Б. г. карташев и е. и. щсгольковособое конструкторское бюро по бесштанговым насосам
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтокив 1оциалистическив
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
1g.tI 21с1т, 47
Заявлено 02.Х.1968 (№ 1272732/24-7) с присоединением заявки №
МПК Н 02k
Приоритет
Опубликовано 28.Х.1969. Бюллетень ¹ 33
Дата опубликования описания 31.111.1970
Комитет по делам.изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УД К 621.822.1:621.313. .13-213.32 (088.8) Авторы изобретения
А. А. Чудиновский, Ю. И. Стариков, Б. Г. Карташев и Е. И. Щегольков
Особое конструкторское бюро по бесштанговым насосам
Заявитель
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть применено, например, в погружных электронасосах для подъема жидкости из глубоко залегающих пластов.
Известен погружной электронасос, состоящий из пасоса и электродвигателя, спускаемых в скважину малого диаметра. Вследствие малого диаметра электродвигатель получается вытянутым в длину, а ротор приходится выполнять многоопорным с расположением опор непссредственно в расточке статора.
ОднакО при сборке такого электродвигателя наружные обоймы или корпуса промежуточных подшипников не могут быть жестко закреплены в расточке. Это приводит к тому, что обоймы подшипников начинают проворачиваться в расточке статора, причем изнашиваются поверхности как опорных пакетов статора, так и подшипников, результатом чего является задевание ротора за статор и выход электродвигателя из строя. Ремонт такого двигателя очень трудоемок, а его стоимость нередко превышает стоимость нового электродвигателя.
С целью повышения надежности работы электродшггателя предлагается в погружном электродвигателе, содержащем статор с пазами, имеющими прорезь, и ротор, по крайней мере с одним промежуточным подшипником, размещенным непосредственно в расточке статора, выполнить в наружных обоймах подшипни.сов продольные пазы; в пазы установить подпружиненные пластпнчатые защелки, входящие в указанные прорези.
Для ограничения осевого и радиального перемещения указанных защелок наружные обоймы подшипников могут иметь с двух сторон ограничительные пружинные разрезныс
10 кольца. утопленные в кольцевые канавки обоймы, а пластинчатые защелки — раоположенные с двух сторон продольные 11,поперечные упоры, а также скосы.
На фпг. 1 изображена промежуточная опо15 ра ротора в разрезе; на фиг. 2 — сечение по
А —,4 на фиг. 1; па фиг. 3 — обойма подшипника в изометрической проекции.
В корпусе 1 статора электродвигателя запрессовзн сердечник 2 статора. шихтованный
20 из тонких штампованных листов. Ротор имеет вал 8, на котором собраны сердечники 4 ротора, чередующиеся с опорными промежуточными подшипниками, состоящими из втулки б, жесгко закрепленной на валу, и обоймы б, 25 опирающейся на расточку статора.
В обойме подшипника (cì. фиг. 3) имеется пластпнчатая защелка 7, отжимаемая в радиальном направлении пружиной 8, и два разрсзных пружинHhIx cTDIIopHIIx кольца 9
30 прямоугольного "e IeIIIIII. Для IIx .размещения
255397 в обойме подшипника вьгполнены продольный узкий паз, глухое цилиндрическое сверленпе и две кольцевых канавки у торцов.
Пластинчатая защелка для ограничения ее перемещения в радиальном направлении имеет плечики 10, а в осевом — торцы 11, которыми она упирается в стопорные кольца 9.
В собранном подшипнике защелка выступает над обоймой подшипника ца величину, определяемую высотой прорези паза статора.
Толщина защелки должна быть меньше ширины прорези паза статора.
Для свободного осевото перемещения ротора в расточке статора прп сборке и разборке двигателя на защелке 7 с двух сторон выполнены скосы 12.
При введении ротора в статор защелка подшипника может попасть как в прорезь паза статора, так и на зубец. В последнем случае защелка будет утоплена внутрь обоймы подшипника, но при пуске электродвигателя и проворачивании обоймы она под давлением пружины зайдет в ближайшую прорезь паза статора и, опираясь боковой поверхностью на боковую поверхность прорези паза статора, исклю-шт возможность дальнейшего вращения обоймы подшипника внутри расточки статора.
При расположении на одном подшипнике нескольких стопорных устройств Нх размещение должно быть согласовано с расположением пазов статора.
Предмет изобретения
1. Погружной электродвигатель, например, для привода погружных:насосов, содержащий статор с пазами, имеющими прорезь, и ротор, по крайней мере с одним промежуточным
l0 подшипником, размещенным непосредственно в расточке статора, отлича(ощийся тем, что, с целью повышения надежности работы электродвигателя, наружные обоймы подшипников снабжены продольными пазами, в котоlS рых установлены подпружиненные пластинчатые защелки, входящие в указанные прорези.
2. Погружной электродвигатель по п. 1, отли«а ощийся тем, что, с целью ограничения осевого и радиального перемещения пластин20 чатых защелок, наружные обоймы подшипников имеют с двух сторон органичительные пружинные разрезные кольца, утопленные в кольцевые канавки обоймы, а пластинчатые заделки имеют с двух сторон продольные и
25 поперечные упоры.
3. Погружной электродвигатель по пп. 1 и
2, отличающийся тем, что, с целью обеспечения свободного продольного перемещения ротора внутри статора, пластинчатые защелки
30 имеют с двух сторон скосы.
255397
Составитель А, Лисов
Корректор В. И. Жолудева
Техред Л. В. Куклина
Редактор Э. Рубаи
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 583/!1 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открьпий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Рауьпская наб.. д. 4/5



