Способ получения арктического дизельного топлива
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности, к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти. Целью данного изобретения является увеличение выхода дизельного топлива арктического из нефтей различного происхождения, улучшение их низкотемпературных фракции авиакеросина. Сущность изобретения заключается в первичной перегонке нефти с выделением фракций керосиновой, 96% которой выкипает до 250oC, легкого атмосферного газойля, 96% которой выкипает до 320oC, тяжелого атмосферного газойля, 96% которого перегоняется при температуре до 360oC. Базовое топливо получают компаундированием фракций керосиновой, легкого и тяжелого атмосферных газойлей в соотношении 3:8:1 oC - 2:16:1 и в полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку сополимер этилена с винилацетатом в соотношении 0,2 - 12,0, молекулярной массой 1102 - 60
103 в концентрации 0,01 - 0,1 мас.% в органическом растворителе в концентрации 10: 50 мас.%. 2 табл.
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности, к способам получения дизельных топлив из продуктов прямой перегонки нефти.
В соответствии с климатическими условиями нашей страны производство низкозастывающих сортов дизельных топлив должно составлять не менее 30% от его общей выработки вместо существующих в настоящее время 12% Из них сего 4% предназначено для применения при температурах окружающего воздуха минус 30oC и ниже. Производство арктического топлива составляет лишь 1% от общего объема выработки дизельного топлива. Известен способ получения арктического дизельного топлива из нефтей нефтенового основания путем компаундирования прямогонной фракции дизельного топлива зимнего, прямогонной керосиновой фракции и присадки изопропилнитрат [1] Недостатком данного способа является низкое цетановое число получающегося топлива и необходимость применения присадки для повышения цетанового числа изопропилнитрата. Известны также способы получения арктического дизельного топлива путем прямой перегонки нефти с выделением дизельной фракции 160-360oC, вторичной перегонки ее на установке подготовки сырья процесса "Парекс" с выделением фракции НК-200oC, 200oC и 300-360oC, дипарафинизации фракции 200-300oC с последующей гидроочисткой и компаундированием депарафинированной фракции 200-300oC, бензиновой фракции НК-200oC от вторичной перегонки дизельного топлива [2] Недостатком данного способа является применение вторичных процессов, что существенно увеличивает себестоимость топлива и снижает ресурсы его производства. Кроме того, в вышеизложенных способах производства дизельного топлива конец кипения топлива ограничен его низкотемпературными характеристиками не вше 280-300oC, что также значительно снижает его ресурсы. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ получения дизельного топлива арктического, включающий первичную перегонку нефти с выделением бензиновой, керосиновой фракций, легкого и тяжелого атмосферного газойля, компаундирование фракций, отличающийся тем, что компаундированию подвергают либо керосиновую фракцию с легким атмосферным газойлем в их массовом соотношении 4:1oC 6:1 или со смесью легкого атмосферного газойля и остатка вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 15: 3:1oC 16:4:1; либо смесь керосиновой фракции с легким атмосферным газойлем в массовом соотношении 4:1oC 6:1 со смесью керосиновой фракции с остатком вторичной перегонки бензина в массовом соотношении 13:4:1oC 15:6:1. Тяжелый атмосферный газойль в топливо арктическое не вовлекается. Недостатком данного способа получения арктического топлива является также ограниченность сырьевых ресурсов, обусловленная низким концом кипения топлива, не выше 300oC, а также значительное вовлечение дефицитных керосиновых фракций (см. табл.1, 2) [3] Целью данного изобретения является увеличение выхода дизельного топлива арктического из нефтей различного происхождения, улучшение их низкотемпературных характеристик и цетанового числа и рационального использования дефицитной фракции авиакеросина. Поставленная цель достигается путем перегонки нефти с выделением керосиновой фракции, 96% которой перегоняется до 250oC, легкого атмосферного газойля, 96% которого перегоняется до 320oC, тяжелого атмосферного газойля, 96% которого перегоняется до 360oC, компаундирования их в соотношении 3:8:1oC - 2:16:1 и в полученное базовое топливо вводят депрессорную присадку сополимер этилена с винилацетатом в соотношении 0,2: 12,0, молекулярной массы 1




Формула изобретения
Способ получения арктического дизельного топлива, включающий первичную перегонку нефти с выделением керосиновой фракции и легкого атмосферного газойля и их компаундирование, отличающийся тем, что в качестве керосиновой фракции выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 250oС, в качестве легкого атмосферного газойля выделяют фракцию, 96% которой перегоняется до 320oС, и дополнительно выделяют тяжелый атмосферный газойль, 96% которого перегоняется до 360oС, и компаундирование ведут при массовом соотношении компонентов 3 8 1 2 16 1 с последующим добавлением в полученный продукт 0,01 0,1 мас. депрессорной присадки сополимера этилена с винилацетатом в их массовом соотношении 0,2 12,0 с мол. м. 1

РИСУНКИ
Рисунок 1