Система для регулирования топливновоздушной смеси в двигателе внутреннего сгорания
Союз Советских
Социалистических
Республик
> 638277 (61) Дополнительный к патенту— (22) Заявлено 21.06.72 (21) 1799749, 25-06 (23) Приоритет — (32) 22.06.71 (51) М. Кл.- F 02 Р 33/00
Государственный комитет (33) Франция (31) 7122690 (53) УДК 621.434.068. ,4 (088.8) (43) Опубликовано 15,12.78. Бюл зстснь М 46 (45) Дата опубликования описа:шя 26.02.79 по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
Иностр анец
Клод Энольт (Франция) Иностранная фирма
«Режи Насьональ дез Юзин Рено» (Франция) (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТОПЛИВОВОЗДУ1т1НОЙ СМЕСИ
В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к области двигателей внутреннего сгорания с системами снижения токсичности отработавших газов.
Известны системы для регулирования топливовоздушной смеси в двигателе внут- 5 реннего сгорания, содер>кашне устройство для подвода топлива и размещенный в выпускном трубопроводе датчик содер>кания компонентов в выхлопных газах, соединенные через устройство управления,; рубаш- 10 ку охлаждения двигателя (1).
Известные системы регулируют подачу топлива по сигналу датчика состава выхлопных газов с определенной инерционностью, связанной с тем, что датчик реагиру- 15 ет на полное количество газа,,имеющего определенную неравномерность по составу и высокую температуру. Б результате сии>кается эффективность снижения токсичности. 20
Целью изобретения является снижение содержания токсичных веществ в выхлопных газах.
Цель достигается тем, что выпускной трубопровод снабжен газоотборпиком и 25 подсоединенными к нему первым и вторым параллельными патрубкамн с общим отводным трубопроводом, а датчик содержания компонентов выполнен в виде термоэлемента, один конец которого размещен в первом патрубкс, а другой снабжен каталитическим покрытием и размещен во втором патрубке. Первый и второй патрубки расположены в камере, соединенной с рубашкой охлаждения двигателя.
На фиг. 1 изображена предлагаемая система, общий вид; на фиг. 2 — датчик окиси углерода, разрез.
Двигатель 1 имеет на выпускном трубопроводе 2 газоотборник 3 для подвода части выхлопных газов к дат шку 4 содержания компонентов. Газоотборник 8 располо>вен после глушителя 5 с целью отбора уже астпчно охлажденных газов. Для сии>кения инерционности регулирования газоотборник > можно разместить непосредственно в выхлопном коллекторе 6. Датчик 4 содер>кит камеру 7 гомогенизации и охлаждения. в которую тангенциально входит газоотборник 8 (см. фиг. 2), для интенсивности ви;— рсвого дгижения газа. По оси камеры 7 расположен пгтрубок 8 дополнительного впуска воздуха для содействия каталитическому сгораншо окиси углерода.
Камера 7 разделяется на первый 9 и второй 10 патрубкп, между внутренними сторонами которы.; помещен термоэлемент
11, имеющий на одной стороне каталитпческое покрытие i2>. Патрубки 9 и 10 объединяются на выходе в общем отводном тру638277
l0
20 бопроводе 13, который может далее по течению газа объединяться с выпускным трубопроводом 2. Патрубки 9 и 10 расположены в камере 14, соединенной с рубашкой охлаждения двигателя 1 патрубками 15 и .1б, с целью ограничения температуры газов в датчике 4. Соединительные провода
:17 и 18 передают сигнал от термоэлемента
11 через усилитель 19 на интегрирующий аналоговый преобразователь 20, устройство управления 21, к которому подключены подводы 22 от датчиков других параметров управления, а по проводу 28 — на устройство для подвода топлива 24.
Во время работы двигателя 1 отработавшие газы, предварительно охлажденные в коллекторе б, трубопроводе 2 и в глушителе б поступают по газоотборнику 8 в датчик 4, дополнительно охлаждаясь благодаря охлаждению камеры 14, Поступая тангенциально в камеру 7, куда подается по патрубку 8 дополнительный воздух, газы дополнительно охлаждаются, образуют с воз ухом гомогенную смесь и поступают равномерно в патрубки 9 и 10. В патрубке
10 на каталитическом покрытии 12 происходит экзотермическая реакция сгорания.
Возникшая разница температур газов в патрубках 9 и 10 вызывает появление напряжения на проводах 17 и 18, связанных с тер моэлементом 11.
Результирующее напряжение выражается формулой т
5U= dT, то где Т, — абсолютная температура отработавшего газа;
Т вЂ” абсолютная температура каталитического сгорания; а — коэффициент Сеебека, свойственный применяемому термоэлектрическому материалу при температуре Т„.
Для указанных целей можно использовать термоэлемент классического типа из теллурида свинца или негативного типа, активированного йодным свинцом, у которого коэффициент Сеебека равен
2,35 . 10 В/ С, или положительного типа, активированного натрием, имеющего коэффициент Сеебека 2,43 . 10 — 4В/ С и могущих выдерживать температуры до 300 — 400 С.
Длина элементов составляет порядка 3 с,я.
Несмотря на известность термоэлементов, способных выдерживать высокие температуры, желательно, чтобы работа ус-.ройства происходила при как можно боле" низкой температуре, что повышает чувств.тельность измерений, ограничивает окисление и износ датчика и продлевает срок его службы.
Каталитическое окисление окиси углерода может быть осуществлено на пористом активном слое окиси алюминия и др.
Сигналы, полученные по программе, заданной устройством управления 21, изменяют подачу топлива устройством подвода топлива 24.
Формула изобретения !
1. Система для регулирования топливовоздушной смеси в двигателе внутреннего сгорания, содержащая устройство для подвода топлива и размещенный в выпускном трубопроводе датчик содержания компонентов в выхлопных газах, соединенные через устройство управления, и рубашку охлаждения двигателя, отличающаяся тем, что, с целью снижения содержания токсичных веществ в выхлопных газах, выпускной трубопровод снабжен газоотборником и подсоединенными к нему первым и вторым параллельными патрубками с оощим отводным трубопроводом, а датчик содержания компонентов выполнен в виде термоэлемента, один конец которого размещен в первом патрубке, а другой снабжен каталитическим покрытием и размещен во втором патрубке.
2. Система по п. 1, о т л и ч а и щ а я с я тем, что первый и второй патрубки расположены в камере, соединенной с рубашкой охлаждения двигателя.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе.
1. Патент США ¹ 3456628, кл. 123 — 32, 1969 r.
638277 фиг 1 фиг. 2
Составитель С. Патрахальцев
Текред С. Антипенко
Корректор С. Файн
Редактор Л. Баглай
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент>
Заказ 1006/1565 Изд. М 796 Ти ра гк 666 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5