Способ уравновешивания гибких роторов
:в,:е. . 1,.> (т t, T:öтт:ц",,. ;! =т:. т
;", Р;иатд 1 :* : х
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
3I7936
Союз Советских
Социалистических
Ресоублив
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 02. ill.1967 (№ 1141556/25-28) с присоединением заявки №
Приоритет
МПК G Olm 1/24
Комитет оо делай изобретений и открытий лри Совете Мииистра
СССР
Опубликовано 19.Х.1971. Бюллетень № 31
УДК 620.1.05:531,24 (088.8) Дата опубликования описания 10.Xll.1971
Авторы изобретения
В. П. Ройзман и М. Е. Левит
Заявитель
Московский ордена Ленина авиационный институт имени Серго Орджоникидзе
СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ГИБКИХ РОТОРОВ
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при уравновешивании гибких роторов.
Известны способы уравновешивания гибких роторов, заключающиеся в том, что измеряют прогибы вращающегося ротора и расчетом определяют величину и место установки уравновешивающих грузов. Однако при уравновешивании сборных роторов газотурбинных двигателей не всегда имеется возможность производить измерение прогибов ротора в необходимом количестве сечений по его длине.
Предлагаемый способ отличается от известных тем, что прогибы ротора измеряют при нескольких значениях скорости вращения, при этом число измерений соответствует числу элементов (дисков) сборного ротора. Этот способ повышает точность и производительность процесса уравновешивания сборных роторов.
Существо описываемого способа состоит в том, что составляют уравнение упругой линии ротора в проекциях на две взаимно перпендикулярные плоскости, например на вертикальную и горизонтальную, с учетом начальных радиальных и угловых эксцентриситетов дисков сборного ротора, подсчитывают коэффициенты уравнения, зависящие от геометри2 ( ческо-массовых характеристик уравновешиваемого ротора, раскручивают ротор до скорости, при которой проявляется его деформи- руемость, и производят измерение прогибов
5 ротора в одном или нескольких сечениях.
Поскольку проекций уравнения упругой линии на взаимно перпендикулярные плоскости всего две, а неизвестных координат урав10 новешивающих грузов вдвое больше числа дисков сборного ротора, то недостающее число уравнений можно получить, произведя добавочные измерения на скорости вращения, отличной от первоначально выбранной, при
15 этом сумма числа точек измерений прогибов и углов поворота дисков по длине ротора числом отличных одна от другой скоростей на которых производится измерение, должна быть равна числу отыскиваемых неизвест;
20 ных.
На основании вышеизложенного предлага емый способ уравновешивания может быт реализован выполнением следующих опера ций:
1. При некоторых некритических, отличны одна от другой скоростях вращения роторами на которых уже проявляется деформируемост ротора, измеряют прогибы ротора в одно
30 или нескольких сечениях по его длине.
2. Составляют уравнения упругой линии ротора в проекциях на две взаимно перпендикулярные плоскости, решают их относительно неизвестных проекций векторов неуравновешенности каждого диска и производят векторное сложение найденных проекций, 3. Каким-либо известным способом осуществляют компенсацию неуравновешенности в плоскости каждого диска, после чего производят контрольный пуск ротора.
При необходимости процесс уравновешиван и я повторяют.
Предмет изобретения
Способ уравновешивания гибких роторов, заключающийся в том, что измеряют прогибы вращающегося ротора и расчетом определяют величину и место установки уравновешивающих грузов, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и производительности процесса уравновешивания сборных ро10 торов, прогибы ротора измеряют при нескольких значениях скорости вращения, при этом число измерений соответствует числу элементов (дисков) сборного ротора.
Составитель И. Федоров
Редактор Л. М. Жаворонкова Техред Л. В. Куклина Корректоры: Н. Ф. Коваленко и И. М. Шматова
Заказ 3470/13 Изд. № 1468 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4)5
Типография, пр. Сапунова, 2

