Использование: системы навигации и ориентации летательных аппаратов. Сущность: комплексная инерциальная система содержит n блоков датчиков угловых скоростей, блок формирования параметров навигации и ориентации, m блоков датчиков линейных ускорений, n фильтров угловых скоростей, m фильтров линейных ускорений, два блока обработки информации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к приборостроению, в частности к инерциальным системам навигации и ориентации летательных аппаратов (ЛА).
Известны инерциальные системы, описания и структурные схемы которые приведены в книгах Кирста М.А. Навигационная кибернетика полета. М. Воениздат 1971 г. стр. 50; Помыкаева И.И. и др. Навигационные приборы и системы. М. Машиностроение, 1983 г. стр. 311; Кузовкова Н.Т. Салычева О.С. Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация. М. Машиностроение, 1982 г. стр. 56; Бабича О. А. Обработка информации в навигационных комплексах. М. Машиностроение, 1991 г. стр. 376. В этих системах по данным блока датчиков угловых скоростей БДУС 1 (трехкомпонентный датчик угловых скоростей ЛА) и блока датчиков линейных ускорений БДЛУ1 (трехкомпонентный датчик линейных ускорений), устанавливаемый вблизи центра масс ЛА, в блоке формирования параметров навигации и ориентации БФПНО (навигационный вычислитель) формируются составляющие путевой скорости, координаты местоположения и углы ориентации ЛА.
Кроме БДЛУ1, БДУС1 в различных точках на борту ЛА устанавливаются блоки датчиков БДУС2,БДУСn, БДЛУ2,БДЛУm обеспечивающие информацией смежные системы-потребители (см. например, книгу Гуськова Ю.П. Загайнова Г.Н. Управление полетом самолетов. М. Машиностроение, 1980г. стр 96.) В качестве прототипа выбирается известная система, содержащая первый, n-ый блоки датчиков угловых скоростей БДУС1,БДУС2,БДУСn, первый, m-й датчики линейных ускорений БДЛУ1,БДЛУ2,БДЛУm (здесь n,m количество БДУС, БДЛУ соответственно) и блок формирования параметров навигации и ориентации БФПНО (см. фиг. 1). БДЛУ1, БДУС1 установлены вблизи центра масс ЛА. В БДУС1 формируются составляющие угловой скорости ЛА
1 =
1j (j 1, 2, 3) (индекс j в дальнейшем не используется), которые с выхода БДУС1 поступают на первый вход БФПНО и выдаются в смежные системы-потребители.
Составляющие линейного ускорения W
1 W
1j (j 1, 2, 3) с выхода БДЛУ1 поступают на второй вход БФПНО и выдаются в смежные системы - потребители. В БФПНО по параметрам
1, W
1 с учетом известных начальных условий по зависимостям, приведенным в [4] на стр. 374-385, формируются параметры навигации и ориентации составляющие путевой скорости ЛА V V
j (j 1, 2, 3), координаты местоположения ЛА

=
j (j 1, 2, 3) и углы ориентации (курс, крен, тангаж) ЛА

=
j (j 1, 2, 3).
Параметры V,

,

, характеризующие движение центра масс ЛА, с первого, второго и третьего выхода БФПНО выдаются потребителям в систему индикации экипажу, в систему управления и стабилизации ЛА и в другие смежные системы.
В БДУС2,БДУСn, БДЛУ2,БДЛУm формируют соответственно параметры w
2 =
2j (j 1, 2, 3),
n =
nj (j 1, 2, 3), W
2 W
2j (j 1, 2, 3), W
m W
mj (j 1, 2, 3), характеризующие движение в точках установки датчиков, которые выдаются в системы потребители этих параметров - систему управления и стабилизации ЛА, в систему прицеливания, системы заданной ориентации бортовых локационных и прицельных средств и в другие смежные системы.
При отказах БДУС1 или БДЛУ1 система становится неработоспособной в части формирования параметров навигации и ориентации в БФПНО, что является ее недостатком.
Технико-экономическим эффектом предлагаемого технического решения является повышение надежности и точности.
Технико-экономический эффект достигается, тем, что в инерциальную систему, содержащую первый,n-ый блоки датчиков угловых скоростей, первый,m-ый блоки датчиков угловых ускорений и блок формирования параметров навигации и ориентации, дополнительно введены первый,n-ый фильтры угловых скоростей, первый,m-ый фильтры линейных ускорений, первый и второй блоки обработки информации, причем на первый, n-ый входы первого блока обработки информации подключены соответственно выходы первого,n-го фильтров угловых скоростей, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого,n-го блоков датчиков угловых скоростей, вторые выходы которых подключены соответственно к (n+1)-му,2n му входам первого блока обработки информации, выход которого подключен к первому входу блока формирования параметров навигации и ориентации и ко вторым входам первого,n-го фильтров угловых скоростей; на первый,m-ый входы второго блока обработки информации подключены соответственно выходы первого,m-го фильтров линейных ускорений, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого,m-го блоков датчиков линейных ускорений, вторые выходы которых подключены соответственно к (m+1)-му,2m -му входам второго блока обработки информации, выход которого подключен ко вторым входам блока формирования параметров навигации и ориентации, первого,m-го фильтров линейных ускорений.
На фиг.1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков на которой приведены выше; на фиг.2 блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1 первый блок датчиков угловых скоростей БДУС1, 2 n-ый блок датчиков угловых скоростей БДУСn, 3 блок формирования параметров навигации и ориентации БФПНО, 4 первый блок датчиков линейных ускорений БДЛУ1, 5 m-ый блок датчиков линейных ускорений БДЛУm, 6 первый фильтр угловых скоростей ФУС1, 7 n-ый фильтр угловых скоростей ФУСn, 8 первый фильтр линейных ускорений ФЛУ1, 9 m-ый фильтр линейных ускорений ФЛУm, 10 первый блок обработки информации БОИ1, 11 второй блок обработки информации БОИ2, на фиг.3 блок - схема БОИ1 (10), содержащая: 12 задатчик постоянных параметров БУ1, 14 - второй блок умножения БУ2, 15 блок разности БР, 16 первый сумматор С1, 17 второй сумматор С2, 18 блок деления БД.
Система работает следующим образом.
БДУС1,БДУС (2) измеряют составляющие угловой скорости в местах установки

где

точное значение составляющих угловой скорости в центре масс, w
к1, ...,
кп угловые скорости от изгибно-крутильных колебаний ЛА, для формирования параметров навигации и ориентации
к1, ...,
кп являются погрешностями, а для систем-потребителей это полезная информация;

систематическое (медленноменяющиеся) погрешности со среднеквадратическими значениями

;

флюктуационные погрешности со средне-квадратическими значениями

.
При этом

где
A
1e, A
ne амплитуда колебаний,
1e,
пe частота колебаний,
e количество тонов колебаний,
t время.
Известен пример технического исполнения БДУС. БДЛУ1,БДЛУm (5) измеряют составляющие линейных ускорений в местах установки

где
W точное значение составляющих ускорений в центре масс,
W
k1, W
km ускорение от изгибно-крутильных колебаний ЛА, для формирования параметров навигации и ориентации W
k1, W
km являются погрешностями, а для систем потребителей это полезная информация;

систематические (медленноменяющиеся) погрешности со среднеквадратическими значениями

высокочастотные флюктуационные погрешности со среднеквадратическими значениями

.
При этом

,

где
B
1e, B
me амплитуда колебаний;
1e,
me частота колебаний,
e количество тонов колебаний.
Погрешности от статического изгиба ЛА, которые могут быть скомпенсированы алгоритмически при априорно известных углах статического изгиба в местах установки датчиков в зависимости от загрузки, не учитываются.
Пример технического выполнения БДУС приведен в книге Боднера В.А. Приборы первичной информации. М. Машиностроение, 1991г. стр. 335.
С первого выхода БДУС1 (1) сигнал
1 выдается потребителям и поступает на первый вход ФУС1 (6), на второй вход которого поступает сигнал

с выхода БОИ1 (10). С первого выхода БДУСn (2) сигнал w
n выдается потребителям и поступает на первые вход ФУСn (7), на второй вход которого поступает сигнал

с выхода БОИ1 (10).
С первого выхода БДЛУ (4) сигнал W
1 выдается потребителям и поступает на первый вход ФЛУ (8), на второй вход которого поступает сигнал

с выхода БОИ2 (11). С первого выхода БДЛУ m (5) сигнал W
m выдается потребителям и поступает на первый вход ФЛУ m (9), на второй вход которого поступает сигнал

с выхода БОИ2 (11).
В ФУС1 (6), ФУСn (7) формируются соответственно сигналы

(здесь r
1, R
1, r
n, R
n полиномы передаточных функций), поступающие соответственно на первый, n-ый входы БОИ1 (10), на (n + 1),2n й входы которого поступают соответственно со вторых выходов БДУС1 (1),БДУСn (2) сигналы U
1, U
n, свидетельствующие о исправном состоянии датчиков при U
1= 1 исправность, U
1= 0 отказ, U
n= 1 исправность, U
n= 0 отказ.
В ФЛУ1 (8),ФЛУm(9) формируются соответственно сигналы

(здесь q
1, Q
1, Q
m, q
m полиномы передаточных функций), поступающие соотвественно на первый,m-ый входы БОИ2 (11), на (m + 1)-ый,2m-ый входы которого со вторых входов БДЛУ1 (4), БДЛУ m (5) соответственно поступают сигналы U
1,U
m, свидетельствующие о исправности состояния датчиков при U
1= 1 исправность, U
1= 0 отказ, U
m=1 исправность, U
m= 0 отказ.
В БОИ1 (10), первый, n-ый входы подключены соответственно к первому,n-му входам БР15; с первого,n-го выхода ЗПП12 сигналы постоянных величин a
1,a
n поступают на первый,n-ый входы БУ1 (13), на (n + 1)- ый, 2n- ый входы которого по (n + 1)-му, 2n му входам БОИ1 (10) и поступают соответственно сигналы a
1U
1,a
nU
n, которые с первого,n го выходов БУ1 (13) поступают на первый,n ый входы C2 (17), где формируется суммарный сигнал
1 =a
1U
1+ ... +a
nU
n который с выхода С2 (17) поступает на второй вход БД18, с которого сигнал

поступает на (n + 1)- ый вход БР15, БР (15) реализован на "n" элементах разности, на которых соответственно формируются сигналы (

x
1), (

x
n) которое с первого,n-го выходов БР15 поступают соответственно на (n + 1)-ый,2n-ый входы БУ2(14). БУ2(14) реализован на "n" элементах умножения, на которых формируются соответственно сигналы (

x
1)

a
1И
1,(

- x
n)

a
nИ
n, которые с первого,n-го выходов БУ2 (14) поступают на первый,n-ый входы С1 (16), где формируется суммарный сигнал

поступающий на первый вход БД18, где формируется сигнал

(здесь

), при этом
1+ ... +
n=1 тогда

соответственно при S
-11 = (
1r
1R
2 ... R
n+
nr
nR
1 ... R
n-1)

,
Примеры технического выполнения элементов БР, С, БУ, БД, ЗПП приведены в книге Тетельбаума И.М. Шнейдера Ю.Р. 400 схем для АВМ. М. Энергия, 1978г. на стр. 10, стр. 53, стр. 93 соответственно.
При передаточных функциях ФУС (6), ФУСn (7)

(здесь p оператор дифференцирования, T,

постоянные времени, x - постоянный коэффициент демпфирования), выбирается S
1 полином, обеспечивающий устойчивость и качество регулирования,

будет

т.е. подавляется погрешность от "l" тонов изгибно-крутильных колебаний.
ФУС1 (6), ФУСn (7) реализует на "l" последовательно соединенных элементах второго порядка.
Погрешность от систематических (медленноменяющихся) составляющих

после окончания переходного процесса будет погрешность

а так как величины

являются случайными независимыми, то среднеквадратическая погрешность

Постоянные величины a
1,a
n,формируемые в ЗПП12, выбираются обратнопропорциональными дисперсиями погрешностей

тогда при исправности всех датчиков U
1=U
2=U
n=1

Если индексы погрешностей датчиков выбраны по приоритету, а именно первый наиболее точный

то очевидно, что

т.е. погрешность оптимально осредненного параметра

всегда меньше погрешности наиболее точного датчика. Например, при

(датчики равноточные)

(Здесь n количество датчиков).
При отказе одного из датчиков, например при отказе БДУСn (2) U
n 0, тогда

соответственно при равноточных датчиках

будет

что, например, при n 5 составляет

т.е. точность повышается в 2 раза.
При отказе наиболее точного датчика БДУС1 (1) U
1 0

откуда следует, что при равноточных датчиках

соответственно, например, при

т. е. погрешность комплексного параметра меньше погрешности наиболее точного отказавшего датчика. Таким образом повышаются показатели надежности и обеспечивается повышение точностных характеристик.
Погрешность от высокочастотных флюктуационных составляющих

(здесь при b
1,b
n постоянные величины,

Высокочастотные флюктуационные погрешности в основном определяются вибрационными характеристиками в местах установки датчиков, конструктивные требования которых к вибрационным характеристикам в местах установки одинаковы, тогда

а так как C
1<1,C
<1, C1+C2+. +Cn<1, то

т. е. составляющая погрешности комплексного параметра
от высокочастотных погрешностей
меньше погрешностей датчиков. С выхода БОИ1 (10) сигнал
выдается потребителям и поступает на один вход БФПНОЗ. БОИ2 (11) по исполнению аналогичен БОИ1 (10) с заменой индекса "n" на "m". На выходе БОИ2 (11) формируется сигнал

где
S-21 =
1q1Q2 ... Qm+ ...
mqmQ1 ... Qm-1
При передаточных функциях ФЛУ (8),ФЛУm (9)


(здесь
, g постоянные времени, d коэффициент демпфирования), откуда следует, что при наличии S-21 обеспечивающем устойчивость и качество регулирования,

т.е. подавляются погрешности от "e" тонов изгибно-крутильных колебаний. ФЛУ1 (8), ФЛУm (9) реализуются на "m" последовательно-соединенных элементах второго порядка. Погрешность от систематических составляющих 

будет меньше погрешности наиболее точного датчика. Погрешность от высокочастотных флуктуационных составляющих
определяемых вибрационными характеристиками в местах установки датчиков, при 

(здесь D1<1,D<1, D1+Dm=1,
) меньше погрешностей датчиков. При отказах датчиков БОИ2 (11) работает аналогично БОИ1 (10). С выхода БОИ2 (11) сигнал
выдается потребителям и поступает на второй вход БФПНОЗ, в котором по поступившим сигналам
и при известных начальных условиях формируются параметры навигации и ориентации ЛА:
составляющие путевой скорости
,
координаты местоположения
,
углы ориентации (курс, крен, тангаж)
, которые с первого, второго и третьего выхода БФПНОЗ выдаются потребителям. Формируемые в БФПНОЗ параметры V,
,
являются функциями 
т.е. в общем виде П П (
) (здесь П параметр), тогда погрешность

где
суммарные погрешности,
частные производные. Так как погрешности
меньше, чем в системе прототипе, то погрешности
П также будут меньше. Таким образом введение новых связей и дополнительных блоков обеспечивают повышение надежности и точности формирования параметров навигации и ориентации в комплексной инерциальной системе, что свидетельствует о достижении технико-экономического эффекта.
Формула изобретения
1. Комплексная инерциальная система, содержащая первый n-ый блоки датчиков угловых скоростей, блок формирования параметров навигации и ориентации, первый m-й блоки датчиков линейных ускорений, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены первый n-й фильтры угловых скоростей, первый m-й фильтры линейных ускорений, первый и второй блоки обработки информации, причем на первый n-й входы первого блока обработки информации подключены соответственно выходы первого n-го фильтров угловых скоростей, на первые входы которых подключены соответственно первые входы первого n-го блоков датчиков угловых скоростей, вторые выходы которых подключены соответственно к (n + 1)-му 2n-му входам первого блока обработки информации, выход которого подключен к первому входу блока формирования параметров навигации и ориентации и к вторым входам первого n-го фильтров угловых скоростей, на первый m-й входы второго блока обработки информации подключены соответственно выходы первого m-го фильтров линейных ускорений, на первые входы которых подключены соответственно первые выходы первого m-го блоков датчиков линейных ускорений, вторые выходы которых подключены соответственно к (m + 1)-му - 2m-му входам второго блока обработки информации, выход которого подключен к вторым входам блока формирования параметров навигации и ориентации, первого - m-го фильтров линейных ускорений. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что первый блок обработки информации выполнен на двух блоках умножения, двух сумматорах, блоке разности, блоке деления, задатчике постоянных параметров, первый n-й выходы которого подключены соответственно к первому n-му входам первого блока умножения, первый n-й выходы которого подключены соответственно к первому n-му входам второго блока умножения, на (n + 1)-й, 2n-й входы подключены соответстввенно первый n-й выходы блока разности, на первый n-й входы которого подключены соответственно первый n-й входы первого блока обработки информации, (n + 1) 2n-й входы которого подключены соответственно к (n + 1)-му 2n-му входам первого блока умножения, первый n-й выходы второго блока умножения подключены соответственно к одноименным входам первого блока суммирования, выход которого подключен к первому входу блока деления, на второй вход которого подключен выход второго сумматора, на первый n-й входы которого подключены одноименные выходы первого блока умножения, причем выход блока деления подключен к (m + 1)-му входу блока разности и к выходу первого блока обработки информации.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2