Подшипник скольжения
Использование: в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбоагрегатов тепловых электростанций. Сущность изобретения: в наиболее нагруженной части нижнего вкладыша предусмотрен карман, разделяющий рабочую поверхность в этой части вкладыша на два окружных пояска. В выходной по ходу вращения вала части разделительный канал соединен с радиальным маслоотводным каналом. Согласно изобретению в среднем сечении разделительного кармана в направлении к маслосливному каналу выполнено углубление, снабженное накладкой, перекрывающей это углубление со стороны, обращенной к валу. Это углубление соединено перепускными каналами с выполненными на рабочей поверхности полосок по обе стороны кармана несквозными канавками. Часть отработанного масла, попадая из разделительного кармана в углубление, проходит через перепускные каналы в несквозные канавки, возвращаясь на рабочие поверхности поясков. Технический результат - улучшение условий смазки в режимах аварийного маслоснабжения. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций.
Известен опорный подшипник скольжения, в нижней части которого за зоной минимального зазора между втулкой и вращающейся шейкой вала расположена продольная канавка [1] . В такой конструкции подшипника самовсасывание масла, осуществляемое из свободного объема зарезервированного в канавке количества масла, снижает свою эффективность при окружных скоростях шейки вала менее 25 м/с. Известен подшипник скольжения, содержащий верхний и нижний вкладыш, внутренние поверхности которых цилиндрической формы залиты баббитом, и имеют несквозные канавки, а в нижнем вкладыше - разделительный карман, выполненный симметрично относительно средней окружности поверхности вкладыша, и соединенный в его выходной по ходу вращения вала части с по меньшей мере одним радиально расположенным маслосливным каналом [2]. В этом подшипнике условия смазывания улучшены, но остаются недостаточными в режимах аварийного маслоснабжения. Достигаемым результатом изобретения является повышение надежности подшипника скольжения путем увеличения подачи масла к поверхностям трения подшипника в режиме аварийного маслоснабжения за счет организации дополнительного потока масла, поступающего из разделительного кармана. Это обеспечивается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем верхний и нижний вкладыш, внутренние поверхности которых цилиндрической формы залиты баббитом, и имеют несквозные канавки, а в нижнем вкладыше - разделительный карман, выполненный симметрично относительно средней окружности поверхности вкладыша и соединенный в его выходной по ходу вращения вала части с по меньшей мере одним радиально расположенным маслосливным каналом, согласно изобретению в среднем сечении разделительного кармана в направлении к маслосливному каналу выполнено углублении, снабженное накладкой, перекрывающей это углубление со стороны, обращенной к валу, а несквозные канавки выполнены в нижнем вкладыше за зоной минимального зазора между вращающимся валом и вкладышем по ходу вращения вала наклонно к карману, и их входные участки соединены перепускными каналами с углублением. Несквозные канавки могут быть наклонены к карману под углом 40 - 60o, а начальный участок накладки по ширине углубления может быть выполнен отогнутым от поверхности кармана. На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипник скольжения в поперечном разрезе; на фиг. 2 - развертка нижнего вкладыша; на фиг. 3 - разрез по А фиг. 2; на фиг. 4 - разрез во Б фиг. 2. Подшипник содержит верхний и нижний вкладыш соответственно 1 и 2, внутренние поверхности которых цилиндрической формы залиты баббитом 3. В нижнем вкладыше 2 выполнен разделительный карман 4 симметрично относительно средней окружности 5 (фиг. 2) поверхности вкладыша. Карман 4 в его выходной по ходу вращения вала 6 части соединен с по меньшей мере одним радиально расположенным маслосливным каналом 7. В среднем сечении разделительного кармана 4 в направлении к маслосливному каналу 7 выполнено углубление 8 прямоугольной формы, снабженное накладкой 9, перекрывающей это углубление со стороны, обращенной к валу 6. В нижнем вкладыше 2 за зоной минимального зазора
Формула изобретения
1. Подшипник скольжения, содержащий верхний и нижний вкладыши, внутренние поверхности которых цилиндрической формы залиты баббитом и имеют несквозные канавки, а в нижнем вкладыше - разделительный карман, выполненный симметрично относительно средней окружности поверхности вкладыша и соединенный в его выходной по ходу вращения вала части с по меньшей мере одним радиально расположенным маслосливным каналом, отличающийся тем, что в среднем сечении разделительного кармана в направлении к маслосливному каналу выполнено углубление прямоугольной формы, снабженное накладкой, перекрывающей это углубление со стороны, обращенной к валу, а несквозные канавки выполнены в нижнем вкладыше за зоной минимального зазора между вращающимся валом и вкладышем по ходу вращения вала наклонно к карману и их входные участки соединены перепускными каналами с углублением. 2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что несквозные канавки наклонены к карману под углом 40 - 60o. 3. Подшипник скольжения по пп.1 и 2, отличающийся тем, что начальный участок накладки по ширине углубления выполнен отогнутым от поверхности кармана.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4