Гусеничный движитель
аеессюзндл
<" - гсХНИЧЕСКя б
ОП
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Ссаз Советских
Социал истицеских
Республмк
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельств" ¹
М. Кл. В 620 55 18
Заявлено 09.1!.1971 (№ 1618730, 27-11) с присоединением заявки №вЂ”
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Приоритет
Опубликовано 22.Х.1973. Бюллетень. № 44
Дата опубликования описания З.IV.!974
УДК 629.113.012.57 (088.8) Ав-.оры
И".0ÎÐÅTÑÏÈß
В. И. Филатов и И. Л. Итыкан
Заявитель
ГУСЕНИЧНЪ|Й ДВИЖИТЕЛЬ
Изобретение относится к безрельсовому транспорту.
Известны гусеничные движители, содержащие опорные катки, ведущие и ведомые колеса, закрепленные иа корпусе транспортного средства, и основное гусеничное полотно с роликами в его звеньях, оси которых параллельны продольной оси гусеничного полотна.
Однако такие движители обладают низкой маневренностью, так как для изменения направления движения им необходимо совершать поворот.
11ель изобретения — обеспечение возможности поступательного перемещения транспортного средства в любом направлении.
Для этого предлагаемый движитель снабжен дополнительными ведомыми и ведущими колесами и зацеплеппым с ними дополнительным гусеничным полотном, размещенным между основным гусеничным полотном и опорными катками, имеющими косые выступы, зацепляюшиеся с винтовыми пазами, выполнен .ыми иа наружной поверхности роликов.
С целью зацепления гусеничных полотен с ведущими колесами, звенья обоих полотен целесообразно снабдить цевками-ребрами.
Такое выполнение гусеничного движителя дает возможность получить движение в любом направлении без разворота, причем его конструктивная схема максимально приближсиа к общепринятой классической схеме гусс и ич и ы х двигателей.
На фиг. 1 изображен гусеничный движитель; иа фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1;
5 иа фиг. 3 — звенья дополнительного гусеничного полотна; иа фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 3; »а фиг. 5 — ролик с косыми пазами; иа фиг. б — разрез по  — В на фиг. 5.
Ролик 1 с выполненными на его поверхно10 стн винтовыми пазами 2 свободно сидит иа оси 3, установленной в основном полотне 4 вдоль пего. Основное гусеничное полотно 4 огибает ведущее колесо 5. Внутри контура полотна 4 размещен контур дополнительного
15 полотна б, на наружной поверхности звеньев которого выполнены косые выступы 7, постоянно зацепленные с пазами 2 ролика 1.
Контур полотна 6 огибает дополнительное ведущее колесо 8, вращение которого не за20 висит от вращения колеса 5. Звенья основного и дополнительного гусеничных полотен 4 и б снабжены цевками-ребрами 9, предназначенными для зацепления с ведущими колесами 5 и 8, а также для предотвращения схода
25 опорных катков 10 с гусениц или смещения гусеничных полотен 4 и 6 друг относительно друга. Катки 10 подвешены к корпусу 11.
Движитель работает следующим образом.
Крутящий момент передается с ведущего
30 колеса 5 иа основное гусеничное полотно 4, 404682 а с дополнительного ведущего колеса 8 на дополнительное полотно 6. В зависимости or соотношения угловых скоростей ведущих колес 5 и 8, движитель получает результирующую скорость Урез, которая определяется из формулы:
1/ 2 2 крез:" косн 1: бок где У„„— скорость движения основного гу- 10 сеничного полотна;
Убоп — скорость перемещения движителя вбок, подсчитываемая по следующей формуле: Vrrrr=b,V tgn, 15 где: ЛУ= У„н+-Уд„,— сумма — разность скоростей гусениц основного и дополнительного полотна; 20 а — угол наклона пазов 2 на роликах 1 и выступов 7 на полотне 6.
Таким образом, У р VV + (AV tgо.)
Ниже приведены возможные случаи перемещения. 30
1) Прямолинейное движение вперед — назад. При этом виде движения основные и дополнительные полотна гусениц перемещаются синхронно с одинаковой скоростью, т. е. 35
Уос — — У„,, откуда ЛУ= Уосн — Удод=О, V Ä = VV „, + (О. tg a)à = V„„
2) Движение поперек. При этом виде движения основное полотно не движется, следовательно, У„н=О, откуда
: " осн Vaorr : к дон а Vр„— — 0 + (У„„ tgа) = + V tgõ.
3) Движение под углом к продольной оси тягача. При этом виде движения основные и дополнительные полотна гусениц перемещаются асинхронно с различной скоростью, т.е.
V«„ V,„„, откуда — 1 осн 1 дон — 0 >
1/ 2
Урез — " Уосн + (осн Удон) g cc
Предмет изобретения
1. Гусеничный движитель, содержащий опорные катки, ведущие и ведомые колеса, закрепленные на корпусе транспортного средства, и основное гусеничное полотно с роликами в его звеньях, оси которых параллельны продольной оси гусеничного полотна, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности поступательного перемещения транспортного средства в любом направлепии, он снабжен дополнительными ведомыми и ведущими колесами и зацепленным с ними дополнительным гусеничным полотном, размещенным между основным гусеничным полотном и опорными катками, имеющими косые выступы, зацепляющиеся с винтовыми пазами, выполненными на наружной поверхности роликов.
2. Движитель по п. 1, отличающийся тем, что, с целью зацепления гусеничных полотен с ведущими колесами, звенья обоих полотен снабжены цевками-ребрами.
Фиг.3 .
Составитель В. Филатов
Текрсд Т. Ускова
Редактор T. Пилипенко
Корректор T. Гревцова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 701/9 Изд. № 2096 Тираж 602 Подгн свое
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, /К-35, Раушская наб., д. 4/5



