Кторный электродвигатель, питаемый однофазныл! переменным током
О П И C А Н И Е 268538
ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Со ветс ки)(Со()иалистически)(Республик
ЗаB!;ш . .се ат авт. свидетельства М
Кл. 2ld-, 41
21с, 59, 10
Заявлено 08Х11.1966 (№ 1087017:24-7) с присоединен:-)ем зя.твки М.ЧГ1К Н 02k
02р
У1 1х 621.313.333.025.1 (088.8) гт
РИООИТЕТ
1(от))итет по делам
«зоб))етений v открытий при Совете )(1)инистров
СССР
Опмбликавяно 10.1Ъ .197 0. Бюллс-;снь, . 11
Дата а убликовяния описания 1-. -Т111.1170
Автор изобретения
Д. В. СвечарниK
Заявитель
БЕСКОЛЛЕKTOPHblA ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ. ПИТАЕМЬ1Й
ОДНОФАЗНЫМ ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ
Изобретение относится к бссколлсктор )ым
ЭЛЕКТрОДВИГЯТЕ;!Я. !, ПИТЯЕХ Ы ..! ОДНОфЯЗИЫЗ) Переменным током. с обмотками гсрс»c;ii!ого постоянного тока на роторе и двумя явнаиолюсными стятараз! и, Один из которых, ВОЗО»ждаемь!й переме))иым токо:1, взаи:, олсйств..ет с
Обмоткой переменного тока ротора, а другой, возбуждаемый постоянным током, — с аомоткой постоянного тока ротора, полклю)сн OII к первой через выпрямители.
От известных Двигателей такого типа !IpcaложснныH двигатель отличается тем, ITG ротор выполнен однопакстным с двумя актив.)ыми поверхностями, на одной ьз которых расположена обмотка псрсменног0, а на другой — I!0стоянного тока.
Согласно изобретению ротор может сыть выполнен при этом или в виде полого ферроыягнитна)0 цилиндра с Обмотками переме!!на 0 и постоянного тока, расположенными соответствеIIHG на его внешней и внутренней Iloверхностях, или в виде ферромагнитного лиска с размещением указанных обмоток на разтичных его поверхностях. В первом сл час статоры расположены концентрично ротар1, а во Втором -- параллельно его плоскости Ilo обеим сторонам.
Указанное Отличие позволяет зиач)п сльна уменьшить гаоариты двигателя и снизить егG
ВЕС.
На ф!!i . 1;)окяза IB схема нрсл.-)ожс)l!10! 0 дВН! ятсля с 110;I . ротором; ня фиг. 2 -- - схс..()а BI(110ч.иия «б маток поторя: ня фиг. 3— м ехя ни 1(. скя я х ар я)".гсо):стиl Двl(г)lт(.,1:!.
На полюсах l и 2 В))сшпего статоря p«ñíîлажены кат шки 8 и 4, питаезть!с Ол!1(;,1)азин)м переменным током, например, от i;0::.такт)!ого провода. Возбуждаемый этими I!n;»Ocзмi i!еасменный пзток 1),,р, пульсирующий R Пространстве, проходит через зазор в ферромагнитный палый ротор 5, разветвляясь вдаль его дуг вправо и влево от оси и замыкаясь ()т папюса 1 к по".þñó 2.
Н я Вис il ней ИОВер х насти 0GTop 1 1) аз»(сlll ci! В) оомотки переменного така 6 — 9, имеющие иаметряльныи иаг и выполненные. В зави(имоCT1l ОТ AIOLIII!OCT!I )1;)11!Ины, .1ИОО В Паза . )ИОО
B виде нянсссин)ях Ila !10Bcpx)IOcTB ротора проВОдя!Цих ПОлосОк, н":ïpll)!ÑD, па тип) и "! B I ни!х го „,.;,,,„, .
В ло(бов)!с )асти кажлай из Обмоток ) — 9
Вкл)о !еп! B)!прями гели 1!), Вып,.нси )ыс по
МОСТОВО). СХСМС, H!..!ХОДЯ)! КО I OОЫХ ПОЛ) 110 !ень! 00;10-.1 j! ИО(."i OH!i!)(;1О Така 1! — 14. р ICi10° )c ложе., и;10 ня в)!утрсипсй lloBc )хи: TH DOгора по схеме, изабияжс!iHoli а ф;)г. 2. С токами абмогок 11 — 14 взаимадсйств ют осгоя)1)ыс .)!яl!!итнь!с !)атак:! па,l)00()B 1!)- — 18 В!)ут1)еннсго статора. Ваз(кт ждяс»ыс к!)т шкя»и 19 — 22
30 иoстат!1!! Iа! 0 т()кi) )lли 0 1 п()стоянн! !х мi) 1 нитоВ.
268538
Постоянный мап1игный поток Ф„„, 1ну;реннего статора замыкается также вдоль дуги полого ротора, как показано на фиг. 1. Взаимодействие этого потока с постоянным током обмоток 11 — 14 создает на внутренней поверхности ротора однонаправленный вращающий момент. По мере разгона возникает*также iiroмент па внешней поверхности ротора аналогично однофазному асинхронному двигателю.
На фиг. 3 показаны зависимости моментов, создаваемых на поверхностях ротора, и общего момента ротора от скорости, где 28 — кривая изменения асинхронного момента, создаваемого па стaTope переменного тока; 24— кривая момента, создаваемого на статоре постоянного тока при шунтовом включении обмотки возбуждения, и 25 — результирующая механическая характеристика двигателя.
Может быть получена также и комбинированная характеристика — сериес-диофазная или компаундно-однофазная в зависимости ÎT типа возбуждения на стороне постоянного тока.
Регулирование скорости и реверсирование электродвигателя можно осуществлять изменением тока возбуждения в катушках полюсов
15 — 18 и пространственным смещением результирующей оси потоков, например смещен 1ем внутреннего статора относите IьHО внешнего механическим путем.
Возможно выполнение двигателя и многороторным с несколькими концентрически расположенными полыми роторами или с несколькими дисковыми роторами, закрепленными на общем валу. Также возможен вариант двигателя с расположением обеих типов роторцых обмоток и соответствующих им полюсов на одной и той ке стороне ротора. Вместо выпрямителей могут быть использованы усилителидемодуляторы (например, транзисторные или тиристорные, управляемые напряжением роторных обмоток переменного тока), выходы которых подключены к обмоткам постоянного тока.
Пр едм ет изобретения 0 1. Бесколлекторпый электродвигатель, питаемый однофазным переменным током, с обмотками переменного и постоянного тока на роторе и с двумя явнополюсными статорами, один из которых, возбуждаемый переменным током, взаимодействует с обмотками переменного тока ротора, а другой, возбуждаемый постоянным тОкОм, — с Оомотказ1н постоянного тока ротора, подключенными к первым через выпрямители, отличающийся тем, что, = целью
2О уменьшения габаритов и снижения веса, ротор выполнен однопакетным с двумя активчыми поверхностями, на одной из которых расположены обмотки переменного, а на другой — постоянного тока.
25 2..электродвигатель ио и. 1, отличающийся тем, rTo указанный ротор выполнен в виде полого ферромагшпного цилиндра с обмотка.",ш переменного и постоянного тока, расположенными соответственно на его внешней и
30 внутренней поверхностях, причем статоры расположены концентричпо.
3. Злектродвигатель по и. 1, отлаыа(ощайся тем,;:Tî указанный ротор выполнен в виде феppомагrrитного дпс1 г. с Оомотками 11ерeменЗ5 ного и постоянного тока на противоположных поверхностях, причем статоры расположены параллельно rrO обеим его сторонам.


