Патент ссср 221424
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Созетскиа
Социглистнкескик
Респтблик пате;.т: —,:о-, е; и нская бкблис гека ЫБА
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 47b, 9
Заявлено 15.111,1966 (№ 1061874/25-27) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 01.Ч11.1968. Бюллетень ¹ 21
Дата опубликования описания 9.X.1968
МПК F 16с
УДК 621.824.6:621,822. . 5 (088.8) Комйтет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Автор изобретения
А. Б. Курицын
Заявитель
ПАРА ТРЕНИЯ вЂ” ВАЛ В ПОДШИПНИКЕ СКОЛЬЖЕНИЯ
Предмет изобретения
Известны пары трения, состоящие из вала, вращающегося в подшипнике скольжения. B таких парах, на трущейся поверхности подшипника выполняются масляные канавки различного направления, служащие для распределения и подвода масла к трущимся поверхностям. Потоком масла выносятся продукты истирания пары и другие загрязнения, попадающиеся между трущимися поверхностями.
Однако такие пары трения плохо очищаются от абразивных частиц, в результате чего наблюдается повышенный износ шейки вала и подшипника.
В описываемой трущейся паре, с целью уменьшения износа и увеличения срока работы, на валу выполнены продольные канавки, имеющие плавные выходы в осевом направле,нии и обрывистые боковые стороны. Эти канавки размещены на валу так, что при соогветствующем положении вала совмещаются с канавкой подшипника, при этом часть их выходит за пределы его торца.
На фиг. 1 показана описываемая трущаяся пара; а на фиг. 2 — канавки на валу и на подшипнике, Вал 1 с канавками 2 установлен в подшипнике 8, имеющем продольную канавку 4. Канавки 2 при определенном положении вращающегося вала 1 совмещаются с канавкой4 подшипника, при этом часть канавок 2 выходит за пределы подшипника 8, чем и достигается свободный выход с маслом абразивных частиц, попадающих в эти канавки при вращении вала.
Канавки 2 на валу имеют овальную форму, а на подшипнике канавка 4 имеет прямоуголь10 ную форму, причем она не доходит до торца подшипника. Величины а, К f и 1 выбираются в зависимости от размеров вала и подшипника.
Пара трения — вал в подшипнике скольжения, имеющем канавки на трущейся поверх20 ности, отличаю цаяся тем, что, с целью уменьшения износа и увеличения срока работы, на валу выполнены продольные канавки с плавными осевыми выходами и обрывистыми боковыми сторонами, при этом канавки располо25 жены так, что часть их выходит за пределы подшипника, а при каждом обороте вала они совмещаются с канавкой подшипника, 221424
4 иг 1
Составитель Л. М. Казаков
Текред Р. M. Иовикова
Корректор A. Босняцкая
Редактор Г. Яковлева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2845/4 Тираж 530 Подпнсно»
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений п открытий при Совете Министров ССС1
Москва, Центр, пр, Серова, д. 4

