Использование: в авиационном приборостроении, в частности в системах, обеспечивающих формирование относительных координат. Сущность изобретения: в информационную систему, формирующую относительные координаты относительно цели на борту каждого взаимодействующего самолета, дополнительно вводятся блок формирования относительных координат, блок алгебраического суммирования, блок приема и передачи данных и блок формирования погрешностей, являющийся линейным фильтром, выделяющим сигнал относительных погрешностей датчиков координат и углов самолетов. После окончания переходных процессов формируются точные относительные координаты взаимодействующих самолетов, передаваемые потребителям для обеспечения управления и пилотирования в групповом самолетовождении. 1 ил.
Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к системам, обеспечивающим групповое самолетовождение.
Известна система формирования относительных координат [1] содержащая первый датчик координат и углов (одного самолета) ДКУС1, первый датчик координат цели (относительно одного самолета) ДКЦ1, второй датчик координат и углов (другого самолета) ДКУС2, второй датчик координат цели (относительно другого самолета) ДКЦ2. ДКУС1 определяет относительно связанные с землей системой координат углы эволюции самолета
1i (угол курса
11, угол крена
12, угол тангажа
13 и координаты местоположения самолета X
1i (продольная координата X
11 боковая координата X
12, высота X
13). С одного выхода ДКУС1 углы
1i поступают на вход ДКЦ1, а с другого выхода ДКУС1 координаты X
1i выдаются потребителям в систему управления, на индикацию летчику, в прицельную систему.
ДКЦ1, являющийся радиолокационным или оптико-электронным датчиком, определяющим координаты одного самолета относительно цели в системе координат, реализуемой в ДКУС1, X
ц1i (Х
ц11 относительная продольная координата, Х
ц12 относительная боковая координата, Х
ц13 - относительное превышение), выдаваемые потребителям с выхода ДКЦ1.
На другом самолете, аналогично в ДКУС2 формируются углы
2i, с одного выхода ДКУС2 подаваемые на вход ДКЦ2, где формируются координаты другого самолета относительно той же цели Х
ц2i, выдаваемые потребителям. С другого выхода ДКУС2 координаты другого самолета X
2i также выдаются потребителям.
Технический результат изобретения расширение функциональных возможностей системы за счет определения точных относительных координат одного самолета относительно другого, что обеспечивает групповое самолетовождение.
Указанный результат достигается тем, что в информационную систему группового самолетовождения, содержащую последовательно соединенные первый датчик координат и углов самолета и первый датчик координат цели, последовательно соединенные второй датчик координат и углов самолета и второй датчик координат цели, дополнительно ведены объединенные в кольцо первый блок формирования относительных координат, первый блок алгебраического суммирования, первый блок формирования погрешностей, объединенные в кольцо второй блок формирования относительных координат, второй блок алгебраического суммирования, второй блок формирования погрешностей, а также первый блок приема и передачи данных и второй блок приема и передачи данных, причем на второй и третий входы первого блока формирования относительных координат подключены соответственно другой выход первого датчика координат и углов самолета и первый выход первого блока приема и передачи данных, на второй и третий входы первого блока алгебраического суммирования подключены соответственно выход первого датчика координат цели и второй выход первого блока приема и передачи данных, на первый и второй входы которого подключены соответственно другой выход первого датчика координат и углов самолета и выход первого датчика координат цели, на второй и третий входы второго блока формирования относительных координат подключены соответственно другой выход второго датчика координат и углов самолета и первый выход второго блока приема и передачи данных, на второй и третий входы второго блока алгебраического суммирования подключены соответственно выход второго датчика координат цели и второй выход второго блока приема и передачи данных, на первый и второй входы которого подключены соответственно другой выход второго датчика координат и углов самолета и выход второго датчика координат цели, первый и второй входы первого блока приема и передачи данных подключены соответственно к его третьему и четвертому выходам, подключенным соответственно к третьему и четвертому входам второго блока приема и передачи данных, подключенным соответственно к его первому и второму выходам, первый и второй входы второго блока приема и передачи данных подключены соответственно к его третьему и четвертому выходам, подключенным соответственно к третьему и четвертому входам первого блока приема и передачи данных, подключенных соответственно к его первому и второму выходам.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы, где 1 первый датчик координат и углов самолета ДКУС1; 2 первый датчик координат цели ДКЦ1; 3 первый блок формирования относительных координат БФОК1; 4 - алгебраического суммирования БАС1; 5 первый блок формирования погрешностей БФП1; 6 первый блок приема и передачи данных БППД1; 7 второй датчик координат и углов самолета ДКУС2; 8 второй датчик координат цели ДКЦ2; 9 - второй блок формирования относительных координат БФОК2; 10 второй блок алгебраического суммирования; 11 второй блок формирования погрешностей БФП2; 12 второй блок приема и передачи данных БППД2.
Блоки 1 6 установлены на первом самолете, блоки 7 12 установлены на втором самолете.
Система работает следующим образом.
ДКУС1(1) является инерциальным или инерциально-спутниковым датчиком координат местоположения и углов эволюций, формирует и выдает с одного выхода углы эволюций самолета
1i(
11 угол курса,
12 угол крена,
13 угол тангажа), поступающие на один вход ДКЦ1(2). Координаты местоположения в земной системе координат X
1i (Х
11 продольная координата, X
12 - боковая координата, X
13 высота) с другого выхода ДКУС1(1) поступают первый вход БППД1(6) и на второй вход БФОК1(3).
ДКЦ1(2) является радиолокационным или оптико-электронным датчиком, в котором по измеряемой дальности от самолета до цели D
ц1, углов визирования цели
1,
1 формируются координаты первого самолета относительно цели в системе координат, реализуемой в ДКУС1(1), Х
ц1i (Х
ц11 - относительная продольная координата, Х
ц12 относительная боковая координата, Х
ц13 относительное превышение), которые с выхода ДКЦ1(2) поступают на второй вход БППД1(6) и на второй вход БАС1(4). ДКУС2(7) аналогичен по исполнению ДКУС1(1).
C одного выхода ДКУС2(7) сигналы углов эволюций
2i поступают на вход ДКЦ2(8), с другого выхода ДКУС2(7) сигналы координат местоположения X
2i поступают на первый вход БППД2(12) и на второй вход БФОК2(9).
В ДКЦ2(8), по исполнению аналогичному ДКЦ1(2), формируются координаты второго самолета относительно той же цели X
ц2i, которые с выхода ДКЦ2(8) поступают на второй вход БППД2(12) и на второй вход БФОК2(9).
БППД1(6) является, например, радиотехническим приемо-передатчиком, его первый и второй входы подключены соответственно к третьему и четвертому выходам, откуда сигналы X
1i, X
ц1i соответственно передаются на третий и четвертый входы БППД2(12), подключенные соответственно к первому и второму его выходам.
БППД2(12) по выполнению аналогичен БППД1(6). Первый и второй входы БППД2(12) подключены соответственно к его третьему и четвертому выходам, откуда сигналы X
2i, Х
ц2i соответственно передаются на третий и четвертый входы БППД1(6), в котором третий и четвертый входы подключены соответственно к первому и второму выходам.
С первого выхода БППД1(6) координаты X
2i поступают на третий вход БФОК1(3), на первый вход которого подключен корректирующий сигнал
1i с выхода БФР1(5). Со второго выхода БППД1(6) относительные координаты Х
ц2i поступают на третий вход БАС1(4), на первый вход которого с выхода БФОК1(3) поступают откорректированные координаты x
к12i В БФОК1(3) формируются откорректированные относительные координаты первого самолета относительного второго самолета x
1i- x
2i-
1i = x
к12i.
При этом

, здесь

точные значения координат местоположения; погрешности определения координат f
1i, f
2i датчиков ДКУС1(1), ДКУС2(7) f
1i=a
01+a
1i+a
2it
2+. a
nit
n, f
2i=b
0i+b
1i+b
2it
2+. b
nit
n, f
12i=f
1i-f
2i+(a
0i-b
0i)+(a
1i-b
1i)t+.+ +(a
ni-b
ni)t
n= C
0i+C
1it+.+C
nit
n.
здесь a, b, c постоянные величины, t время.
Тогда

, (здесь

точные значения относительных координат, f
12i - погрешность относительных координат).
Откорректированные относительные координаты

с входа БФОК1(3) поступают на первый вход БАС1(4), где формируются y
1i= x
ц1i+ x
ц2i- x
к12i.
Здесь

при этом

высокочастотная центрированная ошибка, тогда

с выхода БАС1(4), поступающий на вход БФП1(5). БФП1(5) является корректирующим линейным фильтром, реализующим передаточную функцию

(здесь р оператор дифференцирования, m n +1), на выходе ВФП1(5) будет корректирующая поправка

соответственно при r Ao + + A
m-1P
m-1,
где постоянные коэффициенты A обеспечивают устойчивость, качество переходных процессов и подавление высокочастотных погрешностей

.
Соответственно на выходе БФОК1(3) будут откорректированные относительные координаты

откуда следует, что при m+n= 1,

, высокочастотная составляющая

проходя через фильтр, подавляется до любого близкого к нулю уровня, тогда соответственно

, т.е. откорректированные относительные координаты x
к12i фактически равны действительным

Координаты x
к12i выдаются потребителям в систему управления и систему индикации для выполнения самолетовождения первого самолета относительно второго.
По аналогии с первым самолетом на втором самолете первый выход БППД2(12) подключен к третьему входу БФОК2(9), на третий вход которого подключен выход БФП2(11)
2i. Второй выход БППД2(12) подключен к третьему входу БАС2(10), на первый вход которого с выхода БФОК2(9) поступает сигнал откорректированных координат

где

точное значение относительно координат,
f
21i=f
12i,

.
В БАС2(10) формируется при

поступающий на вход БФП2(11), где по аналогии с БФП1(3) формируется сигнал

соответственно на выходе БФОК2(9) будет

откуда следует, что высокочастотная составляющая

подавляется до любого близкого к нулю уровня, а при m+n=1

, соответственно

т.е. формируются относительные координаты x
к21i/ , практически равные действительный

; координаты x
к21i выдаются потребителям на индикацию и в систему управления для выполнения самолетовождения второго самолета относительно первого.
Таким образом достигается информационное обеспечение группового самолетовождения, что свидетельствует о расширении функциональных возможностей системы.
Формула изобретения
Информационная система группового самолетовождения, содержащая последовательно соединенные первый датчик координат и углов самолета и первый датчик координат цели, последовательно соединенные второй датчик координат и углов самолета и второй датчик координат цели, отличающаяся тем, что дополнительно введены последовательно соединенные первый блок формирования относительных координат, первый блок алгебраического суммирования и первый блок формирования погрешностей, последовательно соединенные второй блок формирования относительных координат, второй блок алгебраического суммирования и второй блок формирования погрешностей, а также первый и второй блоки приема и передачи данных, в каждом из которых первый и второй входы соединены соответственно с третьим и четвертым выходами, а третий и четвертый входы с первым и вторым выходами, третий и четвертый выходы первого блока приема и передачи данных соединены соответственно с третьим и четвертым входами второго блока приема и передачи данных, третий и четвертый выходы которого соединены с третьим и четвертым входами первого блока приема и передачи данных, первый вход первого блока приема и передачи данных соединен с вторым выходом первого датчика координат и углов самолета и с вторым входом первого блока формирования относительных координат, первый вход которого соединен с выходом первого блока формирования погрешностей, а третий вход с первым выходом первого блока приема и передачи данных, второй вход первого блока приема и передачи данных соединен с выходом первого датчика координат цели и вторым входом первого блока алгебраического суммирования, третий вход которого соединен с вторым выходом первого блока приема и передачи данных, первый вход второго блока приема и передачи данных соединен с вторым выходом второго датчика координат и углов самолета и вторым входом второго блока формирования относительных координат, первый вход которого соединен с выходом второго блока формирования погрешностей, а третий вход с первым выходом второго блока приема и передачи данных, второй вход второго блока приема и передачи данных соединен с выходом второго датчика координат цели и вторым входом второго блока алгебраического суммирования, третий вход которого соединен с вторым выходом второго блока приема и передачи данных, при этом выходы первого и второго блоков формирования относительных координат являются выходами информационной системы.
РИСУНКИ
Рисунок 1