Способ круглогодичной проводки судов через морские ледовые поля в полярных районах земли и комплекс для круглогодичной проводки судов через морские ледовые поля в полярных районах земли
Использование: в области радиолокации, в частности в оборудовании судов, предназначенных для плавания в полярных районах Земли. Сущность изобретения заключается в том, что при способе круглогодичной проводки судов через морские ледовые поля в полярных районах Земли, включающем операции выбора генерального направления движения судна вдоль цепочки близкорасположенных разводий по информации с ИСЗ с полярной орбитой о сплоченности льдов вокруг текущей точки нахождения судна в процессе его плавания, данные с ИСЗ с полярной орбитой при его прохождении над судном передаются по телеметрическому каналу связи ИСЗ - судно и представляются в виде крупномасштабной с грубым разрешением СВЧ- радиометрической карты сплоченности ледовых полей вокруг точки нахождения судна не реже одного раза за двое суток с каждого ИСЗ, по которой определяют курс движения судна к ближайшему в пределах генерального направления движения судна району слабой сплоченности льдов, координаты близкорасположенных или соединяющихся разводий на участке между районами слабой сплоченности льдов уточняют с помощью палубного вертолета, оборудованного лазерной станцией детального картографирования льдов, а уточненные координаты разводий в соответствующей последовательности передают по каналу радиосвязи на автоштурман судна, операции по передачи данных с ИСЗ по телеметрическому каналу связи ИСЗ - судно, представлению этих данных в виде крупномасштабной СВЧ-радиометрической карты, определению курса движения судна к ближайшему в пределах генерального направления движения району слабой сплоченности льдов, уточнению координат с помощью палубного вертолета и передаче их по каналу радиосвязи на автоштурман судна повторяют после каждого прохождения ИСЗ над текущей точкой нахождения судна. 2 с.п. ф-лы.
Изобретение относится к области радиолокации, в частности к области радиолокационного оборудования метеорологических спутников Земли и судов, предназначенных для плавания в полярных районах /высоких широтах/.
Изобретение может быть использовано для навигации судов различного водоизмещения и назначения в сложных ледовых условиях полярной ночи. Известен и используется способ проводки судов через морские ледовые поля с использованием карт ледовой обстановки, на которых, в частности, отображается количественно (в баллах) степень сплоченности ледовых полей (см. Исследование Земли из космоса, 1983, N 3, с. 97-101). Такие карты получают, используя информацию от спутниковых и самолетных фотографических и телевизионных бортовых средств среднего /-150 м/и высокого /-15 м/ разрешения. При этом обеспечивается возможность прокладки курса судна вдоль цепи участков ледовых полей со слабой сплоченностью, а следовательно, с относительно малыми энергетическими затратами. Недостатком этого способа является то, что получение таких карт принципиально возможно только в условиях достаточной освещенности ледовых полей, оптической прозрачности атмосферы и отсутствия облачности, обеспечивающих необходимую дальность видимости поверхности Земли с ИСЗ или с самолета. В условиях полярной ночи получение необходимой информации о сплоченности ледовых полей таким способом невозможно большую часть года. В настоящее время обсуждается создание системы проводки судов в полярных районах с использованием системы спутников на полярных орбитах, имеющих на борту РЛС с синтезированной антенной /РСА/. Такие РЛС обеспечивают круглогодичное непосредственное получение карт ледовых полей с достаточно высоким разрешением /примерно 15 м/, на которых видны сами разводья. Однако при таком разрешении РСА картографируют на поверхности Земли узкую полосу поверхности порядка всего десятков километров шириной. Для передачи таких детальных карт на Землю потребуются специальные весьма широкополосные линии связи, возможно с использованием спутников-ретрансляторов. С учетом этих обстоятельств система проводки судов в полярных районах с использованием РСА космического базирования будет очень сложной, дорогой и потребует для своего создания очень много времени. Наиболее близким к заявленному способу и устройству является способ проводки судов через морские ледовые поля, известный из журнала Исследования Земли из космоса, 1983, 3, с.97-101). Технической задачей изобретения является получение непосредственно на судах информации о наличии в окружающих судно ледовых полях цепочек разводий, ориентированных последовательно в нужном направлении, позволяющих двигаться через ледовые поля с минимальными энергозатратами независимо от условий освещенности и состояния атмосферы, т.е. круглогодично. Технический результат достигается тем, что получение необходимой навигационной информации непосредственно в рубке корабля обеспечивается тремя последовательными операциями: с ИСЗ непосредственно на судне, по телеметрической линии связи, один - два раза в сутки принимается информация в виде крупномасштабной СВЧ- радиометрической карты сплоченности льдов вокруг судна; компьютерная система на корабле анализирует указанную карту, выделяя на ней координаты тех элементов /пикселей/, которые соответствуют минимальной сплоченности полей и расположены в секторе шириной около 1 рад /

Формула изобретения
1. Способ круглогодичной проводки судов через морские ледовые поля в полярных районах Земли, включающий операции выбора генерального направления движения судна вдоль цепочки близко расположенных разводий по информации с ИЗС с полярной орбитой о сплоченности льдов вокруг текущей точки нахождения судна непосредственно в процессе его плавания, отличающийся тем, что данные с ИЗС с полярной орбитой при его прохождении над судном передаются по телеметрическому каналу связи "ИСЗ судно" представляются в виде крупномасштабной с грубым разрешением СВЧ-радиометрической карты сплоченности ледовых полей вокруг точки нахождения судна не реже одного раза за двое суток с каждого ИСЗ, по которой определяют курс движения судна к ближайшему, в пределах генерального направления, движения судна району слабой сплоченности льдов, координаты близко расположенных или соединяющихся разводий на участке между районами слабой сплоченности льдов уточняют с помощью палубного вертолета, оборудованного лазерной станцией детального картографирования льдов, а уточненные координаты разводий в соответствующей последовательности передают по каналу радиосвязи на автоштурман судна, операции по передаче данных с ИСЗ по телеметрическому каналу связи "ИСЗ судно", представлению этих данных в виде крупномасштабной СВЧ-радиометрической карты, определению курса движения судна к ближайшему в пределах генерального направления движения району слабой сплоченности льдов, уточнению координат с помощью палубного вертолета и передаче их по каналу радиосвязи на автоштурман судна повторяют после каждого прохождения ИСЗ над текущей точкой нахождения судна. 2. Комплекс для круглогодичной проводки судов через морские ледовые поля в полярных районах Земли, содержащий размещенную на ИСЗ с полярной орбитой картографирующую станцию, а также приемную станцию и автоштурман, соединенный с решающей ЦВМ, размещенных на судне, отличающийся тем, что картографирующая станция выполнена в виде СВЧ-радиометрической станции, решающая ЦВМ выполнена с возможностью определения направления движения судна к ближайшему району слабой сплоченности льдов в пределах генерального направления движения, а также введен палубный вертолет с расположенными на нем системой точного определения местоположения вертолета и лазерной системой детальной ледовой разведки, выполненный с возможностью передачи по радиоканалу на автоштурман судна в соответствующей последовательности координат цепочки разводий между текущей точкой нахождения судна и ближайшим участком слабой сплоченности льдов для их отображения на индикаторе автоштурмана.