Прибор для комплексного однопрофильного

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

257046

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 11.1V.1968 (№ 1236454/25-28) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Оп блпковано 28.XI.1972. Б|оллетснь ч" 36

М. Кл. С 01m 13/00

Комитет по делам изобретеиий и открытий при Совете 66ииистров

СССР

УДК 531.776:621.833 (088.8) Дата опубликования оппсаппя 25.1.1973

Авторы изобретения

Заявитель

А. T. Драудин и В. Я. Коробков

Бюро взаимозаменяемости в металлообрабатывающей промышленности

ПРИБОР ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО ОДНОПРОФИЛЬНОГО

КОНТРОЛЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Известны универсальные приборы для комп,леконого однопрофильного контроля кинематической погрешности цилиндрических зубчатых колес, содержащие ведущий и ведомый птпиндели для установки на них контролируемой пары зубчатых колес; устройство для натройки на заданное межцентровое расстояние; привод для вращения ведущего шпинделя; индуктивный датчик, состоящий из якоря и корпуса; ки нематическую цепь для передачи образцового движения от ведущего шпинделя на корпус индуктивного датчика, включающую гибкую ленту, охватывающую ведущий шпин,дель, ведущую каретку, воспринимающую перемещение указанной ленты, рычаг, одно плечо которого воспринимает перемещение ведущей каретки, ведомую каретку с корпусом индуктивного датчика, перемещающуюся посредством другого плеча рычага; кинематическую цепь для передачи движения от ведомого шпинделя на якорь датчика, состоящую из гибкой ленты, охватывающей ведомый шпиндель, на которой крепится якорь датчика; устройство для изменения соотношения плеч рычага в соответствии с передаточным отношением контролируемой пары колес.

Предлагаемый прибор отличается от известных тем, что в нем рычаг образцовой кинематической цепи выполнен прямым (а не угловым), ось его поворота перпендикулярна оси вращения шпинделей, а гибкие ленты, охватывающие шпиндели, параллельны друг другу.

Изготовить и аттестовать прямой рычаг можно значительно точнее, чем угловой, а так как рычаг входит в образцовую кинематическую цепь, то точность его изготовления и аттестации в значительной степени определяет точность контроля, причем последняя повышается.

Для повышения точности прибора цилиндрические поверхности шпинделей, по которым их охватывают гибкие ленты, являются одновременно и опорными поверхностями этих шпинделей.

Кроме этого, предлагаемый прибор снабжен перекидным фрикционным устройством, связывающим якорь индуктивного датчика с одной или другой ветвью гибкой ленты ведомого шпинделя, что позволяет контролировать колеса внешнего и внутреннего зацеплений.

На фиг. 1 изображена схема описываемого прибора; на фиг. 2 — перекидное фрикционное устройство.

Прибор содержит ведущий и ведомый шпин„дели 1 и 2, на которых устанавливаются колеса 3 и 4 контролируемой пары, устройство для настройки на требуемое межцентровое расстояние, включающее каретку 5 и отсчегное

30 устройство 6.

25704á

Ведущий шпиндель 1, смонтированный на насыпных шариках, приводится во вращение лентой 7, которая охватывает его по цилиндрической поверхности, являющейся продолжением опорной поверхности. Лента 7 получает движение от электродвигателя 8 через редуктор 9, ходовой винт 10, каретку 11, рычаг 12 и ведущую каретку 18.

Кинематическая цепь для создания образцового движения состоит из гибкой ленты 7, ведущей каретки 18, рычага 12 и ведомой каретки 14. На ведомой каретке закрепляется корпус 15 индуктивного датчика.

Кинематическая цепь для передачи действительного движения с ведомого шпинделя 2 содержит гибкую ленту lб, охватывающую ведомый шпиндель 2, на которой крепится якорь 17 индуктивного датчика.

Устройство для изменения соотношения плеч а и б рычага 12 в соответствии с передаточным отношением контролируемой пары колес состоит из каретки 18 с роликом 19, выполняющим функции оси поворота рычага 12, и отсчетного устройства 20. С помощью этого устройства прибор настраивается -таким образом, что ведомая каретка 14 с корпусом 15 индуктивного датчика, получающая движение через рычаг 12, и гибкая лента 1б, несущая якорь 17 датчика, двигаются при вращении ведущего ,шпинделя 1 с одинаковой скоростью. При этом рассогласование в скорости перемещения ка,ретки 14 и ленты 1б вызывает относительное смещение якоря 17:и корпуса 15 индуктивного датчика, что может быть зафиксировано с помощью самописца.

При контроле колес внутреннего зацепления ведомый шпиндель 2 изменяет направление своего вращения на противоположное (по сравнению с контролем колес наружного зацепления), в то время как направление перемещения ведомой каретки 14 не изменяется.

Поэтому якорь 17 датчика присоединяется уже не к перед ней ветви ленты 16, как это показано на фиг. 1, а к задней ее ветви.

Перекидное фрикционное устройство для связи якоря 17 с одной или другой ветвью ленты 16 показано на фиг. 2. При контроле колес наружного зацепления движению каретки 14 вправо соответствует вращение шпинделя 2 против часовой стрелки и определенное перемещение ветвей ленты 1б (сплошные стрелки на фиг. 2). В этом случае якорь 17 датчика с помощью фрикционного зажима 21 присоединяется к нижней ветви ленты 1б. При кон10

50 троле колес внутреннего зацепления тому же направлению перемещения каретки 14 соответствует противоположное направление движения шпинделя 2 и ленты 1б (пунктирные стрелки на фиг. 2), и якорь 17 присоединяется к верхней ветви ленты 1б при перекидывании зажима 21.

Предмет изобретения

1. Прибор для комплексного однопрофильного контроля кинематической погрешности цилиндрических зубчатых колес, содержащий ведущий и ведомый шпиндели для установки на них контролируемой пары колес; устройство для настройки на заданное межцентровое расстояние; привод для вращения ведущего шпинделя; индуктивный датчик, состоящий из корпуса и якоря; кинематическую цепь для передачи образцового движения от ведущего шпинделя на корпус индуктивного датчика, состоящую из гибкой ленты, охватывающей ведущий шпиндель, ведущей каретки, воспринимающей перемещение указанной ленты, рычага, одно плечо которого воспринимает перемещение ведущей каретки, ведомой каретки с корпусом индуктивного, датчика, перемещающейся посредством другого плеча рычага; кинематическую цепь для передачи движения от ведомого шпинделя на якорь датчика, состоящую из гибкой лепты, охватывающей ведомый шпиндель, на которой крепится якорь датчика; устройство для изменения соотношения плеч рычага в соответствии с передаточным отношением контролируемой пары, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля, рычаг образцовой кинематической цепи выполнен прямым, ось его поворота перпендикулярна оси вращения шпинделей, гибкие ленты, охватывающие шпиндели, параллельны друг другу.

2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, цилиндрические поверхности шпинделей, по которым их охватывают гибкие ленты, являются одновременно опорными поверхностями этих шпинделей.

3. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения, он снабжен перекидным фрикционным зажимом, связывающим якорь индуктивного датчика с одной или другой ветвью гибкой ленты ведомого шпинделя, что позволяет контролировать колеса как внешнего, так и внутреннего зацеплений, 257046 г!

77 14 ,1

Фиг. 2

Составитель В. Иванова

Редактор Н. Корченко Техред А. Камышникова Корректоры: Л. Корогод и М Коробова

Заказ 4341/10 Изд. № 1821 Тираж 406 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/б

Типография, пр. Сапунова, 2

Прибор для комплексного однопрофильного Прибор для комплексного однопрофильного Прибор для комплексного однопрофильного 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации
Наверх