Вентиль
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
К, Кл. I 16k 31/02
Заявлено 05.VI.1970 (№ 1439119/25-8) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22.Х.1973. Бюллетень ¹ 44
Дата опубликования описания 29.III.1974
Гасударственный комитет
Советв Министров СССР аа делам изооретений и открытий
УДК 621.646(088.8) Автор изобретения
В. С. Комарь
Заявитель
Донецкий научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по автоматизации горных машин
ВЕНТИЛЬ
Изобретение относится к электромагнитным дистанционно управляемым запорным устройствам трубопроводов и предназначено преимущественно для шахтных оросительных систем.
Известны вентили, в которых связанный с установленной в корпусе силовой мембраной и снабженный демпфирующим устройством запорный орган перекрывает выполняемое в корпусе седло под воздействием сигнала управления, формируемого двухходовым пилотным клапаном, рабочая полость которого соединена каналами управления с линиями нагнетания, слива и надмембранной полостью.
Однако эти вентили не обеспечивают надежную работу систем с загрязненной рабочей средой, посколько в них рабочая среда протекает по каналам и полостям управляющего клапана в течение всего времени открытия вентиля, при этом каналы с дроссельными участками засоряются, что приводит к выводу вентиля из строя.
Предлагаемый вентиль отличается от известных тем, что в рабочей полости пилотного клапана установлена перегородка с соответствующим запорному органу пилотного клапана дополнительным седлом для отсечки линии нагнетания от надмембранной полости и от линии слива. При этом запорный орган вентиля связан с силовой мембраной посредством головки штока, входящей в паз запорного органа, глубина которого превышает высоту головки не менее, чем на >/„.- рабочего хода штока. В корпусе вентиля установлен упор, 5 ограничивающий ход силовой мембраны в сторону закрытия запорного органа.
Это позволяет обеспечить возможность преобразования двухходового пилотного клапана в трехходовой двухседельный пилотный кла10 пан, вследствие чего значительно повышается надежность вентиля при работе на загрязненных средах из-за прекращения постоянных перетечек среды через управляющие каналы и полости (перетечки среды через каналы уп15 равления происходят только в моменты переключения вентиля из закрытого в открытое положение) .
Кроме того, становится возможным придание вентилю при определенных условиях
20 свойств предохранительного клапана.
На чертеже представлен предлагаемый вентиль.
Корпус 1 имеет полости входного 2 и выходного 3 патрубков и горловины 4. Полости
25 патрубков непосредственно соединены.
В полости горловины 4 расположен мембранный запорный механизм. Запорный орган
5 при помощи паза сопряжен с концевой головкой шпинделя 6 и в исходном положении
30 прижат к выступу этой головки посредством
404987
З0
З5
60 пружины 7, установленной на шпинделе 6 и регулируемой гайкой 8, навинченной на свободный конец шпинделя 6.
Глубина паза запорного органа 5 больше высоты головки шпинделя 6 на столько, что между торцом головки шпинделя 6 и дном паза запорного органа 5 имеется зазор, допускающий смещение запорного органа 5 по оси шпинделя 6 в сторону сжатия пружины. Величина зазора между торцом головки шпинделя 6 и дном запорного органа 5 в каждом конкретном случае выбирается в зависимости от скорости движения жидкости по примыкающим трубам и требований в отношении допустимых динамических забросов давления, но как правило не менее /„.- рабочего хода запорного механизма. Стакан 9 постоянно соприкасается со свободным торцом шпинделя
6, передавая на него усилие давления в надмембранной полости 10, образованной верхней поверхностью мембраны 11 и нижней поверхностью проставки 12. Ход стакана 9 ограничен вверху проставкой 12, а внизу дном кольцевой проточки в устье горловины корпуса.
Рабочий элемент 13 пилотного клапана, расположенный в полости 14 проставки 12 между седлом 15, замыкающим выполненный в теле перегородки 16 впускной канал 17, и седлом 18, замыкающим сливной канал 19, соединен с проходящим через канал 17 перегородки 16, отделяющей полость 14 от полости 20, штоком 21 электромагнитного привода 22. Надмембранная полость 10 соединена с полостью 14 каналом 23.
Канал 15 соединен через полость 20 с каналом 24, связывающим полость 20 с патрубком 2.
В исходном положении при отключении привода 22 рабочий элемент 13 находится в нижнем положении и перекрывает седло 18 сливного канала 19. Надмембранная полость
10 связана через каналы и полости 23 — 14—
17 — 20 — 24 с полостью входного патрубка 2.
Усилие от давления жидкости в полости 10 через мембрану 11, дно стакана 9, шпиндель 6, гайку 8, пружину 7 передается на запорный орган 5 и направлено на закрывание вентиля.
Давление в полости входного патрубка 12 направлено в сторону подъема запорного органа 5. Однако соотношение плошадей дна стакана 9 и запорного органа 5 таково, что результирующая сила, действующая на запорный орган 5, направлена в сторону закрывания вентиля, если давление в полости входного патрубка 2 не превышает предельное, на которое отрегулирована пружина 7.
При включении привода 22 открывается сливной канал 19, и полость 10 соединяется через клапаны и полости 23 — 14 — 19 с выходным патрубком 3. Величина давлений над и под мембраной 11 уравнивается с давлением в полости выходного патрубка 3, а запорный орган 5 вместе с другими деталями запорного механизма действием давления в полости входного патрубка 2 открывается. При перекрытии седла 18 запорный орган вентиля перемещается вниз под действием входного давления на мембрану 11.
По мере закрывания разность давлений перед запорным органом 5 и за ним, а следовательно над и под мембраной 11, возрастает, что способствует опусканию стакана 9 до упора. Надмембранная полость 10 заполняется жидкостью по линии соединения с полостью входного патруока 2, и после заполнения жидкостью полости течение жидкости через каналы и управляющий клапан прекращается.
В длинном трубопроводе замедление движения жидкости сопровождается повышением давления, и, если оно превышает допустимую величину, под действием возросшей открывающей силы запорный орган 5 сжимает пружину 6 и поднимается на высоту, достаточную для стравливания избыточного давления. Полное закрытие вентиля происходит только после снижения скорости потока жидкости в перекрываемом трубопроводе до величины, не вызывающей гидроудара.
Таким образом, после опускания стакана 9 до упора вентиль начинает работать как перепускной предохранительный клапан.
Предмет изобретения
1. Вентиль преимущественно для шахтных оросительных систем, подпружиненный запорный орган которого, связанный с установленной в корпусе силовой мембраной и снабженный демпфирующим устройством, перекрывает выполненное в корпусе седло в соответствии с управляющим сигналом, формируемым электромагнитным пилотным клапаном, рабочая полость которого соединена каналами управления с линиями нагнетания, слива и надмембранной полостью, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности вентиля в работе в условиях загрязненной рабочей среды, в рабочей полости пилотного клапана установлена перегородка с соответствующим запорному органу пилотного клапана дополнительным седлом для отсечки линии нагнетания от надмембранной полости и от линии слива.
2. Вентиль по п. 1, отличающийся тем, что запорный орган вентиля связан с силовой мембраной посредством головки штока, входящей в паз запорного органа, глубина которого превышает высоту головки не менее, чем на /„- рабочего хода штока.
3. Вентиль по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью придания вентилю свойств предохранительного клапана, в корпусе вентиля выполнен упор, ограничивающий ход силовой мембраны в сторону закрытия запорного органа.
404987
Составитель Ф. Емельянов
Техред Л. Богданова Корректор Т. Гревцова
Редактор O. Юркова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1050,5 Изд, № 2072 Тираж 826 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5


