Устройство для управления продольным движением самолета
Изобретение относится к системам управления полетом и предназначено для использования на самолетах обычного взлета и посадки, оборудованных устройствами отклонения вектора тяги, при управлении полетом на закритических углах атаки и околонулевых скоростях. Оно обеспечивает простоту и точность управления продольным движением самолета, оборудованного устройством поворота вектора тяги путем обеспечения низкой чувствительности замкнутой системы устройство управления - самолет к изменениям режима работы силовой установки и аэродинамических моментов тангажа. Это достигается тем, что в устройство управления, содержащее датчик управляющего сигнала 1, первый усилитель 2 и сервопривод устройства поворота вектора тяги 3, дополнительно вводят датчик угловой скорости тангажа 4, первый и второй сумматоры 5,7, интегратор 6 и второй усилитель 8. 1 ил.
Изобретение относится к системам управления полетом и предназначено для использования на самолетах обычного взлета и посадки, оборудованных устройствами отклонения вектора тяги, при управлении полетом на закритических углах атаки и околонулевых скоростях.
Известно устройство, содержащее последовательно соединенные задатчик управляющего сигнала, ускоритель и сервопривод устройства поворота вектора тяги. Это устройство обеспечивает управление вращательным движением самолета относительно поперечной оси OZ при потере эффективности аэродинамических органов управления. Но использование этого устройства для управления угловой скоростью тангажа и углом тангажа существенно затруднено, так как на процесс управления самолетом сильное влияние оказывают режим работы двигателя и существенная нелинейность аэродинамических моментов тангажа от параметров полета при закритических углах атаки. Изобретение направлено на обеспечение простоты и точности управления продольным движением самолета, оборудованного устройством поворота вектора тяги, на закритических углах атаки или околонулевых скоростях полета путем обеспечения низкой чувствительности замкнутой системы устройство управления самолет к изменениям режима работы силовой установки и аэродинамических моментов тангажа. Оно может быть использовано для обеспечения устойчивости и управляемости самолета при отказах или повреждениях основного аэродинамического органа управления или его сервопривода. Для этого в устройство для управления продольным движением самолета, содержащее задатчик управляющего сигнала, первый усилитель и сервопривод устройства поворота вектора тяги, дополнительно введены датчик угловой скорости тангажа, первый сумматор, первый и второй инверсный входы которого соединены соответственно с выходами задатчика управляющего сигнала и датчика угловой скорости тангажа, а выход с входом первого усилителя, последовательно соединенные интегратор, вход которого соединен с выходом первого усилителя, второй сумматор и второй усилитель, выход которого соединен с входом сервопривода устройства поворота вектора тяги, второй инверсный вход второго сумматора соединен с выходом датчика угловой скорости тангажа. На чертеже изображена структурная схема устройства для управления продольным движением самолета. Устройство содержит задатчик управляющего сигнала 1, первый усилитель 2, сервопривод устройства поворота вектора тяги 3, датчик угловой скорости тангажа 4, первый сумматор 5, интегратор 6, второй сумматор 7, второй усилитель 8. Задатчик управляющего сигнала 1 соединен с первым входом первого сумматора 5, второй инверсный вход которого соединен с датчиком угловой скорости тангажа 4. Выход первого сумматора 5 через последовательно соединенные первый усилитель 2 и интегратор 6 соединен с первым входом второго сумматора 7, второй инверсный вход которого соединен с датчиком угловой скорости 4. Выход второго сумматор 7 через вход и выход второго усилителя 8 соединен с сервоприводом устройства поворота вектора тяги 3. Устройство работает следующим образом. Сигнал, пропорциональный заданной угловой скорости
























































Формула изобретения
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА, содержащее задатчик управляющего сигнала, первый усилитель и сервопривод устройства поворота вектора тяги, отличающееся тем, что в него дополнительно введены датчик угловой скорости тангажа, первый сумматор, первый и второй инверсный входы которого соединены соответственно с выходами задатчика управляющего сигнала и датчика угловой скорости тангажа, а выход с входом первого усилителя, последовательно соединенные интегратор, вход которого соединен с выходом первого усилителя, второй сумматор и второй усилитель, выход которого соединен с входом сервопривода устройства поворота вектора тяги, второй инверсный вход второго сумматора соединен с выходом датчика угловой скорости тангажа.РИСУНКИ
Рисунок 1