Кардан
пп 425002
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 09.10.72 (21) 1834680/24-6 (51) М. Кл. F 16с 1/08
F 04b 1/04 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.04.74. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 27.09.74
Государственный комитет
Совета в1инистров СССР по делам изооретеиий и открытий (53) УДК 621.824.8 (088.8) (72) Авторы изобретения
П. А. Тараненко и В. 3. Ткач (71) Заявитель (54) КА РДА Н
Изобретение касается двойных карданов, в частности карданов, обеспечивающих синхронное вращение блока цилиндров гидромашины при любых отклонениях люльки насоса от положения нулевого рабочего объема.
В известных карданах наблюдается быстрый износ рабочих поверхностей сегментов и букс, что приводит к выходу из строя трудоемких деталей гидромашины.
Целью описываемого изобретения является повышение надежности и долговечности кардана.
Это достигается тем, что между рабочими поверхностями сегментов и буксы размещены плавающие шайбы, причем каждая из шайб снабжена центрирующим отверстием со сферической поверхностью для фиксации шайбы относительно сферической головки валика.
На фиг. 1 изображен описываемый кардан, сечение и разрез по А — А; на фиг. 2 — кардан, изометрическая проекция.
Кардан состоит из валика 1 со сферической головкой 2, в отверстии которой жестко закреплен палец 3 с надетыми на него сегментами 4, 5, имеющими плоские рабочие поверхности 6, 7, заходящие в паз а буксы 8. Между рабочими поверхностями 6, 7 сегментов и пазом а находятся шайбы 9 и 10. В этих шайбах выполнены сферические центрирующие отверстия, посредством которых они фиксируются в рабочей зоне на сферической головке 2 валика 1.
При вращении буксы 8 крутящий момент
5 передается рабочими поверхностями паза а через шайбы 9 и 10 рабочим поверхностям 6, 7, которые воздействуют на палец 3, закрепленный на валике 1.
Если букса 8 расположена под некоторым
10 углом к валику 1, сегменты 4 и 5 кроме вращательного движения относительно оси буксы 8 совершают дополнительное колебательное вращение относительно оси, перпендикулярной к их рабочим поверхностям и проходя15 щей через центр сферической головки 2 валика 1, в результате шайбы 9 и 10, увлекаемые силами трения, движутся таким жс образом с проскальзыванием. Проскальзывание шайб позволяет снизить скорость относитель20 ного движения рабочих поверхностей и тем самым уменьшить износ сегментов 4, 5 и буксы 3. Кроме того, при проскальзывании в рабочую зону поступают «свежие» невыработанные участки рабочих поверхностей шайбы н
25 это обеспечивает ее равномерный износ и малое изменение толщины. Ресурс карда иного узла гидронасоса определяется главным образом допустимым изменением размера от оси пальца 3 до рабочей поверхности паза а бук30 сы 8, измеренного по перпендикуляру. поэто425002
Предмет изобретения
Фиг с
Составитель В. Чашкин
Техред А. Камышникова Корректор Н. Стельмах
Редактор Е. Кравцова
Заказ 2658/2 Изд. № 760 Тираж 875 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
,Iy введение шайб эквивалентно повышению стойкости трущихся IIBp.
Кардан, содержащий буксу с пазом, обхватывающим сферическую головку валика, с размещенным в ней пальцем и сегменты, о глича ющийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности. между рабочими поверхностями сегментов и буксы помещены плав" þùèå шайбы, причем каждая шайба снабжена центрирующим отверстием со сферической поверхностью для фиксации шайбы относительно сферической головки валика.

