Устройство для управления шпинделем металлорежущего станка
263023
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 17.VI II.1968 (№ 1263782/25-8) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 04.11.1970. Бюллетень ¹ 7
Дата опубликования описания IО.VI.1970
Кл. 21с, 59/58
МПК G 05Ь 19/00
УДК 621.316.719.2-83 (088.8) Комитет по делам изобретений н открытий при Совете Министров
СССР!
Авторы изобретения П, В. Волоценко, М. П. Рашкович, H. К. Шапарев и Б. И. Шк1ощкий
Одесское специальное конструкторское бюро спецстанков
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШПИНДЕЛЕМ
МЕТАЛЛОРЕЖУ1ЦЕГО СТАНКА
Предложенное устройство vîÿåò быть использовано в области общего машиностроения и станкостроения во всех механизмах, где требуется останов вр ащающегося шпинделя и переключение передач в его коробке скоростей.
Известно устройство для управления шпинделем металлорежущего станка, в котором асинхронный двигатель электрически связан с рабочим и тормозным пускателями.
Описьзваемое устройство для управления ш пинделем металлорежущего станка отличается от известного тем, что последовательно с контактами рабочих пускателей в неверсируемую фазу электродвигателя включен диод, аакороченный при вращении |шпинделя нормально открытым контактом тормозного пускателя, а две другие фазы зашунтированы цепочкой из нормально открытых контактов рабочих пускателей и общего для обеих фаз нормально закрытого контакта тормозного пускателя.
Такое выполнение устройства обеспечивает безударный останов шпинделя.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема;предложенного устройсгаа.
Устройст во для управления шпинделем металлорежущето станка состоит из асинхронното электродвигателя АД вращения ш пинделя, вкл|очаемого в сеть через контакты одного из рабочих пускателей вращения 1К или 2К диода Д, включенного в неверсируемую фазу электродвигателя, тормозного пускателя
ЗК, шунтирующего диод Д при нормальной работе электродвигателя и осуществляющего управление его торможением и шатовым поворотом.
Устройство может работать в режиме оста1О нова ш п инделя и в режиме его шатового:поворота.
При работе в режиме останова шпинделя отключается тормозной пускатель 3К. При этом размыкается его нормально открытый
15 контакт, раскорачивая диод в неверсируемой фазе Л двигателя, и замьгкается нормально закрытый контакт 8К в цепи закоротки фаз.
Рабочий пускатель, который работал при вращении двигателя, например 1К, остается
2О включенным. В результате две фазы А и 8 двигателя оказываются включенным и в сеть через контакты пускателя 1К, а третья фаза
С закорачивается через нормально открытый контакт пускателя 1К и нормально закрытый
25 контакт, пускателя Ж
Постоянная составляющая пульсирующего тока в последовательно соединенных фазах создает тормозной момент, а переменная составляющая — двигательный. Результирую30 щий момент электродвигателя оппелеляется
263023.
40
50
С:оставитель Н. Слатин
Редактор В. Левятов
Корректор Л. И. IBBpHJI08d.
Текред Л. В. Куклина
Заказ 1332/10 Гираж 500 Подписное
ЦНИИПИ Комитега по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва 7К-35, Раушская иаб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 их суммой, .причем в зоне подсинхронных GKQростей двигательная составляющая больше тормозной. Вследствие этого при включении только двух фаз B сеть через диод торможения двигателя вообще не наблюдается. При закорачивании третьей фазы, магнитная ось которой перпендикулярна суммарной магнитной оси,пульсирующего поля последовательно соединенных фаз, переменная составляющая этого поля вызывает протекание в ней тока, сравнимого по величине с током в остальных фазах. Этот ток создает, дополнительный тормозной момент, резко снижающий:скорость электродвигателя.
По мере уменьшения скорости ротора величина тока, индуктируемого в закороченной фазе, плавно уменьшается, изменяясь в функции скорости по приближенному линейному закойу. При нулевой скорости ток в фазе исчезает, и она выполняет роль демпфера вибраций, создавая демпфирующий тормозной момент при всяком огклонении ротора двигателя от положения покоя.
При работе в режиме шагового поворота для осущ+Твления проворота шпинделя при переключеййгг его" скоростей включается один вз рабочих пускателей вращения, например
1К при отключенном тормозном пускателе
ЗК. При отключении пускателя 1К и включении пускателя 2К фаза В закорачивается, а фаза С оказывается включенной последовательно с фазой А через диод Д. Это вызывает имлульсный,поворот, ротора на некоторый угол. При кагкдом последовательном переключении рабочих пускателей 1К и 2К ротор двигателя импульсно поворачивает ся в одном и том же направлении. Если переключение рабочих пускателей 11(и 2К осуществляется при еще не затухшем поле ротора, он;поворачивается в обратном направлении. Таким ооразом, предложенное устройсч во позволяет осуществить в за висимости от необходимости поступательное или возвратно-;поступательное шаговое движение шпинделя для переключения его скоростей.
Из изложенного видно, что уcTpoHcvBQ позволяет обеспечить безударное торможение и шаговый:поворот ш1пинделя, максимально упростить схему устройства и уменьшить его габариты, вес и стоимость, пракгическн устранигь вибрации в заторможенном электрод вигателе, а также повысить надежность устройства и исключить возможность реверса двигателя шпинделя по окончании торможения.
5 Предмет изобретения
Устройство для управления шпинделем металлорежущего станка, асинхронный электродвигагель которого элегстр ичееки связан с рабочими и тормозным |пускателями, от гичи10 югцееся тем, что, с целью эффективного безударного останова шпинделя и переключения его коробки скоростей последовательно с контактами рабочих пускателей, .в неверсируемую фазу электродвигателя включен диод, 15 закороченный,при вращении шпинделя нормально открытым контактом тормозного пускателя, а две другие фазы зашунтированы цепочкой из нормально открытых контактов рабочих пускателей и общего для обеих фаз
20 нормально закрьпого контакта тормозного пускателя и соединены с сетью через нормально открытые контакты рабочих пускателей, при. чем одна из фаз сети подключена через нормально открытые контакты тормозного пуска25 геля.

