Всесоюзнаяпл т;г*ут{;;>& чт t'f»ssh?>&f- i* а (« i-.un,hu-uarfli (clkab
372099
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 09.Х1.1970 (№ 1490364/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 01.111.1973. Бюллетень № 13
Дата опубликования аписания 26.IV.1973
М. Кл. В 610 7/16
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 625.24.241.4 (088.8) Авторы изобретения
В. П. Ляшенко, В. П, Рыбин, Э. И. Френкель и В. Ф. Буланый
Днепродзержинский вагоностроительный завод имени газеты
«Правда»
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ КРЫШЕК
ЛЮКОВ САМОРАЗГРУЖАЮЩЕГОСЯ ВАГОНА БУНКЕРНОГО
ТИПА
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а .именно к устройствам для открывания и закрывания крышек люков саморазгружающихся вагонов бункерного типа, обеспечивающим надежную фисксацию крышек люков и исключающим самопроизвольное открывание их в транспортном (поездном) положении.
Известно устройство для открывания и закрывания крышек люков саморазгружающего вагона бункерного типа, включающее вал, на котором жестко закреплены двуплечие рычаги, связанные тягами с крышками, привод, содержащий силовой цилиндр, шток поршня которого соединен с валом через маятниковый и промежуточный рычаги, и механизм блокировки, включающий защелку, взаимодействующую с хр аповиком, установленным на валу. Однако это устройство сложно по конструкции и в изготовлении, имеет большое количество деталей и недостаточно надежно при эксплуатации.
Цель изобретения — упрощение устройства и повышение его эксплуатационных качеств.
Это достигается тем, что защелка шарнирно закреплена на маятниковом рычаге и связана с промежуточным рычагом подпружиненной относительно защелки тягой. Защелка может быть снабжена регулировочным винтом, взаимодействующим со штоком поршня силового цилиндр а.
На фиг. 1 изображено предложенное уст5 ройство пр и закрытом положении крышек люков (крышки люков, двуплечие и тяги показаны условно); на фиг. 2 — то же, при открытом положении крышек люков; на фиг. 3— то же, при закрывании крышек люков.
10 На валу 1 устройства жестко закреплены двуплечие рычаги 2, связанные тягами 8 с крышками 4 люков вагона, а также храповик
5. Шток б поршня силового цилиндра 7 имеет на конце головку 8 с овальным продольным
15 пазом, по которому перемещается валик 9, и соединен с валом 1 при помощи маятникового 10 и промежуточного 11 рычагов. Защелка 12 шарнирно валиком 18 закреплена на рычаге 10 и связана с промежуточным рыча2о гом 11 подпружиненной тягой 14. Защелка в нижней части имеет зуб, взаимодействующий с зубом храповика 5, а средняя часть ее выполнена в виде стакана 15, в дне которого находится отверстие, через которое проходит
25 тяга 14. Кроме того, защелка снабжена регулировочным винтом 1á, регулирующим величину отбрасывания защелки и взаимодействующим со штоком поршня силового цилиндра 7.
30 Устройство работает следующим образом.
372099 фиг.1
При подаче воздуха в подпоршневую полость цилиндра 7 шток б перемещается вправо, головка 8 упирается в винт lб и отбрасывает защелку 12, сжимая пружину 17. Когда валик 9 окажется в левой части продольного паза головки 8, зуб защелки 12 выйдет из зацепления с зубом храповика 5, и устройство окажется разблокированным. При дальнейшем перемещении штока маятниковый рычаг
10 отклоняется вправо и через промежуточный рычаг 11 взаимодействует с храповиком
5, жестко посаженным на вал 1, вращение от которого через двуплечие рычаги 2 и тяги 8 передается крышкам люков, открывая их.
При подаче воздуха в надпоршневую полость силового цилиндра 7 шток перемещается влево. Когда валик 9 окажется в пра вой части продольного паза головки 8, последняя начинает взаимодействовать с рычагом 10, который отклоняется влево и через промежуточный рычат 11 взаимодействует с хра повиком
5, поворачивая вал.
Крышки люков закрываются. Защелка 12 контуром зуба храповика 5 отводится вправо, а маятниковый рычаг продолжает перемещаться влево. При этом сжимается пружина
17 и взводится защелка. Когда крышки люков окончательно закроются, зубья защелки
12 и храповика 5 за счет силы сжатой пружины 17 войдут в зацепление друг с другом, т. е. происходит блокирование устройства, при котором поворот вала и открывание крышек люков невозможно. Таким образом, при закрытом положении крышек образуется замкнутая подпружиненная обойма: защелка
12 — храповик 5 — промежуточный рычаг
s 1l — маятниковый рычаг 10, которая может быть выведена из положения равновесия только силой цилиндра 7, сжимающей пружину 17 и выводящей из зацепления зубьч защелки и храповика.
Предмет изобретения
1. Устройство для открывания и закрывания крышек люков саморазгружающегося
15 вагона бункерного типа, включающее вал, на котором жестко закреплены двуплечие рычаги, связанные тягами с крышками, привод, содержащий силовой цилиндр, шток поршня которого соединен с валом через маятнико20 вый и промежуточный рычаги, и механизм блокировки, включающий защелку, взаимодействующую с храповиком, установленным на валу, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения экс2S плуатационных качеств, защелка шарнирно закреплена на маятниковом рычаге и связана с промежуточным рычагом при помощи подпружиненной относительно защелки тяги.
2. Устройство по п. I, отличающееся тем, 30 что защелка снабжена регулировочным винтом, взаимодействующим со штоком поршня силового цилиндра.


