Система группового вождения летательных аппаратов
Изобретение предназначено для использования в авиации, в частности, для оснащения и обеспечения групповых действий вертолетов и самолетов фронтовой авиации. Технический результат заключается в повышении точности выдерживания заданных параметров движения в группе летательных аппаратов. Технический результат достигается за счет того, что в систему группового вождения летательных аппаратов, содержащую на ведущем (первом) и ведомом (втором) летательных аппаратах первые и вторые задатчики параметров движения, датчики параметров движения, суммирующие усилители, блоки коррекции, контуры стабилизации, блоки связи, дополнительно введены первые и вторые датчики возмущающих воздействий и блоки интерполяции возмущающих воздействий, блок интерполяции параметров движения, первые и вторые блоки алгебраического суммирования, блоки переключений, первый и второй блоки интерполяции заданных параметров движения. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к области авиастроения, в частности к системам обеспечения группового применения управляемых летательных аппаратов - вертолетов и самолетов фронтового назначения.
Известны системы, обеспечивающие управление и наведение группы летательных аппаратов по средствам выдерживания заданных позиционных параметров (дистанций, интервалов, превышений) ведомого летательного аппарата относительно ведущего летательного аппарата, например, система приведенная в книге [1] Боднера В. А. "Система управления летательными аппаратами", М., Машиностроение, 1973, с. 286-299, а также принимаемая в качестве прототипа, описанная в книге [2] Тарасова В.Г."Межсамолетная навигация", М., Машиностроения, 1980, с. 149-182, система, содержащая (см. фиг. 1): первый задатчик параметров движения ЗПД1, первый суммирующий усилитель СУ1, первый блок коррекции БК1, первый контур стабилизации КС1; ДПД1 - первый датчик параметров движения, первый блок связи БС1, второй задатчик параметров движения ЗПД2, второй суммирующий усилитель СУ2, второй блок коррекции БК2, второй контур стабилизации КС2, второй датчик параметров движения ДПД2, второй блок связи БС2. Здесь, все блоки с индексом "первый" относятся к ведущему летательному аппарату, а с индексом "второй" - к любому ведомому летательному аппарату группы, состоящей из нескольких летательных аппаратов (ЛА). На ведущем ЛА обеспечивается управление относительно заданного позиционного параметра движения (пространственно-временные траектории) x13(t), поступающего на первый вход СУ1, на второй вход которого поступает измеренный ДПД1 текущий параметр x1, сигнал (x13 - x1) с выхода СУ1 поступает на вход БК1, например, с передаточной функцией







x1 = C0 + C1t (линейное изменение x1),
u1 = u2 = е0 + е1t (порыв ветра с линейным изменением его скорости), после отработки начальных условий x10, x20, будут иметь место погрешности


Соответственно, при A1 = е1 = 10 м/сек,
T = 2 сек,



что приводит к нарушению выдерживания заданных параметров, соответственно уменьшает безопасность движения в группе ЛА, особенно в плотных боевых строях. Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого решения является повышение точности выдерживания заданных параметров (интервалов, дистанций, превышений) движения в группе ЛА, особенно при изменениях во времени заданных параметров движения и действии возмущений. Достигается технический результат тем, что в систему группового вождения летательных аппаратов, содержащую первый и второй задатчики параметров движения, первый и второй датчики параметров движения, последовательно соединенные первый суммирующий усилитель, первый блок коррекции, первый контур стабилизации, последовательно соединенные второй суммирующий усилитель, второй блок коррекции, второй контур стабилизации, последовательно соединенные по линии радиосвязи первый и второй блоки связи, дополнительно введены последовательно соединенные первый датчик возмущающих воздействий и первый блок интерполяции возмущающих воздействий, обеспечивающие компенсацию возмущающих воздействий на ведущем ЛА, последовательно соединенные второй датчик возмущающих воздействий и второй блок интерполяции возмущающих воздействий, обеспечивающие компенсацию возмущающих воздействий, первый и второй блоки алгебраического суммирования, формирующие сигналы предупреждения об опасном сближении ведущего и ведомого ЛА, блок интерполяции параметров движения, первый и второй блоки переключений, обеспечивающие реконфигурацию структуры системы при возникновении ситуации опасного сближения, первый и второй блоки интерполяции заданных параметров движения, обеспечивающие точное наведение на заданные пространственно-временные траектории. На фиг. 1 представлена блок-схема прототипа, обозначения блоков приведено выше. На фиг. 2 представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей:
1 - первый задатчик параметров движения ЗПД1,
2 - первый блок переключений БП1,
3 - первый блок интерполяции заданных параметров движения БИЗП1,
4 - первый суммирующий усилитель СУ1,
5 - первый блок коррекции БК1,
6 - первый блок алгебраического суммирования БАС1,
7 - первый контур стабилизации КС1,
8 - первый блок связи БС1,
9 - первый датчик параметров движения ДПД1,
10 - первый датчик возмущающих воздействий ДВВ1,
11 - первый блок интерполяции возмущающих воздействий БИВВ1,
12 - второй блок связи БС2,
13 - второй датчик параметров движения ДПД2,
14 - второй датчик возмущающих воздействий ДВВ2,
15 - второй блок интерполяции возмущающих воздействий БИВВ2,
16 - второй контур стабилизации КС2,
17 - второй блок алгебраического суммирования БАС2,
18 - второй блок переключений БП2,
19 - второй суммирующий усилитель СУ2,
20 - второй блок коррекции БК2,
21 - второй задатчик параметров движения ЗПД2,
22 - второй блок интерполяции заданных параметров движения БИЗП2,
23 - блок интерполяции параметров движения БИПД. Пунктиром обозначены линии радиосвязи между БС1(8) и БС2(12). На фиг. 3 представлены блок-схема БИЗП1(3), содержащего:
24 - первый блок запаздывания БЗ1,
25 - к-ый блок запаздывания БЗК,
26 - блок формирования коэффициентов интерполяции БФКИ,
27 - блок суммирующих усилителей БСУ,
28 - блок суммирующих интеграторов БСИ,
29 - блок суммирования БСС. На фиг. 4 представлена схема БП1(2)-стандартного релейного переключателя, содержащего четыре контактных двупозиционных группы 01; 02; 03; 04. На фиг. 5 представлена схема БП2(18) - стандартного релейного переключателя, содержащего три контактных двупозиционных группы - 01; 02; 03. Примеры технического выполнения блоков приведены: ДПД, ДВВ - в книге [3] Помыкаева И.И. и др. "Навигационные приборы и системы", М., Машиностроение, 1983, с. 374-398; БК, КС - в [1], [2] и в книге [4] Михалева И.А. и др. "Системы автоматического управления самолетом", М., Машиностроение, 1971, с. 255, 373, 391;
БС в [2], с. 29-46. БАС, СУ, ЗПД в книге [5] Тетельбаума И.М., Шнейдера Ю.Р. "400 схем для АВМ", М., Энергия, 1978, с. 8, 9, 106. Система группового вождения ЛА работает следующим образом. Сигнал измеренного параметра x1 (высота, боковое отклонение, продольная координата) ведущего ЛА с выхода ДПД(9) поступает на первый вход БС1(8), на второй вход БАС1(6) и на третий вход БП1(2). Сигнал измеренного параметра x2 ведомого ЛА с выхода ДПД2(13) поступает на первый вход БАС2(17), на второй вход БП2(18) и на второй вход БС2(12), с первого выхода БС1(8) по линии радиосвязи сигнал x1 поступает на первый вход БС2(12), с первого выхода которого сигнал x1 поступает на третий вход БАС2(17), на четвертый вход БП2(18) и на вход БИПД(23). Со второго выхода БС2(12) сигнал x2 по линии радиосвязи поступает на второй вход БС1(8), со второго выхода которого сигнал x2 поступает на четвертый вход БП1(2) и на первый вход БАС1(6), на третий вход которого с третьего выхода ЗПД1(1) поступает сигнал xп предупреждения об опасности сближения ведущего и ведомого ЛА. В БАС1(6) формируется разностный сигнал












bk = a0Ak, bk-1 = a0Ak-1 + k


b1 = a0A1 + 2a1A2 +...+(k-1)! Akak-1,
b0 = a0 A0 + a1A1 +2 a2A2 +...+ k!akAk. Сигналы bk,...,b1 с первого, ..., k-20 выходов БСУ(27) поступают на первый, . . ., k-ый входы БСИ(28). БСИ(28) выполнен на "k" последовательно-соединенных суммирующих интеграторах, на которых формируется сигнал (bktk+... +b1t), поступающий на первый вход БСС(29), на второй вход которого с (k+1)-20 выхода БСУ(27) поступает сигнал b0. БСС(29) формирует заданный сигнал управления
x1y = b0(b1t +...+ bktk)=x13(a0+a1p+...+akpk)= x13



u1rв = u1rв(p) = u1(d0+d1p + ...+ dmPm),
поступающий на второй вход КС1(7), отрабатывающий начальные условия, входные сигналы и действующие возмущения (см. книгу [7] Загайнова Г.И., Гуськова Ю.П. "Управление полетом самолетов", М., Машиностроение, 1980, с.161, 169, 171):

при Mr0=1, NT0R0 = TR, R = 1+C1p+...+ Cnpn,

Q = 1+ Tp + TC1p2 + ...+ TCnpn+1, при n+1 = k
T = a1, ..., TCn = ak, Q = 1 + a1p + a2p2 +... + akpk, соответственно при a0 = 1, x1y = x13(1+a1p +...+akpk) и при r1 = rв, u1(r1 - rв) = 0. При выборе коэффициентов ak, обеспечивающих заданное качество управления (см. книгу [8] Кузовкова Н. Т. "Модальное управление и наблюдающие устройства", М., Машиностроение, 1976),









- сигнал x2 на первом выходе,
- сигнал, равный нулю, на втором выходе,
- сигнал x2y на третьем выходе,
- сигнал, равный нулю, на четвертом выходе,
- сигнал x1k на пятом выходе. Первый-пятый выходе БП2(18) подключены соответственно к первому-пятому входам СУ2(19), где (соответственно при




откуда по аналогии с КС1(7),

откуда следует, что при r1 = rв, u2(r1 - rв) = 0,


т. е. после отработки начальных условий и при компенсации составляющих возмущений ведомый объект выдерживает относительно ведущего заданный параметр движения практически без погрешностей. При возникновении ситуации опасного сближения, обычно связанной с отказами оборудования или неправомерными действиями экипажа, на пятом входе БП1(2) и на третьем входе БП2(18) сигнал

- сигнал 0,5 x23 на первом выходе,
- сигнал, равный нулю, на втором выходе,
- сигнал x1 на третьем выходе,
- сигнал x2 на четвертом выходе. По поступившему сигналу 0,5 x23, на выходе БИЗП1(13) формируется сигнал 0,5 x23Q, поступающий на первый вход СУ1(4), на второй, третий и четвертый входы которого поступают сигналы 0, x1,x2 соответственно со второго, третьего и четвертого выходов БП1(2). В СУ1(4) формируется сигнал (0,5 x32Q - 0,5x1 + 0,5 x2), поступающий на вход БК1(5), где формируется сигнал


Соответственно при

- сигнал, равный нулю, на первом выходе,
- сигнал x2 на втором выходе,
- сигнал, равный нулю, на третьем выходе,
- сигнал x23 на четвертом выходе,
- сигнал x1 на пятом выходе. В СУ2(19) формируется сигнал
0,5 x1 - 0,5 x23Q - 0,5 x2 = 0,5 (x1-x23Q - x2), соответственно будет иметь место движения ведомого ЛА:

Относительное движение, как разность уравнений (1) и (2), имеет вид:

при x1-x2 =


откуда следует, что начальные условия отрабатываются к нулю, составляющие возмущений при r1 = rb компенсируются и


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5