Подшипник скольжения (варианты)
Использование: для станкостроительной, машиностроительной, автотранспортной и др. промышленности. Сущность изобретения: по первому варианту выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства 0
r
1,12C, при этом образующая поверхность шипа выполнена по дуге, например, окружности, радиус кривизны которой вычисляется по формуле (фиг. 2)
=L2/8
r+
r/2,, где
r - величина бочкообразности шипа,
r=r2-r1; r1 и r2 - экстремальное значение радиуса шипа; с- величина радиального зазора в подшипнике; L - длина шипа. По второму варианту выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению, вкладыши выполнены рабочей поверхностью бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом относительная величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т. е. 0
rmax-
R
1,12C,, где
R - величина бочкообразности вкладышей,
R=R2-R1;; R1 и R2 - экстремальные значения радиуса вкладышей;
rmax - величина радиальной бочкообразности шипа выбирается из условия технологической возможности. Образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам, радиусы кривизны которых вычисляются по формуле соответственно. 2 ил.
Изобретение относится к области деталей машин, а именно к подшипникам скольжения, и может быть использовано в станкостроительной, машиностроительной, автотранспортной и другой промышленности.
Прототипом изобретения является подшипник с бочкообразной формой шипа, являющейся естественной формой и цилиндрическими вкладышами (патент ФРГ N 815875, кл. НКИ 47В4, 1949 г.) (1). Бочкообразная форма шипа в сравнении с цилиндрической образует дополнительно два несущих масляных клина в осевом направлении, два подшипника без кромочных контактов, уменьшает торцевую утечку масла и тем самым увеличивается грузоподъемность, виброустойчивость, надежность и долговечность подшипника скольжения. Однако неправильный выбор относительной величины радиального зазора в подшипниках снижает его грузоподъемность. Задача состоит в том, чтобы установить естественную относительную величину радиального зазора в подшипнике скольжения и тем самым создать условия для решения его проблемы грузоподъемности, а следовательно, виброустойчивости, надежности и долговечности. Планируемый технический эффект определение максимальной удельной грузоподъемности подшипника скольжения. Планируемый технический эффект достигается следующим образом. В первом варианте выполнения в подшипнике скольжения с бочкообразным шипом, размещенным во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, согласно изобретению вкладыши выполнены с цилиндрической рабочей поверхностью, а величина бочкообразности шипа на заданной его длине определяется из неравенства: 0













В динамике подшипник скольжения работает следующим образом. Поверхностные силы, т.е. силы трения на шипе 1, преодолевают силы трения в смазочной жидкости и посредством их сообщают массам частиц смазочной жидкости ускорение. Поверхностные силы вкладышей преодолевают только силы трения в смазочной жидкости. В результате образуется кинетическая энергия, которая посредством сил трения преобразуется в конфузоре в потенциальную энергию сжатого объема смазочной жидкости, которая в диффузоре переходит в кинетическую. Таким образом, шип находится в несущем слое масла во взвешенном состоянии. Конструкция подшипника скольжения увеличивает грузоподъемность и как следствие повышается виброустойчивость, надежность и долговечность.
Формула изобретения
0



при этом образующая шипа выполнена на дуге, например, окружности, радиус кривизны вычисляется по формуле

где


r1 и r2 экстремальные значения радиуса шипа;
с величина радиального зазора в подшипнике;
L длина шипа. 2. Подшипник, содержащий бочкообразный шип, размещенный во вкладышах, охватывающих шип с зазором, заполненным смазочной жидкостью, отличающийся тем, что вкладыши выполнены с рабочей поверхностью бочкообразной формы для одноопорного вала, не имеющего смещений в осевом направлении, при этом величина радиального зазора в подшипнике сохраняется неизменной, т.е. 0




где


R1 и R2 экстремальные значения радиуса вкладышей;


r1 и r2 экстремальные значения радиуса шипа;
с величина радиального зазора в подшипнике,
причем образующие поверхностей шипа и вкладышей выполнены по дугам радиуса, кривизны которых вычисляются по формулам соответственно


РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2