, транспортных средств, снабженных блоками контроля с системой датчиков, системой радиосвязи с центральной системой контроля, причем площадки автодрома снабжены ограничительными линиями, взаимодействующими с габаритными датчиками, установленными на транспортных средствах, центральная система контроля содержит блок управления и отображения информации с приемопередатчиком, блоки контроля снабжены приемопередатчиками, выполненным с возможностью обмена данными с приемопередатчиком центральной системы контроля. Система датчиков содержит габаритные датчики, датчик ускорения, датчик сцепления, датчик рабочего и стояночного тормозов, датчик остановки двигателя. Блок измерения отката установлен на площадке автодрома и (или) на транспортном средстве и содержит ультразвуковой или оптический датчик для измерения величины отката, контроллер, приемопередатчик. Приемопередатчики выполнены в виде радиомодемов.

Ограничительные линии выполнены в виде магнитных ограничительных полос, пересечение которых необходимо контролировать, а габаритные датчики выполнены в виде магниторезистивных датчиков и (или) датчиков Холла, установленных на транспортных средствах Транспортное средство содержит акустическую систему, соединенную с блоком контроля.

Недостатками известной системы для контроля вождения транспортных средств является недостаточная точность контроля маневрирования и позиционирования транспортного средства, приводящие к снижению объективности приема экзаменов, а также повышенная стоимость из-за необходимости специального дооборудования транспортных средств, предназначенных для работы на таком учебно-тренировочном автодроме. Недостаточная точность контроля маневрирования и позиционирования транспортного средства обусловлена зависимостью корректности работы магниторезистивных датчиков и датчиков Холла от погодных условий: температуры окружающей среды.

Задачей заявляемой полезной модели является расширение функциональных возможностей системы для контроля вождения транспортных средств, повышение точности контроля и объективности приема экзамена при групповой сдаче.

Техническим результатом, позволяющим решить указанную задачу, является минимизация переоборудования транспортных средств, повышение помехоустойчивости датчиков системы и расширение круга факторов, учитываемых при оценке вождения.

Указанный результат достигается тем, что:

1. В известной системе для контроля вождения транспортных средств, состоящей из учебно-тренировочного автодрома с несколькими площадками, центрального пункта контроля, транспортных средств, снабженных блоками контроля с системой датчиков, и системы беспроводной связи для передачи данных внутри системы, при этом центральный пункт контроля содержит блок управления и отображения данных с приемопередатчиком, блоки контроля снабжены приемопередатчиками для связи с центральным пунктом контроля, а площадки автодрома снабжены ограничительными линиями с датчиками контроля, контроллерами и приемопередатчиками для связи с центральным пунктом контроля, согласно полезной модели, центральный пункт контроля дополнительно снабжен мониторами для визуального наблюдения за каждым транспортным средством и связан со стационарно установленными на учебно-тренировочном автодроме видеокамерами, блоки контроля на транспортных средствах выполнены в виде съемных вычислительных блоков, а датчики контроля выполнены в виде датчиков электромагнитного излучения.

2. В системе по п.1, согласно полезной модели, система датчиков транспортного средства дополнительно снабжена датчиком контроля ремня безопасности и датчиком контроля включения указателя поворота.

Дополнительное снабжение центрального пункта контроля мониторами для визуального наблюдения за каждым транспортным средством и связь центрального пункта со стационарно установленными на учебно-тренировочном автодроме видеокамерами, выполнение блоков контроля на транспортных средствах в виде съемных вычислительных блоков и выполнение датчиков контроля в виде датчиков электромагнитного излучения позволяет расширить круг факторов, учитываемых при оценке вождения, повысить помехоустойчивость датчиков системы, минимизировать или совсем исключить дооборудование транспортных средств, что дает возможность расширить функциональные возможности системы для контроля вождения транспортных средств за счет использования в ней не только специально доработанных, но и обычных транспортных средств, а также дает возможность повысить точность контроля и объективность приема экзамена при групповой сдаче экзаменов.

Система датчиков транспортного средства при этом может быть дополнительно снабжена датчиком контроля ремня безопасности и датчиком контроля включения указателя поворота.

Предлагаемая совокупность существенных признаков сообщает заявляемой системе для контроля вождения транспортного средства новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу.

Заявляемая система для контроля вождения транспортного средства обладает новизной по сравнению с прототипом, отличаясь от него тем, что: 1. центральный пункт контроля дополнительно снабжен мониторами для визуального наблюдения за каждым транспортным средством и связан со стационарно установленными на учебно-тренировочном автодроме видеокамерами, блоки контроля на транспортных средствах выполнены в виде съемных вычислительных блоков, а датчики контроля выполнены в виде датчиков электромагнитного излучения,

2. система датчиков транспортного средства дополнительно снабжена датчиком контроля ремня безопасности и датчиком контроля включения указателя поворота.

Заявляемая система для контроля вождения транспортного средства может быть изготовлена любым предприятием, специализирующимся в данной отрасли, так как для этого требуются стандартное оборудование и известные комплектующие и материалы, указанная система может найти широкое применение для обучения управлению наземными транспортными средствами, например легковыми и грузовыми автомобилями, и контроля качества вождения, поэтому она соответствует критерию «промышленная применимость».

Заявляемая система поясняется чертежами, на которых изображены: Фиг.1. Общая схема системы для обучения вождению транспортного средства.

Фиг.2. Схематичное изображение площадки учебно-тренировочного автодрома.

Заявляемая система для обучения вождению транспортного средства, представленная на чертежах (см. Фиг.1 и 2), содержит центральный пункт 1 контроля на учебно-тренировочном автодроме с несколькими площадками 2 и транспортные средства 3, оборудованные съемными вычислительными блоками 4 контроля с системой датчиков. Транспортные средства представляют собой легковые или грузовые автомобили, предназначенные для обучения курсантов.

Площадки 2 учебно-тренировочного автодрома представляют собой участки автодрома, специально оборудованные для выполнения одного из упражнений, необходимых для обучения курсантов управлению транспортными средствами и сдачи ими экзамена по технике вождения.

Съемные вычислительные блоки 4 выполнены в виде ноутбуков, подключаемых к бортовой электрической сети транспортного средства 3, в результате чего максимально используются его встроенные системы электрики и электроники и минимизируется или совсем исключается необходимость дооборудования транспортного средства 3.

Система датчиков, установленная на транспортном средстве 3, содержит датчик контроля ремня безопасности 5, датчик контроля включения указателя поворота 6, датчик контроля работы двигателя 7, датчик контроля включения передач 8, датчик контроля скорости 9, датчик контроля нажатия педали тормоза 10, датчик контроля включения стояночного тормоза 11.

Центральный пункт 1 контроля имеет блок 12 управления и отображения данных, выполненный в виде компьютера, с приемопередатчиком 13 системы 14 беспроводной связи для передачи данных внутри системы.

Блоки 4 контроля на транспортных средствах 3 снабжены приемопередатчиками 15 для связи с центральным пунктом 1 контроля с помощью WiFi канала, обеспечивающего надежную передачу информации на расстояние 200-500 метров.

Площадки 2 автодрома оборудованы ограничительными линиями 16 с датчиками контроля 17, в качестве которых используются оптические датчики, контроллерами 18, приемопередатчиками 19 для связи через WiFi канал с центральным пунктом 1 контроля и 20 для связи с блоками 4 контроля на транспортных средствах 3.

Центральный пункт 1 контроля дополнительно снабжен мониторами 21 для визуального наблюдения за каждым транспортным средством 3 и связан со стационарно установленными на учебно-тренировочном автодроме видеокамерами 22.

Прием экзаменов у курсантов на автодроме с использованием заявляемой системы осуществляют следующим образом.

Перед началом сдачи экзамена курсант занимает свое место в транспортном средстве 3 с предварительно установленным в нем съемным вычислительным блоком 4 контроля. При помощи WiFi канала транспортное средство 3 связывается с компьютером центрального пункт 1 контроля и получает индивидуальный идентификационный код, в соответствии с которым в указанном компьютере будет формироваться база данных о результатах сдачи экзаменов этого курсанта. После этого курсант последовательно выполняет ряд стандартных упражнений, перемещаясь на транспортном средстве 3 от одной площадки 2 к другой.

Подъехав к одной из площадок 2, например, с упражнением «Параллельная парковка задним ходом», курсант останавливает транспортное средство 3 перед линией старта и через ИК канал связи блок 4 контроля регистрируется для выполнения упражнения. По истечении определенного времени, например 20 сек, курсант начинает выполнение упражнения.

Во время выполнения транспортным средством 3 упражнения его датчики контролируют работу его систем и передают данные в блок 4 контроля, откуда они поступают через приемопередатчики 15 и 19 на контроллер 18 площадки 2. Кроме этих данных контроллер 18 принимает данные с датчиков контроля 17 площадки 2, обрабатывает их, выставляет штрафные баллы и по завершении упражнения отправляет результат на центральный пункт 1 контроля, где в компьютере формируется база данных о результатах выполнения курсантом конкретного упражнения и сдачи экзаменов в целом.

При выполнении курсантом упражнений экзаменатор имеет возможность реально оценить мастерство курсанта как по оценке, выставляемой компьютером на основании данных, поступающих с контроллеров 18 площадок 2, так и по своим собственным наблюдениям за действиями курсанта на мониторах 21, отражающих видеоинформацию, поступающую с установленных на учебно-тренировочном автодроме видеокамер 22.

Компьютер центрального пункт 1 контроля формирует экзаменационную ведомость курсанта с учетом результатов выполнения им всех упражнений.

Заявляемая система для контроля вождения транспортного средства по сравнению с прототипом позволяет расширить функциональные возможности системы, повысить точность контроля и объективность приема экзамена при групповой сдаче.

1. Система для контроля вождения транспортных средств, состоящая из учебно-тренировочного автодрома с несколькими площадками, центрального пункта контроля, транспортных средств, снабженных блоками контроля с системой датчиков, и системы беспроводной связи для передачи данных внутри системы, при этом центральный пункт контроля содержит блок управления и отображения данных с приемопередатчиком, блоки контроля снабжены приемопередатчиками для связи с центральным пунктом контроля, а площадки автодрома снабжены ограничительными линиями с датчиками контроля, контроллерами и приемопередатчиками для связи с центральным пунктом контроля, отличающаяся тем, что центральный пункт контроля дополнительно снабжен мониторами для визуального наблюдения за каждым транспортным средством и связан со стационарно установленными на учебно-тренировочном автодроме видеокамерами, блоки контроля на транспортных средствах выполнены в виде съемных вычислительных блоков, а датчики контроля выполнены в виде датчиков электромагнитного излучения.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что система датчиков транспортного средства дополнительно снабжена датчиком контроля ремня безопасности и датчиком контроля включения указателя поворота.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к сборно-разборным покрытиям пола различных площадок и может найти применение для покрытия пола детских и спортивных площадок, прогулочных, беговых и велосипедных дорожек, дорожек для передвижения малоподвижных групп населения

Полезная модель относится к устройствам контроля движения транспорта с целью учета или регулирования движения с использованием идентификации транспортных средств

Полезная модель относится к области тренажерной техники, в частности, к устройствам по изучению режимов управления автотормозами железнодорожного подвижного состава и может быть использовано для повышения эффективности и качества обучения специалистов и работников железнодорожного транспорта
Наверх