Комплексная система навигации
Изобретение может быть использовано в области авиационного приборостроения, в частности для информационного обеспечения навигации, прицеливания и пилотирования летательных аппаратов. В комплексную систему навигации, содержащую систему воздушных сигналов, блок преобразования координат, блок алгебраического суммирования, корректирующую систему, блок коррекции и блок формирования координат, дополнительно введены блок запаздывания, блок идентификации погрешностей, блок оптимальной фильтрации, блок формирования составляющих скорости ветра, обеспечивающие в результате повышения точности определения воздушных параметров (истиной воздушной скорости, углов атаки и скольжения, выделения составляющих скорости ветра), выдаваемых потребителям в систему прицеливания, в систему индикации и в систему управления летательным аппаратом. 2 ил.
Изобретение относится к авиационному приборостроению, в частности к информационным средствам навигации, прицеливания и пилотирования летательных аппаратов.
Из известных комплексных систем навигации на основе комплексной обработки данных системы воздушных сигналов и данных корректирующей системы в качестве прототипа выбирается комплексная система навигации, описание которой приведено в книге [1] Помыкаева И.И. и др. "Навигационные приборы и системы", Москва, Машиностроение, 1983 г., стр. 385-388. Структурная схема прототипа приведена на фиг. 1, где обозначено: СВС - система воздушных сигналов, БПК - блок преобразования координат, БАС - блок алгебраического суммирования, КС - корректирующая система, БК - блок коррекции, БФК - блок формирования координат. В БПК по поступившим на первый-третий входы с первого-третьего выходов СВС воздушным параметрам V,
,
(модуль истинной воздушной скорости, углы атаки и скольжения) и на четвертый-шестой входы с первого-третьего выходов КС углам эволюций летательного аппарата
,
,
(углы курса, крена и тангажа) формируются соответствующие воздушные скорости в земной системе координат V1, V2, V3, которые с первого-третьего выхода БПК поступают на первый-третий входы БАС, на четвертый-шестой входы которого поступают составляющие путевой скорости в земной системе координат V1п, V2п, V3п. На седьмой-девятый входы БАС поступают корректирующие сигналы X1, X2, X3 с первого-третьего выходов БК, на первый-третий входы которого поступают сигналы (Vi - Xi - Viп) (здесь i = 1, 2, 3), по которым формируются корректирующие сигналы xi = (TP)-1
(Vi - Xi - Viп), где T - постоянная времени; P - оператор дифференцирования. При
(здесь Vi0 - точное значение составляющих путевой скорости;
i - погрешность; Ui,
- систематическая и флуктуационная (порывы ветра) центрированная погрешности). Например, при
i = const , Ui = const с течением времени осуществляется подавление флуктуационной погрешности
до любого близкого к нулю уровня и выделение (
i-ui)
В БАС формируются откорректированные составляющие путевой скорости Vik = Vi - Xi = Viо + Ui, которые с четвертого-шестого выходов БАС выдаются потребителям и поступают на пятый-шестой входы БФК, где формируются координаты местоположения
i =
viкdt , которые с первого-третьего выходов БФК выдаются потребителям. Сигналы xi = (
i-ui) ) с первого-третьего выходов БК также выдаются потребителям (в систему управления, в систему индикации, в прицельную систему), но систематические составляющие скорости ветра Ui выдаются с погрешностью
i , что является недостатком прототипа. Техническим результатом, достигаемым при использовании предлагаемого технического решения, является повышение точности работы системы. Достигается технический результат тем, что в комплексную систему навигации, содержащую последовательно соединенные по первым-третьим выходам - входам систему воздушных сигналов, блок преобразования координат, блок алгебраического суммирования, блок коррекции, подключенную первым-третьим выходами к четвертому-шестому входам блока преобразования координат корректирующую систему, четвертый-шестой выходы которой подключены соответственно к четвертому-шестому входам блока алгебраического суммирования, блок формирования координат, на первый-третий входы которого подключены соответственно четвертый-шестой выходы блока алгебраического суммирования, на седьмой-девятый вход которого подключены первый-третий выходы блока коррекции, дополнительно введены блок запаздывания, блок идентификации погрешностей, блок оптимальной фильтрации и блок формирования составляющих скорости ветра, на первый-третий входы которого подключены первый-третий выходы блока формирования координат. Четвертый-двенадцатый выходы блока преобразования координат подключены к первому-девятому входам блока запаздывания, на десятый-двенадцатый выходы которого подключены седьмой-девятый выходы блока алгебраического суммирования. Первый-третий выходы системы воздушных сигналов подключены также к десятому-двенадцатому входам блока алгебраического суммирования, на тринадцатый-пятнадцатый входы которого подключены первый-третий выходы блока оптимальной фильтрации, четвертый-девятый выходы которого подключены к четвертому-девятому входам блока формирования составляющих скорости ветра. На первый-восемнадцатый входы блока оптимальной фильтрации подключены первый-восемнадцатый выходы блока идентификации погрешностей, на первый-сорок пятый входы которого подключены первый-сорок пятый выходы блока запаздывания, на тринадцатый-пятнадцатый входы которого подключены первый-третий выходы блока формирования координат. На фиг. 1 представлена структурная схема прототипа. На фиг. 2 представлена структурная схема предлагаемой системы, содержащей: 1 - система воздушных сигналов СВС, 2 - блок алгебраического суммирования БАС, 3 - корректирующая система КС, 4 - блок преобразования координат БПК, 5 - блок коррекции БК, 6 - блок формирования координат БФК, 7 - блок запаздывания БЗ, 8 - блок идентификации погрешностей БИП, 9 - блок оптимальной фильтрации БОФ, 10 - блок формирования составляющих скорости ветра БФВ. В качестве КСЗ используется, например, инерциально-спутниковая система (см. книгу [2] Бабича О.А. "Обработка информации в навигационных комплексах", Москва, "Машиностроение", 1991 г., стр. 476-478). Составляющие скорости ветра принимаются в виде (см. книгу [3] Загайнова Г. И. "Управление полетом самолета", Москва, Машиностроение, 1980 г., стр. 132)
, где Ui0 = const, Ui1 = const,
- центрированные независимые случайные процессы;
i - координаты местоположения летательного аппарата. Система работает следующим образом. СВС1 измеряет и выдает с первого-третьего выходов параметры модуля путевой скорости v = v0+
1 , угла атаки
=
0+
2 , угла скольжения
=
0+
3 (здесь с индексом "0" обозначены точные значения параметров,
i = const - погрешности), поступающие на первый-третий входы БПК4 и на десятый-двенадцатый входы БАС2. КСЗ формирует параметры углов курса
, крепа
и тангажа
и составляющих путевой скорости, Vin = Vi0 + Ui. Параметры
,
,
с первого-третьего выходов КСЗ поступают на четвертый-шестой входы БПК4. Параметры Vin = Vi0 + Ui (i = 1, 2, 3) четвертого-шестого выходов КСЗ поступают на четвертый-шестой входы БАС2. В БПК4 по поступившим параметрам формируются составляющие истинной воздушной скорости в осях летательного аппарата
и соответственно составляющие истинной воздушной скорости в осях летательного аппарата ([3], стр. 129)
и параметры функций
Параметры Vi с первого-третьего выходов БПК4 поступают на первый-третий входы БАС2. Параметры fi1, fi2, fi3 с четвертого-двенадцатого выходов БПК4 поступают на первый-девятый входы БЗ7. На седьмой-девятый входы БАС2 поступают корректирующие сигналы xi. В БАС2 формируются параметры:
(Vi - Vin - Xi), которые с первого-третьего выходов поступают на первый-третий входы БК5;
Vik = Vi - Xi, которые с четвертого-шестого выходов поступают на первый-третий входы БФК6;

которые с седьмого-девятого выходов поступают на десятый-двенадцатый входы БЗ7. БК5 является блоком интеграторов, в нем формируются корректирующие сигналы Xi = (TP)-1
(Vi - Vin - xi), которые с первого-третьего выходов БК5 поступают на седьмой-девятый входы БАС2, тогдаVi-Vin-Xi=TpXi

откуда следует, что, например, при (
1fi1+
2fi2+
3fi3) =
i = const, Ui0 = const, Ui1 = 0,
- флуктуационной центрированный высокочастотный шум, xi _
i-ui0. , соответственно Vik = Vi - Xi ---> Vi0 + Ui0 = Vin, тогда в БФК6, являющегося блоком интеграторов, формируются координаты местоположения
i =
viпdt, которые с первого-третьего выходов БФК6 выдаются потребителям, поступают на первый-третий входы БФВ10 и на тринадцатый-пятнадцатый входы БЗ7. В БЗ7 на элементах запаздывания ([4], Тетельбаум И.М., Шнейдер Ю.Р. "Практика аналогового моделирования динамических систем", Москва, Энергоиздат, 1987 г., стр. 257) при i = 1,; 2; 3; K = 1; 2; 3 формируются:девять сигналов
yik
1,
2,
3 - постоянные времени запаздывания;десять сигналов fi1(t-
к) ;девять сигналов fi2(t-
к) ;девять сигналов fi3(t-
к) ;девять сигналов
i(t-
к) , которые с первого-сорок пятого выходов БЗ7 поступают на первый-сорок пятый входы БИП8. По образующим алгебраическую модель погрешностей девяти сигналам yiк(t-
к) ([5] , Кузовков Н.Т., Салчев О.С. "Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация", Москва, Машиностроение, 1982 г., стр. 107) в БИП8 формируются сигналы, идентифицирующие погрешности при независимых
:

и сигналы
Fj(f,
) = Fj, Fi0(f,
) = Fi0, Fi1(f,
) = Fi1,которые с первого-восемнадцатого выходов БИП8 поступают на первый-восемнадцатый входы БОФ9, содержащего девять оптимальных фильтров первого порядка ([5] Сейдж Э. "Теория оценивания и ее применение в связи и управлении", Москва, Связь, 1976 г., стр. 288), формирующих оптимальные оценки погрешностей, например, при
- центрованный белый шум,


при
aj = const, a0i = const, a1i = const. Например, при Fj = 1, aj =
, Cj(t) = (t+
)-1 
при этом дисперсия, определяемая белым шумом
с единичной спектральной плотностью, имеет видDj = (t+
)-1 _
0.Оптимальные оценки погрешностей
с первого-третьего выходов БОФ9 поступают на трицадцатый-пятнадцатый входы БАС2, где формируются уточненные параметры
которые с десятого-двенадцатого выходов БАС2 выдаются потребителям. Оптимальные оценки
с четвертого-девятого выходов БОФ9 поступают на четвертый-девятый входы БФВ10, на первый-третий входы которого поступают сигналы текущих координат
i/ . В БФВ10 ([5], стр. 105) формируются составляющие скорости ветра
которые с первого-третьего выходов БФВ10 выдаются потребителям. Таким образом обеспечивается достижение технического результата - повышение точности воздушных сигналов v,
,
и ui - составляющих скорости ветра.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2



















