Пневматическая шина и колесо движителя с этой шиной
Использование: изобретение относится к пневмоколесным движителям и может быть использовано машиностроением авиа- и шинной отраслями промышленности. Сущность изобретения: положение точки обода, находящейся на пневматической шине, определяется зависимостями, указанными в описании, причем слои корда каркаса от точки обода до бортовых колец в сечении выполнены прямолинейно, а прямая нейтральная линия соответствующих бортов и зон усиления наклонена к экваториальной плоскости под углом, указанном в описании, при этом образующие поверхности наружных сторон бортов по всей их длине эквидистантны прямому участку нейтральной линии соответствующих зон усиления шины. В колесе движителя наклонно выполненная часть закраин обода расположена от пяток бортов до боковин шины, прямолинейна и параллельна нейтральной линии соответствующих бортов и зон усиления шины, а длина наклонной части закраин составляет 0,3-0,8 длины нейтральной линии от основания борта до точки обода шины. 2 с.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к пневмоколесным движителям и может быть использовано машиностроением, авиа- и шинной отраслями промышленности, а также организациями, эксплуатирующими пневмоколесные транспортные средства и орудия труда.
Известна пневматическая шина, имеющая борта с бортовыми кольцами, вокруг которых завернуты слои корда каркаса [1] Такая шина имеет гибкий, эластичный, свободно деформируемый каркас и жесткую, практически недеформируемую бортовую зону между основанием борта и точкой обода. В качестве последней принимается некоторая произвольно выбранная точка внутреннего контура каркаса (см. [1, с.75, рис.65]) или же любая точка средней (нейтральной) линии каркаса, расположенная вблизи контакта шины с закраиной обода (Бидерман В.Л. и др. Атлас номограмм равновесных конфигураций пневматических шин. М. Химиздат, 1967, с.3, рис.2). Известно колесо с такой шиной, содержащее обод с посадочными (под борта шины) полками, с закраинами, отогнутыми (на их радиально наружных концах) внутрь колеса и имеющими участки, смежные с наружной поверхностью бортов, параллельные экваториальной плоскости [1, с.27, рис.23] Особенностью такого технического решения шины и колеса с такой шиной является то, что сравнительно небольшой криволинейный участок AB (см. [1, с. 75, рис.65]) контура каркаса имеет точку перегиба C. Поэтому даже от внутреннего давления в шине возникает дополнительное напряженное состояние, обусловленное изгибом зоны усиления каркаса суммарной силой



где xM координата точки обода по оси абсцисс;
xS, rS координаты центра тяжести поперечного сечения бортового кольца или борта по оси абсцисс и по оси ординат соответственно;
a, b, c постоянные параболической функции нейтральной линии профиля шины на участке SML (от центра тяжести поперечного сечения бортового кольца или борта до точки L самого широкого места профиля шины),
при этом наружные стороны бортов, по всей их длине, параллельны прямой нейтральной линии MP соответствующих бортов и зон усиления шины. В такой шине слои корда каркаса в бортах и в зонах усиления (до точки обода) работают только на растяжение, повышая усталостностную прочность каркаса и бортов и, как следствие, надежность шины и колеса в целом. Поставленная задача решается и тем, что в колесе движителя, содержащего усовершенствованную пневматическую шину и обод с закраинами, хотя бы часть меридионального профиля которых наклонена к экваториальной плоскости, согласно изобретению, наклонно выполненная часть закраин обода расположена от пяток бортов до боковин шины, прямолинейна и параллельна нейтральной линии MP соответствующих бортов и зон усиления шины, а ее (наклонной части закраин) длина составляет 0,3-0,8 длины нейтральной линии, замеренной от точки P основания борта и до точки M обода шины. Подобное исполнение колеса снижает во время эксплуатации сдвиговые деформации и уменьшает теплообразование как в бортах и надбортовых зонах, так и в самой шине, а расположение верхних окончаний закраин обода ниже точки обода шины исключает перетирание покровных резин, резинокордных слоев каркаса и/или бортовых лент шины, обеспечивая надежность и безопасность колеса и транспортного средства в целом. Кроме того, выполнение закраин обода прямолинейными на всей длине из рабочего (смежного с бортами шины) участка повышает технологичность изготовления и исключает удлиненные участки закраин, имеющие дополнительную точку перегиба, упрощает профиль проката заготовок ободьев, уменьшает их массу и трудоемкость изготовления. На фиг. 1 изображена пневматическая шина (меридиональное сечение); на фиг. 2 бортовая зона и зона усиления пневматической шины; на фиг. 3 колесо движителя (меридиональное сечение шины с ободом). Пневматическая шина имеет каркас 1 и борта 2. Каркас 1 состоит из одного или нескольких слоев корда, нити которого заключены в резиновую оболочку и -или отделены друг от друга резиновыми прослойками. Профиль каркаса 1 выполнен равновесным, нейтральная (преимущественно средняя) криволинейная линия которого проходит через точку K экваториальной плоскости A-A шины, через точку L самого широкого места профиля шины и оканчивается в точке M обода шины, расположенной преимущественно в зоне 3 ее (шины) усиления. Каждый борт 2 включает одно или несколько бортовых колец 4, вокруг которых завернуты слои каркаса 1, и имеет основание 5 с пяткой 6 (см. ГОСТ 22374-77, М. Госстандарт, 1977, с.7), а также наружную (относительно внутренней полости шины) сторону 7. Участок шины, расположенный выше бортовых колец 4, вплоть до окончания заворотов слоев корда каркаса 1 и -или до окончания профилированных резиновых деталей борта (если они имеются и расположены выше кромок заворотов слоев корда) определяет границы шины. Выше наружной стороны 7 бортов шины, снаружи по отношению к зоне 3 усиления и каркаса 1 шины, выполнены боковины 8, покровные резины которых оканчиваются у кромок протектора 9. Каркас 1 с боковинами 8 (а в зоне усиления и с заворотами слоев и -или профилированными резиновыми деталями борта) составляют боковые стенки шины (не показаны), гибкая, эластичная, радиально деформируемая часть которых расположена выше точки M обода, а практически недеформируемая ниже этой точки профиля шины. Недеформируемая часть шины включает и борта 2, средняя (нейтральная) линия MP профиля которых выполнена прямолинейно, является частью касательной линии TT, проведенной к криволинейной нейтральной линии KLM равновесного профиля шины, проходит через точку M обода шины и через центр тяжести поперечного сечения бортового кольца (если оно одно в борте) или посредине расстояния между центрами тяжести поперечных сечений наиболее аксиально удаленных (друг от друга) бортовых колец (если их несколько в борте). Слои корда каркаса 1 на участке шины, экстремальные горизонтальные границы которого расположены напротив точки M обода и напротив верхнего (относительно оси вращения шины) положения поверхности бортовых колец, выполнены прямолинейно и эквидистантно нейтральной линии MP, проходящей через зону борта 2 и соответствующей часть зоны 3 усиления шины. При этом линия MP прямолинейна и наклонена к экваториальной плоскости A-A под углом

где rL расстояние от оси вращения шины до самого широкого места ее профиля;
rM координата по оси ординат точки M обода шины;

и соединяет борт с точкой M обода, взаимосвязанной с параметрами шины зависимостями

где xM координата точки M обода шины по оси абсцисс;
xS, rS координаты центра тяжести поперечного сечения бортового кольца (или борта) по оси абсцисс и по оси ординат соответственно;
a, b, c постоянные параболической функции нейтральной линии профиля шины на участке SML (от центра тяжести поперечного сечения бортового кольца или борта до точки L самого широкого места профиля шины). Данные для определения значений rL и rK принимают по доступным источникам, в частности исходя из технического задания на разработку шины,

Формула изобретения

rм = a


где xМ координата точки М обода по оси абсцисс;
xs, rs координаты центра тяжести поперечного сечения бортового кольца или борта по оси абсцисс и по оси ординат соответственно;
a, b, c постоянные параболической функции нейтральной линии профиля шины на участке от центра тяжести поперечного сечения бортового кольца или борта до самого широкого места профиля шины,
слои корда каркаса от точки обода до бортовых колец в сечении выполнены прямолинейно, а прямая нейтральная линия соответствующих бортов и зон усиления наклонена к экваториальной плоскости под углом

где rL расстояние от оси вращения шины до самого широкого места ее профиля;
rM координата по оси ординат точки М обода шины;

при этом образующие поверхности наружных сторон бортов по всей их длине эквидистантны прямому участку нейтральной линии соответствующих зон усиления шины. 2. Колесо движителя, содержащее пневматическую шину и обод с закраинами, хотя бы часть меридионального профиля которых наклонена к экваториальной плоскости, отличающееся тем, что наклонно выполненная часть закраин обода расположена от пяток бортов до боковин шины, прямолинейна и параллельна нейтральной линии соответствующих бортов и зон усиления шины, а длина наклонной части закраин составляет 0,3 0,8 длины нейтральной линии от основания борта до точки обода шины.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2