Устройство для управления двухобмоточнымэлектродвигателем постоянного токапоследовательного возбуждения
О П И С А Н И Е оп 453779
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистически>т
Республик (61) Зависимое .от авт. свидетельства (22) Заявлено 26.04.72 (21) 1777901/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.12.74. Бюллетень № 46
Дата опубликования описания 07.02.75 (51) М. Кл. Н 02р 5 46
Государственный комитет
Совета Министров СССР ао делам изобретеиий и открытий (53) УД1(621.316,718.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. И. Иришков и А. H. Пискарев
Ленинградский институт точной механики и оптики (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВУХОБМОТОЧНЪ|М
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
Известно устройство для управления двухобмоточным электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее мосты,на тиристорах и обратных диодах, в общую диагональ которых включена обмотка якоря, причем между каждой парой общих точек мостов включены обмотки возбуждения, каждая из которых шунтирована диодом, а также общий узел искусственной коммутации, состоящий из конденсатора, трансформатора, дросселя и двух вспомогательных тиристоров.
Для уменьшения веса и габаритов трансформатора и дросселя гасящего устройства в предлагаемом устройстве обмотка дросселя включена между одной обмоткой возбуждения и диодом, а между другими обмоткой возбуждения и диодом включена вторичная обмотка трансформатора.
Благодаря этому в рабочем интервале ток нагрузки не протекает через обмотки дросселя и трансформатора узла искусственной коммутации и, следовательно, не вызывает их подмагничивания.
||а чертеже дана схема описываемого устройства.
Устройство содержит мосты на тиристорах
1 — 4 и обратных диодах 5 — 8, в общую диагональ которых включена обмотка якоря 9.
Между общими анодами тиристоров 1 и 2 и катодами диодов 5 и G включена обмотка 10 возбуждения, а между общими катодами тиристоров 4 и 3 и анодами диодов 7 и 8 — обмотка 11 возбуждения. 1(общим анодам и катодам диодов 5, 6 и 7, 8 подключен источник
12 питания. Узел общей коммутации состои.г из конденсатора 13, трансформатора с первичной 14 и вторичной 15 обмотками, дросселя 16 и вспомогательных тиристоров 17 и 18. Послеlo довательно соединенные конденсатор 13, тириетор 18 и дроссель 16 подключены к дополнительному источнику 19 питания. Последовательно соединенные первичная обмотка 14 и вспомогательный тиристор 17 подключены к
1б зажимам конденсатора 13. Вторичная обмотка
15 трансформатора через диод 20 включена параллельно обмотке 10 возбуждения, а обмотка дросселя 16 через диод 21 — параллельно обмотке 11 возбуждения.
20 Устройство работает следующим об1>азом, Предположим, что после отпирания вспомогательного тиристора 18 конденсатор 13 заряжается через обмотку дросселя 16 от дополнительного источника 19 питания. В рабочем ин2s тервале включены тиристоры 1 и 3. При этом ток нагрузки протекает по цепи: источник 12— обмотка 10 — тиристор 1 — обмотка якоря
9 — тиристор 3 — обмотка 11 — источник 12.
После отпирания вспомогательного тиристора зо 17 конденсатор 13 перезаряжается по цепи:
45ЗП9
17 конденсатор 13 — обмотка 14 — тиристор
17 — конденсатор 13, при этом во вторичной обмотке 15 трансформатора трансформируется импульс напряжения. Под действием этого имIIv1HcB ток, замыкаясь 110 Il IIH: оомотка 10 — 5 диод 20 — источник 12 — диод 8 — тиристор
1 — обмотка 15, гасит тирисгор 1.-После этого начинается интервал 11аузы. Ток обмотки 10 возбуждения замыкается IIO цени: обмотка
10 — обмотка !5 — диод 20 — обмотка 10, lo цри этом сердечник трансформатора перемагничивается, а ток обмотки якоря замыкасгся по цепи: обмотка якоря 9 — тиристор 3 — обмотка 11 — диод 8 — обмотка якоря 9. В кочце интервала паузы вновь отпираются тири- 1S стары 1 и 3 — начинается следу1ощий рабочий интервал. В конце рабочего интервала отпирается вспомогательный тиристор 18, в результате чего гасится тиристор 3. Далее процессы повторяются. При работе устройсlва нанряжс- 2О ние на конденсаторе 13 зависит от вслп 1ипы тока в обмотках возбуждения, что обуславливает его хорошую перегрузочную способность.
Во время реверса гасятся тиристоры 1 и 3.
В интервале, когда закрыты все тиристоры 2s гмос.а, ток якоря 9 замыкается по цепи: оомо1Kа 51K01lя 9 — pHOII 6 — исTочнHI< 12 — „iиод
8 — обмотка якоря 9, а токи в обмотках возбуждения — по независимым цепям: обмотка
10 — обмотка 15 — диод 20 — обмотка 10 и зо обмотка 11 — диод 21 — дроссель 16 — обмотка 11.
После от;IHpaHHH тиристоров 2 и 4 ток через электродшггатель протекает под действием э.д.с. вращения и источника 12 питания, замыкаясь по цепи: источник 12 — обмотка 10— тиристор 2 — обмотка якоря 9 — тиристор
4 — обмотка 11 — источник 12. При этом ток якоря изменяет свое направление, но остаегся равным по величине и направлению току в 00мотке Возбуждения, обеспечивая быстрое реВсрсирование скорос и двигателя.
Предмет изобретения
Устройство для управления двухобмоточным электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее ..;осты
»а тиристорах и обратных диодах, в общу1о диагональ которых включена обмотка якоря, причем между каждой парой об1цих точек
1I0c l 0B I5KJII0 1eHbI обмо I KH вoзоуждения, каждая из которых шун"ирована диодом, а также общий узел искусственной коммутации. сОстоящий из конденсатора, трансформатора, дросселя и двух вспомогательных тиристоров, отличающееся тем, что, с целью уменьшения веса и габаритов дросселя и трансфоргяатора гасящего устройства, обмотка дросселя включена последовательно между диодом и одной обмоткой возбуждения, а между другой обмоткой возбуждения и диодом вкл о 10на вторичная обмотка трансформатора,

