Устройство для измерения углов поворота
26I720
ОПИСАНИЕ
ИЗОВРЕТЕН ИЯ
Goes Советокик
Социалистическик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 30.1Х.1968 (№ 1271878!18-10) Кл. 42с, 24/01 с присоединением заявки №
Приоритет
МПК G 01с 9/12
УДК 528.541.4(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 13.1.1970. Бюллетень ¹ 5
Дата опубликования описания 21.V.1970
Авторы изобретения
А. Б. Ренский и К. И. Стрижевский
Научно-исследовательский институт бетона и железобетона
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ ПОВОРОТА
Изобретение относится к области приборостроения и, в частности, к устройствам для измерения углов поворота или наклона, используемым при исследованиях строительных конструкций.
Известны маятниковые наклономеры, содержащие груз, укрепленный на двух подвесках, соединенных листовыми шарнирами с основанием, и преобразователь.
В предложенном устройстве с целью повышения точности измерений и стабильности показаний между подвесками маятника на основании укреплен корпус механотрона, подвижный стержень которого жестко связан с подвесками, а ось поворота стержня совмещена с осью листовых шарниров.
На чертеже приведена принципиальная схема предлагаемого устройства в двух проекциях.
Оно содержит основание 1, закрепленное на объекте исследования при помощи струбцины
2 с шаровым шарниром 3 и стопорным винтом 4; на основании жестко установлены кольцевые зажимы б и б с винтами 7 и 8.
В кольцевых зажимах находится механотрон 9 с подвижным стержнем 10.
По обе стороны зажима б расположены грузовые подвески 11 с грузом 12, образующие маятник с тяжелой массой. Подвески имеют листовые шарниры 13 весьма малой жесткости, ось которых совмещена с уровнем заделки подвижного штыря механотрона.
На основании 1 смонтированы также монтажная планка 14 для подключения коммутационных проводов и скоба lб с упорными винтами lб, ограничивающими предельные перемещения грузов 12 относительно основания.
Упорные винты lб электрически изолированы от основания и посредством клеммы 17 включены в общую электрическую цепь, включающую источник питания и сигнальную лампочку для фиксации момента контакта между упорным винтом и грузом в одном из крайних положений последнего.
Подвески 11 соединены со стержнем 18, который контактирует с подвижным стержнем
10 механотрона.
При измерениях устройство устанавливают на объект измерения с помощью струбцины 2 в вертикальном положении так, чтобы ось упорных винтов lб проходила в плоскости ожидаемого поворота исследуемого сечения, и включают в измерительную цепь с регистрирующим прибором (например, потенциометром или шлейфовым осциллографом).
После поворота исследуемого сечения совместно с основанием 1, подвески 11 с грузом
l2 стремятся сохранить вертикальное полоЗС жение и поворачиваются вокруг оси листовых
261720
Предмет изобретения
Составитель Л. А. Колюбакина
Редактор М. В. Афанасьева Техред Т. П. Курилко Корректор Г. С. Мухина
Заказ 1269/1 Тираж 500 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 шарниров, что вызывает пропорциональное отклонение стержня механотрона.
При этом изменяется расстояние между подвижными анодами и катодом механотрона, что вызывает нарушение первоначального баланса, в результате чего возникает пропорциональный угловому перемещению электрический сигнал, который поступает на вход регистрирующего прибора.
В тех случаях, когда в процессе увеличения угла поворота в любую сторону допустимый диапазон прибора исчерпан, срабатывает сигнальная цепь и загорается лампочка, что служит сигналом к перестановке прибора, если необходимо продолжать измерения.
Устройство для измерения углов поворота, содержащее маятник, груз которого укреплен на двух подвесках, соединенных листовыми шарнирами с основанием, и преобразователь, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерений и стабильности показаний, в нем между подвесками маятника на ос10 новании укреплен корпус механотрона, подвижный стержень которого жестко связан с подвесками, а ось поворота стержня совмещена с осью листовых шарниров.

