Гаситель механических колебаний
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АЮТ©РО®МУ СВИ ЗЯЛЬСТВУ
Соеоэ Советскнк
Соцнаекткчеакнк
Рмттублнк
oi>806511 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— р >м; кл.з (22) Заявлено 14. 03. 79 (23) 2758718/25-28 с присоединением заявки ИУ
В 61 Р 5/10
Гасударственный кеиитет СССР вф делам нзобретееня я вткрытиВ (23) Приоритет
Опубликовано 23,02.81 Бюллетень Й9 7 (53) УДК 62-752 (088. 8) Дата оетубликования описания 23. 02. 81
P2) Автор изобретения
П. K. Гнездилов (11) Заявитель (54) ГАСИТЕЛЬ ИЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ
Изобретение относится к средствам для гашения колебаний и может быть использовано для магкой подвески транспортных средств.
Известно устроство для гашения колебаний транспортных средств, содержащее гаситель колебаний, пнев морессоры и* регуляторы (11 .
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является гаситель механических колебаний транспортиыж средств, содержащий цилиндр с размещенным в ием поршнем, разделяющем его объем на две заполненные воздухом полости, связанные между собой общим трубопроводом, и управляющий блок, связанный с полостямк цилиндра 2 .
Известно, что энергия колебаний подрессорной части экипажей создается за счет его тяговой установки, и гашение этих колебаний также требует расхода энергии основной тяговой установки.
Однако в известных гасителях колебаний энергия колебаний не утилизируется, т.е. не возвращается длк использования в полезных целях.
Кроме того, Известные устройства гасителей колебаний имеют сложную конструкцию управляющих блоков с большим количеством подвижных частей, что снижает надежность нх работы.
Цель изобретения — повышение надежности и экономичности работы;
Поставленная цель достигается тем, ® что гаситель снабжен воздухозаборником, установленным в общем трубопроводе, а управляющий блок представляет собой клапан-переключатель, выполненный в виде цилиндрического:теt3 .ла, в средней части которого имеется трапецеидальный выступ, а с другой стороны — ответная трапецеидальная впадина, и в корпусе клапана-переключателя параллельно его оси с
26 двух сторон выполнены калиброванные отверстия.
На Фиг.1 изображена кинематическая схема подвески транспортного средствау на фиг.2 - схема ци2з линдра и клапана-переключателя иа фиг.3 — сечение A-A на фиг.1.
Гаситель содержит пневморессору
1 цилиндр 2 с размещенным в нем поршнем .3, разделяющем его объем на
36 две заполненные воздухам полости
806511
ЗО
55 Источники информации, принятые В0 внимание при экспертизе
Щ 2. Авторское свидетельство СССР
9.315639, кл. В 61 P 5/10, 1969 (прототип). (верхнюю 4 и нижнюю 5), связанные между собой общим трубопроводом б, который в свою очередь через нагнетательный трубопровод 7 связан с пневморессорой 1.
Пневморессора 1 соединена трубопроводом 8 через регулятор 9 с пневмомагистралью 10 ° Цилиндр 2 посредством шарнира 11 связан с подрессоренной частью транспортного средства 12, а его поршень 3 через шарнир 13 связан с неподрессорной частью 14 транспортного средства.
В месте стыка общего трубопровода 6 с трубопроводом 7 установлен воздухозаборник 15, связанный через трубопровод 6 с нижней полостью
5 и через трубопровод 16 — c верхней полостью 4 цилиндра 2.
Управляющий блок представляет собой клапан-переключатель 17, выполненный в виде цилиндрического 2 тела, в средней части которого имеется трапецеидальный выступ 18, а с другой стороны - ответная трапецеидальная впадина 19. В корпусе клапана-переключателя 17 параллельно его оси с двух сторон выполнены колиброванные отверстия
20 и 21, которые перекрываются при его передвижении выступами 18, расположенными на внутреннем торце воздухозаборника 15 и входящими во впадину 19.
Гаситель работает следующим образом.
При колебаниях иеподрессорной части 14.транспортного средства
12 ее движение передается через шарнир 13 поршню 3, например, вверх и тогда давление воздуха в верхней полости 4 цилиндра 2 псвышается, а в нижней полости 5 — пони- 40 мается. Образовавшейся разностью давлений в трубопроводах б и 16 клапан-переключатель 17 перемещается вниз и перекрывает своим траиецеидальным выступом 18 сообщение нагнетательиого трубопровода
7 с трубопроводом 6, а своей верхней частью клапан-переключатель
17 перекрывает сообщение трубопровода 16 с воздухозаборником
15 и одновременно выполненным в нем отверстиями 20 и 21. соединяет нагнетательный трубопровод 7 с трубопроводом 16, а воздухозаборник 15 через трубопровод 6 соединится с иижией попостью цилиндра 2, в которой создается раэряжение.
В это время происходит всасывание воздуха через воздухозаборник 15 жз атмосферы.
° Из верхней полости 4 цилиндра 2 через трубопровод 7 воздух нагиетается в пневморессору 1, откуда избыток воздуха поступает в регулятор 9 в пневмомагистраль 10.
При движении поршня 3 вниз клапан-переключатель 17 создавшейся разностью давлений передвигается вверх и соединяет нагие=ательный трубопровод 7 с нижней полостью 5 цилиндра 2, а верхнюю полость 4 — с воэдухозаборником 15. Цикл повторяется, но нагнетание воздуха в пневморессору 1 происходит иэ нижней полости 5 цилиндра 2.
Чем с большей частотой и амплитудой происходят колебания подрессорной части транспортного средства, тем больше воздуха поступает в пневматическую рессору, автоматически повышая ее демпфирующие свойства.
Запаздывание во времени управляющего воздействия гасителя на пневморессору осуществляется прн помощи калиброванных отверстий 29 и 21 клапана-переключателя 17.
Таким образом, колебания подрессорной части экипажа используется для пополнения пневмомагистрали, уменьшая работу главного сетевого. компрессора, что, например, в поезде . может быть весьма существенным, особенно нри наличии большого количества вагонов.. Формула изобретения
Гаситель механических колебаний, преимущественно для транспортных средств, содержащий цилиндр с размешрнным в нем поршнем, разделяющем его объем на две заполненные воздухом полости, связанные между собой общим трубопроводом, и управляющий блок, связанный с полостями цилиндра, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и экономичности работы он снабжен воздухозаборником, установленным в общем трубопроводе, а управляющий блок представляет собой клапан-переключатель, выполненный в виде цилиндрического тела, в средней части которого имеется трааецеидальный выступ, а с другой стороны — ответная трапецеидальная впадина, и в корпусе клапана-переключателя параллельно его оси с двух сторон выполнены калиброванные отверстия.
1. Авторское свидетельсво СССР
9 437639, кл. В 61 Р 5/10, 1974.
806511 ,е-4, Составитель О. Мальцев
Редактор Г. Кацалап Техред И. Голннка Корректор В. Вутяга
Заказ 148/31 . . Тираж 562 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4



