Колесо транспортного средства
Колесо содержит основание обода с монтажным ручьем и посадочными полками, а также шину, борта которой сопряжены с посадочными полками с натягом. Натяг борта шины на посадочной полке со стороны монтажного ручья составляет 30 - 70 % от величины натяга борта шины на второй посадочной полке с противоположной стороны основания обода. Изобретение решает задачу облегчения процесса сборки и разборки колеса с шиной. 2 ил.
Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к колесам для пневматических шин, и может быть использовано на грузовых автомобилях, автобусах, прицепах и других транспортных средствах.
Известно колесо транспортного средства [1, с.31, рис.22] имеющее основание обода с монтажным ручьем и посадочными полками, наибольший диаметр которых расположен в зоне средней их плоскости, бортовые и замочное кольцо, диск и шину, борта, которой размещены с натягом на посадочных полках основания обода. Передача внешних сил, вращающих и тормозных моментов между шиной и ободом с диском в сборе обеспечивается за счет трения бортов шины о поверхности посадочных полок и бортовые закраины. В случае, когда пневматическая шина эксплуатируется при постоянном внутреннем давлении воздуха (нет системы регулирования давления воздуха в шине) для устойчивой передачи сил и моментов между колесом и шиной достаточно только сил трения, возникающих на поверхности контакта бортов с закраинами обода. Контактные поверхности бортов шин с посадочными полками в этом случае в передаче силовых нагрузок практически не участвуют и значительные натяги бортов шин на полках обода в этом случае теряют практический смысл. Кроме того, значительные величины натягов бортов шины на посадочных полках обода приводят к усложнению процессов сборки и разборки колеса с шиной. А это, по существу, и является недостатком известной конструкции колеса, который наиболее ярко проявляется на транспортных средствах, у которых не предусмотрено эксплуатационное регулирование (снижение) давления воздуха в шине до минимально допустимых пределов, а шины в этом случае, как правило имеют высокую жесткость бортов и боковин. Задачей изобретения является снижение трудозатрат и повышение удобств при выполнении работ по сборке и разборке колеса с шиной. Поставленная задача решается за счет того, что величины натягов бортов шины на посадочных полках обода выполнены не равными между собой, при этом натяг борта шины со стороны монтажного ручья, т.е. со стороны, с которой проводится сборка и разборка колеса с шиной, уменьшен в сравнении с величиной натяга борта шины с противоположной стороны обода. Согласно изобретению, натяг борта шины на посадочной полке обода со стороны монтажного ручья составляет от 30% до 70% от принятой величины натяга борта шины для посадочной полки с противоположной стороны обода. Меньшее процентное соотношение используется для колес транспортных средств с относительно легкими нагрузочными режимами эксплуатации, а большее процентное соотношение - для колес транспортных средств с тяжелыми нагрузочными режимами, включая использование их в качестве тягачей прицепов, полуприцепов и т.п. Уменьшение натяга борта шины на одной посадочной полке обода не приведет к снижению тяговой способности соединения шины с ободом в целом, так как в этом случае провороту шины на ободе будут препятствовать не только силы трения от натяга на полках, но и эффект "окружного заклинивания", возникающий при упругом смещении борта с малым натягом относительно посадочной полки при качении колеса под нагрузкой. Вращающий момент, подведенный к колесу будет способствовать окружному смещению в первую очередь того борта шины, который имеет меньший натяг на полке, а т.к. борт с большим натягом не перемещается в окружном направлении, то происходит угловое упругое закручивание каркаса шины, способствующее в конечном итоге заклиниванию в окружном направлении борта шины с малым натягом на полке. В этом состоянии оба борта устойчиво передают вращающий момент. Применение заявляемого колеса позволяет значительно снизить трудозатраты при выполнении операций сборки и разборки с шиной за счет уменьшения разности посадочных диаметров обода и шины, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию "положительный эффект". Применение колес с неравными натягами бортов шины на полках обода для снижения трудозатрат при их сборке и разборке, а также использование упругих свойств шины и эффекта "окружного заклинивания" борта с малым натягом на посадочной полке обода при передаче вращающих моментов значительной величины авторам не известны. Сущность изобретения поясняется чертежом. На фиг. 1 показано колесо, радиальное сечение; на фиг.2 - установка борта шины на тороидальной полке обода. Заявленное колесо транспортного средства содержит основание обода 1 с монтажным ручьем 2 и посадочными полками со стороны замочной части 3 и со стороны бортовой части 4, бортовые 5 и 6 и замочное 7 кольца. Борта 8 и 9 пневматической шины установлены на посадочные полки 3 и 4 с натягом




















Формула изобретения
Колесо транспортного средства, содержащее основание обода с монтажным ручьем и посадочными полками, наибольший диаметр которых расположен в среднем сечении, бортовые и замочное кольца и шину, борта которой сопряжены с посадочными полками с натягом, отличающееся тем, что величины натягов бортов шины на посадочных полках основания обода не равны между собой, причем натяг борта на полке со стороны монтажного ручья составляет 30 - 70% от величины натяга борта шины на посадочной полке с противоположной стороны основания обода для передачи колесом вращающего момента с использованием эффекта окружного заклинивания.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 03.08.2002
Номер и год публикации бюллетеня: 10-2004
Извещение опубликовано: 10.04.2004