Мотор-колесо
ОП Ние
ИЗОБРЕТЕНИЯ (i i) 4364 I S
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 15.12.69 (21) 1386942/24-7 (51) М. Кл. Н 02k 41,, 06
В 60k 17/32 с присоединением заявки № 1785560/24-7
Госудвосттвенный комитет
Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий (32) Приоритет
Опубликовано 15.07.74. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 23.12.74 (53) УДК 621.313,33 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. И. Бертинов, В. В. Варлей и А. А. Фарбовский (71) Заявитель
Московский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (54) МОТОР-КОЛЕСО з1п Р з!и $ — в1п а
Известны мотор-колеса, включающие в себя шину с ободом, установленным снаружи барабана и электрический приводной двигатель, статор которого закреплен на ступице колеса внутри барабана.
Описываемое мотор-колесо отличается от известных тем, что в качестве указанного двигателя в нем применен двигатель с катящимся ротором, состоящим из двух дисков, размещенных с двух сторон статора, причем внутренняя поверхность барабана колеса выполнена конической и служит направляющей для обкатывания дисков ротора.
Такое выполнение мотор-колеса позволяет упростить конструкцию и снизить его инерционность.
На фиг. 1 изображено описываемое моторколесо, в разрезе; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Мотор-колесо состоит из барабана 1, к которому снаружи крепят шину 2 с ободом 3.
Статор 4 двигателя с многофазной обмоткой
5 закреплен на ступице 6 внутри барабана 1.
С двух сторон статора 4 размещены диски ротора двигателя. Диски ротора состоят из кольцевых витых магнитопроводов 7 и фрикционных накладок 8, укрепленных на шайбе
9. Диски ротора мембраной 10 и водилам 11 соединены со ступицей. Водило жестко крепят к ступице при помощи шлицевого соединения. Мембрана 10 дает свободу качательным движениям ротора, но не позволяет в то же время провернуться ему относительно ступицы 6.
5 Если к обмотке 5 подключить напряжение, то под действием вращающегося электромагнитного поля диски ротора начнут притягиваться к статору 4 и фрикционные накладки
8 войдут в зацепление с коническими поверх10 ностями барабана 1. Питание двигателя может быть осуществлено как от сети переменного так и постоянного тока. Барабан колеса, связанный с диском ротора двигателя, приходит во вращение со скоростью в i раз мень15 шей скорости вращения электромагнитного поля, причем:
20 где я и р — углы, показанные на фиг. 1.
Скорость вращения колеса может изменяться путем изменения частоты питающей сети, 25 а также осевым перемещением дисков относительно статора. Отсутствие быстровращающихся частей и минимальное число кинематических звеньев обусловливают повышенную надежность конструкции и высокую приемиЗО стость мотор-колеса, 436418
Предмет изобретения
10 Риг г — 4 ч иг.1
Составитель 3. Горник
Техред Т. Курилко
Редактор И. Шубина
Корректор В. Кочкарева
Заказ 3440j6 Изд. № 1843 Тираж 722 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типографии, пр. Сапунова, 2
Мотор-колесо, включающее в себя шину с ободом, установленным снаружи барабана, и электрический приводной двигатель, статор которого закреплен на ступице колеса внутри барабана, отличающийся тем,что,сцелыо упрощения конструкции и снижения инерционности, в качестве указанного двигателя применен двигатель с катящимся ротором, состоящим из двух дисков, размещенных с двух сторон статора, причем внутренняя, поверхность
5 барабана колеса выполнена конической и служит направляющей для обкатывания дисков ротора.

