Составной анодный штырь алюминиевого электролизера
ОЛИ САН ИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
6@ --з
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 25.Х.1971 (№ 1707955/22-1) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 14.71.1973. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 12.IX.1973
М. Кл. С 22J 3 02
С 22d 3/12
Комитет ло делам изобретений н открытий прн Совете Министров
УДК 669.713,7.002.52 (088.8) Авторы изобретения
Г. В. Теляков, A. И. Коркунов и Ю. М. Шипилов
Иркутский филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института алюминиевой, магниевой и электроды промышленности
Заявитель
СОСТАВНОЙ АНОДНЫЙ ШТЫРЬ АЛЮМИНИЕВОГО
ЭЛЕКТРОЛ ИЗЕРА
Изобретение относится к области получения алюминия электролизом и мозкет быть применено для подвода тока к самообжигающемуся аноду алюминиевого электролизера.
Известен составной анодный штырь алюминиевого электролизера, в котором стальной стержень в верхней части имеет кольцевую выточку, предварительно покрытую алюминием и жестко соединен этой частью с нижним концом алюминиевой штанги при ее изготовлении отливкой в разъемный кокиль.
Предложенный составной анодный штырь отличается тем, что стальной стержень жестко соединен с грузозахватной головкой и алюминиевой штангой с помощью диффузионного слоя, образованного при изготовлении грузозахватной головки отливкой в разъемный кокил ь.
Это повышает надежность электрического контакта и механическую прочность соединения элементов анодного штыря.
На фиг. 1 изображен составной анодный штырь с приваренной грузозахватной головкой; на фиг. 2 — то же, без приварки грузозахватной головки и разрез по линии А-А.
Составной анодный штырь состоит из стального стержня 1, алюминиевой штанги 2 и грузозахватной головки 8, Стальной стержень / в верхней части имеет кольцевую выточку 4 с вертикальными канавками 5 для упрочнения соединения с грузозахватной головкой 8 при се изготовлении отливкой в разъемный кокиль б, Кольцевая выточка и вертикальные канав5 ки 5 могут отсутствовать, — в этом случае упрочнение соединения может быть выполнено сваркой 7.
Соединение составных частей штыря осуществляется следующим образом.
10 На верхнюю часть обработанного стержня
1 с установленной штангой 2 монтируют кокиль б, образующий форму грузозахватной головки 8. В кокпль заливают жидкую сталь.
После затвердевания стали составной анод15 ный штырь извлекают из разъемного кокиля б и охлаждают.
Высокая температура заливаемого металла (порядка 1600 С) способствует получению прочного соединения между элементами анод.
20 ного штыря за счет образования диффузионного слоя.
Необходимая прочность соединения между грузозахватной головкой 11 стальным стержнем от изгибающих и крутящих нагрузок до25 стигается применением сварки 7 нлн кольцевой выточки 4 с вертикальными канавками 5.
Пример изготовления модели предлагаемого составного анодного штыря.
Проведена опытная заливка, в процессе ко30 торой брали алюминиевую шта г от нущест386028
Предмет изобретения
4ъ Е»
Составитель Г. Григоренко
Техред Е. Борисова Корректор Е, Михеева
Редактор В. Зивтынь
Заказ 2428/16 Изд. № 1699 Тираж 632 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, >К-35, Раушская наб., д. 4!5
Типография, пр. Сапунова, 2 вующих штырей, устанавливали на торцевую часть стальной болванки, выполненной по размерам верхней части стального стержня н устанавливали разъемный кокиль по объему и размерам грузозахватной головки. В кокиль заливали жидкую сталь (марка СТ-45) при температуре 1570 С. После затвердевания стали кокиль был снят, а залитый образец разрезан в нескольких плоскостях. Между элементами анодного штыря образовался промежуточный диффузионный слой с хорошими свойствами. Были произведены замеры падения напря>кения на участке алюминевая штанга — стальная болванка. Падение напряжения составило 2 мв при токе 500 а.
Составной анодный штырь алюминиевого электролизера с верхним подводом тока, S включающий алюминиевую штангу, стальной стержень и грузозахватную головку, отличаюи ийсл тем, что, с целью повышения наде>кности электрического контакта и механической прочности, стальной стержень жестко соеди10 нен с грузозахватной головкой и алюминиевой штангой с помощью диффузионного слоя, образованного при изготовлении грузозахватпой головки отливкой в разъемный кокиль.

