Способ и устройство для управления мощностью или регулирования мощности двигателя внутреннего сгорания с наддувом
Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Способ управления мощностью или регулирования мощности двигателя внутреннего сгорания с наддувом осуществляется путем управления или регулирования положения расположенной во впускном трубопроводе дроссельной заслонки и давления наддува. Из заданного значения (rlsol) наполнения цилиндра определяют управляющее воздействие (wdksol) для положения дроссельной заслонки. По заданному значению (rlsol) наполнения цилиндра определяют заданное значение (pssol) давления во впускном трубопроводе. Заданное значение (plsol) давления наддува определяют путем объединения заданного значения (pssol) давления во впускном трубопроводе с величиной (dpdk), которая характеризует падение давления на дроссельной заслонке. Раскрыто устройство для реализации способа. Технический результат заключается в достижении хорошей приемистости в динамическом режиме движения и оптимального коэффициента полезного действия в стационарном или установившемся режиме движения. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.
Уровень техники Настоящее изобретение относится к способу и устройству для управления мощностью или регулирования мощности двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с наддувом путем управления или регулирования положения расположенной во впускном трубопроводе дроссельной заслонки и давления наддува.
Способ такого типа известен, например, из заявки DE 4330368 A1. Согласно этой известной из уровня техники публикации давление наддува и положение дроссельной заслонки независимо друг от друга регулируются самим водителем либо в зависимости от заданного значения регулятора скорости движения. В первом интервале выбираемых водителем значений, соответственно заданному значению регулятора скорости управление мощностью происходит главным образом на основе регулирования положения дроссельной заслонки, а во втором интервале регулирование мощности происходит главным образом на основе давления наддува. Между первым и вторым интервалами возможен еще и третий интервал, в котором происходит совместное регулирование водителем положения дроссельной заслонки и давления наддува. Зависимость положения дроссельной заслонки и давления наддува от положения педали акселератора выбирается таким образом, чтобы для каждого режима движения достигалось оптимальное с точки зрения мощности и расхода топлива наполнение цилиндра. В основу настоящего изобретения была положена задача разработать способ, соответственно устройство для управления мощностью или регулирования мощности ДВС с наддувом, который, соответственно которое позволили бы достичь, с одной стороны, хорошей приемистости, а с другой стороны, оптимального коэффициента полезного действия. Преимущества изобретения Согласно изобретению указанная задача решается с помощью отличительных признаков п. 1, соответственно п. 8 формулы изобретения благодаря тому, что из заданного значения наполнения цилиндра определяют управляющее воздействие для положения дроссельной заслонки во впускном трубопроводе ДВС, по заданному значению наполнения цилиндра определяют заданное значение давления во впускном трубопроводе и заданное значение давления наддува определяют путем объединения заданного значения давления во впускном трубопроводе с величиной, которая характеризует падение давления на дроссельной заслонке. Падение давления на дроссельной заслонке можно очень просто регулировать таким образом, чтобы в соответствии с выбором водителя оптимизировать либо приемистость, либо коэффициент полезного действия ДВС, т.е. достичь, с одной стороны, более спортивного, а с другой стороны, более экономичного режима движения. Предпочтительные варианты выполнения изобретения представлены в зависимых пунктах формулы изобретения. Описание предпочтительного варианта изобретения Ниже изобретение более подробно поясняется на примере одного из вариантов его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых показано: на фиг. 1 - структурная схема, поясняющая работу системы управления ДВС, на фиг. 2 - блок-схема системы управления положением дроссельной заслонки и давлением наддува, на фиг. 3 - блок-схема, поясняющая процесс определения заданного значения давления наддува. На фиг. 1 показан ДВС 100 с впускным трубопроводом 102 и выпускным трубопроводом 104 для удаления отработавших газов (ОГ). Во впускном трубопроводе 102 расположены, если смотреть по ходу потока впускаемого воздуха, расходомер 105 для измерения количества воздуха mL, компрессор 108 турбонагнетателя, датчик 112 давления для определения давления наддува p2, датчик 110 температуры для определения температуры Tans впускаемого в ДВС 100 воздуха и одна или несколько форсунок 113. Компрессор 108 турбонагнетателя работает от турбины 116, расположенной в выпускном трубопроводе 104 и соединенной с компрессором соединительным трубопроводом 114. В обход турбины 116 включена байпасная линия 118. В байпасной линии 118 установлен перепускной клапан 120, с помощью которого можно управлять давлением наддува, создаваемым турбонагнетателем. Кроме того, на ДВС 100 установлены датчик 122 детонационного сгорания, выдающий при детонационном сгорании соответствующий сигнал К, датчик 123 частоты вращения для определения частоты вращения nmot и датчик 124 температуры для определения температуры двигателя Tmot. ДВС 100 имеет, например, четыре цилиндра 125 с одной свечой зажигания на каждый цилиндр. В системе предусмотрен далее блок 126 управления, на который подаются следующие сигналы: сигнал m1 расходомера 105 воздуха, сигнал p2 датчика 112 давления, сигнал Tans датчика 110 температуры впускаемого воздуха, сигнал К датчика 122 детонационного сгорания, сигнал nmot датчика 123 частоты вращения, сигнал Tmot датчика 124 температуры двигателя и сигнал
Формула изобретения
1. Способ управления мощностью или регулирования мощности двигателя внутреннего сгорания с наддувом путем управления или регулирования положения расположенной во впускном трубопроводе дроссельной заслонки и давления наддува, отличающийся тем, что из заданного значения rlsol наполнения цилиндра определяют управляющее воздействие wdksol для положения дроссельной заслонки 106, по заданному значению rlsol наполнения цилиндра определяют заданное значение pssol давления во впускном трубопроводе и заданное значение pssol давления наддува определяют путем объединения заданного значения pssol давления во впускном трубопроводе с величиной dpdk, которая характеризует падение давления на дроссельной заслонке 106. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что заданное значение pssol давления во впускном трубопроводе определяют из отношения между заданным значением rlsol наполнения цилиндра и коэффициентом fupsrl, который зависит от частоты вращения nmot двигателя, температуры Tmot двигателя и температуры Tans впускаемого воздуха. 3. Способ по п.2, отличающийся тем, что на заданное значение давления во впускном трубопроводе путем суммирования накладывают парциальное давление prg остаточного газа. 4. Способ по п.1, отличающийся тем, что величина dpdk падения давления на дроссельной заслонке 106 считывается из рабочих характеристик 304 в зависимости от частоты вращения nmot двигателя и значения rlsol наполнения цилиндра. 5. Способ по п.1, отличающийся тем, что величина dpdk падения давления на дроссельной заслонке 106 считывается из рабочих характеристик 304 в зависимости от частоты вращения nmot двигателя и отношения между заданным значением rlsol наполнения цилиндра и максимально достижимым значением rlmax наполнения цилиндра. 6. Способ по п. 4 или 5, отличающийся тем, что в считанное из рабочих характеристик 304 значение вводится поправочный коэффициент fdpdk, который при динамическом режиме движения устанавливается на более высокое значение в сравнении со значением при стационарном режиме движения. 7. Способ по п.1, отличающийся тем, что поправочный коэффициент fdpdk при динамическом режиме движения устанавливается на значение 1, а при переходе на стационарный режим движения снижается до значения, которое лежит в интервале между 0 и 1. 8. Устройство для управления мощностью двигателя внутреннего сгорания с наддувом, управляющее положением или регулирующее положение расположенной во впускном трубопроводе дроссельной заслонки и соответственно управляющее давлением наддува или регулирующее его, отличающееся тем, что предусмотрены первые средства 201, 202 для определения из заданного значения rlsol наполнения цилиндра управляющего воздействия wdksol для положения дроссельной заслонки 106, предусмотрены вторые средства 204 для определения из заданного значения rlsol наполнения цилиндра заданного значения pssol давления во впускном трубопроводе, а заданное значение rlsol давления наддува формируется в результате объединения 205 заданного значения pssol давления во впускном трубопроводе с величиной dpdk, которая характеризует падение давления на дроссельной заслонке 106.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3