Система управления боковым движением летательного аппарата
Авторы патента:
Использование: относится к авиационному приборостроению, в частности к системам управления, обеспечивающим обход препятствий рельефа местности летательными аппаратами в маловысотном полете. Сущность изобретения: система управления содержит датчик бокового отклонения. Дополнительно введены задатчик параметров замкнутого контура, блок формирования сигнала прогнозирования и блок формирования сигнала управления и параметрических производных 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к системам управления, обеспечивающим обход препятствий рельефа местности летательными аппаратами в маловысотном полете.
Известны системы управления, обеспечивающие отработку заданного бокового отклонения, приведенные в книгах Байбородина Ю.В. "бортовые системы управления полетом" М. Транспорт, 1975 [1][2] В качестве прототипа принимается система, описанная в [2] Структурная схема данной системы, приведенная на фиг.1, содержит задатчик параметров бокового отклонения (ЗПБО), датчик координат и скорости (ДКС), блок разности (БР). Сигнал заданного бокового отклонения Z3, выдаваемый программно или вручную оператором с выходом ЗПБО, поступает на третий вход БР, на первый и второй входы которого с первого и второго выходов ДКС поступают сигналы текущего бокового отклонения Z и текущей боковой скорости



Z(B4P4 + B3P3+B2P2 +B1P+1)=ZR(p)=Z3. Если Z3 является заданной траекторией обхода препятствий - функцией времени, например, Z3= Asin


соответственно, например, при T2

1- датчик координат и скоростей ДКС:
2 Первый блок разности БР1, 3 задатчик параметров бокового отклонения ЗПБО, 4 блок формирования сигнала управления и параметрических производных БФСУПП, 5 блок формирования сигнала прогнозирования БФСП, 6 задатчик параметров замкнутого контура ЗПЗК; на фиг.3 блок-схема БФСУПП 4, содержащего:
7 второй блок разности БР2, 8 первый блок умножения БУ1, 9 блок возведения в степень БВС, 10 блок суммирования БС;
на фиг.4 блок-схема БФСП 5, содержащего:
11 второй блок умножения БУ2, 12 блок суммирования и разности БСР, 13 блок извлечения корня квадратного БИКК, 14 блок деления БД. Система работает следующим образом. С первого и второго выходов ДКС1 сигнал боковой координаты Z и боковой скорости


При этом, если Z3(х)=a0+а1x+a2x2+a3x3+a4x4,

Z31 a0 + a1d + a2d2 + a3d3 + a4d4,
Z32 a0 + 2a1d + 4a2d2 + 8a3d3 + 16a4d4,
Z31 a1 + 2a2d + 3a3d2 + 4a4d3. Параметры Z30,


первый вход (сигнал Z30 a0) подключен к первому входу БР2(7), к пятому входу БУ1(8) и к одиннадцатому входу БС10;
второй вход (сигнал

третий вход (сигнал Z31) подключен к третьему входу БР2(7);
четвертый вход (сигнал Z32) подключен к четвертому входу БР2(7);
пятый вход (сигнал

шестой вход (сигнал x) подключен ко входу БВС9 и к четвертому входу БУ1(8). В БР2(7) по поступившим сигналам на трех элементах разности формируются сигналы (при d const):

Сигнал a2 с первого выхода БР2(7) поступает на седьмой вход БУ1(8) и на тринадцатый вход БС10, сигнал a3 со второго выхода БР2(7) поступает на восьмой вход БУ1(8) и на четырнадцатый вход БС10, сигнал a4 с третьего выхода БР2(7) поступает на девятый вход БУ1(8). В БВС9 на трех элементах возведения в степень формируются сигналы x2, x3, x4, которые с первого-третьего выходов БВС9 поступают на первыйoCтретий входы БУ1(8), в котором на элементах умножения формируются сигналы: a1x; a2x2; a3x3; a4x4; 2a2x; 3a3x2; 4a4x3, 6a3x; 12a4x2, 24a4x, которые с первого-десятого выходов БУ1(8) поступают на первый-десятый входы БС10, и сигнал

f0 Z3(x) a0 + a1x + a2x2 + a3x3 + a4x4,

Сигналы f0, f1, f2, f3 с первого-четвертого выходов БС10 поступают соответственно на первыйoCчетвертый выходы БФСУПП 4. Сигнал f0 Z3(x) с первого выхода БФСУПП 4 поступает на третий вход БР1(2). Сигналы параметрических производных (по параметру X) f1, f2, f3, f4 со второго-пятого выходов БФСУПП 4 поступают на шестой-девятый входы БФСП5, на первый-пятый входы которого с первого-пятого выходов ЗПЗК6 поступают сигналы заданных постоянных величин B1, B2, B3, B4, 1. При движении с постоянным модулем скорости V const




В БФСП 5 (см. фиг.4):
первый-четвертый входы (сигналы B1, B2, B3, B4) подключены к первому-четвертому входам БУ2(II);
пятый вход (сигнал "I") подключен к пятнадцатому входу БСР12;
шестой-девятый входы (сигналы f1, f2, f3, f4) подключены соответственно к пятому-восьмому входам БУ2(II);
десятый вход (сигнал V) подключен к первому входу БД14. В БУ2(11) на элементах умножения формируется сигнал f21 который с первого выхода БУ2(11) поступает на первый вход БСР12, где на элементе суммирования формируется сигнал (1 + f21 ), который с первого выхода БСР12 поступает на третий вход БД14 и на вход БИКК13, где формируется сигнал















который с третьего выхода БСР12 поступает на пятый вход БД14, реализующий зависимость (7), где формируется сигнал




В замкнутом контуре управления будет движение

откуда следует, что при












блоков БР, БС, БСР, БД, БУ, ЗПЗК в книге И.М. Тетельбаума, Ю.Р. Шнейдера "Практика аналогового моделирования, М. Энергоатомиздат, 1981, стр. 24,181,182,204;
блок БВС, БИКК в книге В.Б. Смолова "Функциональные преобразователи информации" Л. Энергоатомиздат, 1981, стр. 38, 54;
блока ЗПБО в книге И.Н. Белоглазова и др. "Основы навигации по геофизическим полям", М. Наука, 1985, стр. 24 29;
блока ДКС в книге М.А. Кирста "Навигационная кибернетика полета", М. Воениздат, 1971 г. стр. 23,155.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Измеритель параметров движения // 2077802
Комплексная курсовая система // 2077029
Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано при проектировании курсовых каналов в навигационных и пилотажно-навигационных комплексах самолетов гражданской и военной авиации
Комплексная навигационная система // 2077028
Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к бортовым измерителям аэродинамического качества летательного аппарата в полете
Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к средствам информационного обеспечения захода летательных аппаратов на посадку на аэродромы с неизвестными координатами и параметрами взлетно-посадочной полосы
Изобретение относится к навигации преимущественно морских судов и может быть применено для определения более чем одной навигационной величины с использованием средств космической навигации
Информационная система посадки // 2023984
Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к информационным системам посадки летательных аппаратов
Комплексная система навигации // 2023983
Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к комплексным системам навигации
Навигационный комплекс // 2016383
Изобретение относится к области управления системами навигации и ориентации, в частности к управлению инерциальной навигационной системой (ИНС), и может быть использовано при разработке конструкций подвижных объектов
Комплексная навигационная система // 2115890
Изобретение относится к области разработки навигационного оборудования самолетов и вертолетов, на которых в полете производится выставка инерциальной навигационной системы по курсу после ее повторного запуска
Изобретение относится к средствам вооружения вертолетов и самолетов, обеспечивающих прицеливание и применение оружия
Навигационная система // 2121133
Изобретение относится к авиастроению, в частности к комплексам бортового оборудования вертолетов, обеспечивающих боевое применение на основе целераспределения и целеуказания между взаимодействующими в группе ударными и разведывательными вертолетами при выполнении координированных фронтовых операций
Комплексная система целеуказания // 2145720
Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к бортовым комплексным системам, обеспечивающим боевое применение средств противодействия и поражения
Комплексная система навигации // 2146803