Тренажер вождения

 

Полезная модель относится к средствам обучения вождению транспортным средством и может применяться как в автошколах при оценке обучаемых приобретенных ими навыков, в частности, при отсутствии контроля со стороны инструктора. Задачей полезной модели является создание максимально приближенных к действительности условий вождения транспортным средством, формирование устойчивых навыков вождения и возможность самостоятельно оценивать обучаемым степень своего мастерства вождения и усвоения учебного материала. Поставленная задача решается тренажером вождения, представляющем собой макет рабочего места водителя, состоящего из стандартного сидения водителя с системами регулирования параметров, блока педалей, рычага переключения передач, стояночного тормоза, приборного щитка с блоком приборов, рулевого колеса с блоком подрулевых переключателей, собранного из стандартных автомобильных комплектующих на каркасе, и содержащем элемент индикации (монитор, табло), расположенный за приборным щитком и связанный с органами управления и сигнализации макета, и системный блока компьютера с программным обеспечением, отличающемся тем, что тренажер оборудован ремнем безопасности, блокирующем запуск двигателя при неиспользовании ремня, внешними фонарями указателей поворотов и «стоп» сигналами для контроля инструктора за действиями ученика и аварийной сигнализацией для вызова инструктора. Кроме того, тренажер оборудован индивидуальными наушниками, при включении которых блокируются громкоговорители, и специальным устройством, при необходимости закрывающим от ученика органы управления и приборы. Помимо этого, программное обеспечение содержит набор задач и упражнений с функцией оценивания действий обучаемого.

Полезная модель относится к средствам обучения вождению транспортным средством и может применяться как в автошколах при оценке обучаемых приобретенных ими навыков, в частности, при отсутствии контроля со стороны инструктора.

Известен тренажер вождения (1), содержащий кабину, раму, органы управления движением, в правый рычаг которых вмонтирована кнопка гидропневмоочистки, прибор наблюдения механика-водителя, сиденье механика-водителя, кинопроектор и пульт инструктора. Кроме того, он снабжен устройством имитации плохой видимости, электрически связанным с кнопкой гидропневмоочистки и с пультом инструктора, при этом устройство имитации плохой видимости установлено на плите с возможностью размещения перед прибором наблюдения механика-водителя по команде с пульта инструктора. Однако, при этом обучаемый постоянно находится в поле зрения инструктора, который и оценивает степень усвоения учебного материала обучаемым.

Известен способ обучения вождению транспортных средств и ХОДОВОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТОГО СПОСОБА (2), заключающийся в том, что после получения начальных навыков вождения инструктор частично изолируется от обучаемого. При этом сохраняется связь обучаемого с инструктором посредством переговорного устройства. Для реализации этого способа обучения предлагается ходовой тренажер вождения, снабженный в дополнение к основному месту инструктора дополнительным местом. Это место частично изолируется от обучаемого и оборудуется дублированными органами управления. Инструктор при этом сохраняет связь с обучаемым через переговорное устройство, наблюдает за трассой движения и имеет возможность следить за режимом работы тренажера и

оценивать качество вождения обучаемым. Предложенное техническое решение частично освобождает инструктора и дает ему возможность одновременно обучать несколько учеников, однако, конечная оценка степени обучаемости и в этом случае остается за инструктором.

Задачей полезной модели является создание максимально приближенных к действительности условий вождения транспортным средством, формирование устойчивых навыков вождения и возможность самостоятельно оценивать обучаемым степень своего мастерства вождения и усвоения учебного материала.

Поставленная задача решается тренажером вождения, представляющем собой макет рабочего места водителя, состоящего из стандартного сидения водителя с системами регулирования параметров, блока педалей, рычага переключения передач, стояночного тормоза, приборного щитка с блоком приборов, рулевого колеса с блоком подрулевых переключателей, собранного из стандартных автомобильных комплектующих на каркасе, и содержащем элемент индикации (монитор, табло), расположенный за приборным щитком и связанный с органами управления и сигнализации макета, и системный блока компьютера с программным обеспечением, отличающемся тем, что тренажер оборудован ремнем безопасности, блокирующем запуск двигателя при неиспользовании ремня, внешними фонарями указателей поворотов и «стоп» сигналами для контроля инструктора за действиями ученика и аварийной сигнализацией для вызова инструктора.

Кроме того, тренажер оборудован индивидуальными наушниками, при включении которых блокируются громкоговорители, и специальным устройством, при необходимости закрывающим от ученика органы управления и приборы.

Помимо этого, программное обеспечение содержит набор задач и упражнений с функцией оценивания действий обучаемого.

В качестве элементов управления (устройства ввода информации в программу) могут использоваться как стандартные элементы управления ПК, так и сигналы от полунатурных элементов управления через контроллеры.

В качестве элеменов индикации (устройства вывода информации) могут использоваться стандартные устройства (монитор, проектор, аудиокарта и др.) и нестандартные, подключаемые с помощью контроллеров (индикаторы, указатели и др.)

Выставляемые в автоматизированном режиме баллы за ответы и действия обучаемого характеризуют успеваемость и правильность действий обучаемого. Количество баллов считается достаточным, когда пользователь уложился в нужное время и выполнил задачу, не совершив ошибок с первого раза.

Индикатор прогресса - вывод информации обучаемому о количестве набранных баллов, а также максимально возможное количество баллов в задаче. Вывод происходит через элементы индикации.

Программа автоматически подстраивается под успеваемость обучаемого и дает возможность самоконтроля, взаимодействуя с пользователем через элементы управления и элементы индикации. В начале работы формулируется задача на упражнение, которую необходимо решить. Задача может выводиться на экран, проигрываться через аудио устройство или другие устройства вывода и элементы индикации. Количество баллов в начале упражнение равно нулю, элементы управления находятся в начальном состоянии.

Для решения задачи пользователь должен совершить определенную последовательность действий при помощи элементов управления. Каждое действие обрабатывается программой и анализируется. Действия пользователя разделяются на:

- корректные действия (правильная последовательность и скорость реагирования),

- некорректные действия (ошибочные), разделяющиеся на фатальные (пользователь совершил ошибочное действие, после которой невозможно продолжать работу без возврата в исходное состояние в начале упражнения и повторения последовательности действий. В этом случае работа с программой прерывается и обучаемому предлагается начать решение задачи с самого начала. Количество набранных баллов обнуляется) и нефатальные (пользователь совершил ошибочное действие, однако продолжение работы возможно. В этом случае обучаемому сообщается об ошибке, а количество баллов уменьшается на определенное количество. Чем серьезнее ошибка, тем большее количество баллов вычитается).

С течением времени так же вычитаются баллы. Если после выполнения заложенной последовательности действий и решения задачи количество баллов достаточно, пользователь переходит к следующей задаче и количество баллов обнуляется, иначе обучаемому необходимо повторно решить задачу. Повторения будут происходить до тех пор, пока обучаемый не наберет на момент решения задачи достаточного количества баллов.

Таким образом, обучаемому придется повторять решение задачи до тех пор, пока он не решит задачу без ошибок и уложится во временные рамки.

Количество баллов рекомендуется рассчитывать для каждой задачи, исходя из следующего:

- предположим, что в случае решения задачи без ошибок пользователь должен набрать 100 баллов. Предположим, что для решения задачи необходимо совершить

5 действий, соответственно за выполнение каждого действия рекомендуется начислять 20 баллов (100/5).

Баллы за ошибки рекомендуется задавать в рамках от 1 до 30.

Достаточным количеством баллов рекомендуется сделать значение в 90 баллов.

Таким образом, тренажер позволяет обучаемому в наибольшей степени самостоятельно осваивать курс вождения, освобождая время инструктора для занятий одновременно с другими обучаемыми.

Максимально приближенная к реальным дорожным условиям обстановка на тренажере позволяет более эффективно и в короткие сроки усваивать учебный материал.

Разработанное программное обеспечение позволяет самостоятельно, т.е. предельно объективно оценивать программу прохождения курсов вождения, что повышает степень подготовки водителей хорошего уровня.

При этом соблюдается условия вызова инструктора в любое время непосредственно для решения сложных задач, а также комфортные условия для остальных обучаемых.

Тренажер позволяет формировать устойчивые навыки правильного вождения транспортным средством.

Использованная литература:

1. Патент РФ №2150753, 2000 г.

2. Заявка на патент РФ №93035717, 1996 г.

1. Тренажер вождения, представляющий собой макет рабочего места водителя, состоящего из стандартного сиденья водителя с системами регулирования параметров, блока педалей, рычага переключения передач, стояночного тормоза, приборного щитка с блоком приборов, рулевого колеса с блоком подрулевых переключателей, собранного из стандартных автомобильных комплектующих на каркасе, и содержащий элемент индикации (монитор, табло), расположенный за приборным щитком и связанный с органами управления и сигнализации макета, и системный блок компьютера с программным обеспечением, отличающийся тем, что тренажер оборудован ремнем безопасности, блокирующем запуск двигателя при неиспользовании ремня, внешними фонарями указателей поворотов, и «стоп»-сигналами для контроля инструктора за действиями ученика, и аварийной сигнализацией для вызова инструктора.

2. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что тренажер оборудован индивидуальными наушниками, при включении которых блокируются громкоговорители, и специальным устройством, при необходимости закрывающим от ученика органы управления и приборы.

3. Тренажер по п.1, отличающийся тем, что программное обеспечение содержит набор задач и упражнений с функцией оценивания действий обучаемого.



 

Наверх