Линия монтажа буксовых узлов колесных пар железнодорожного транспорта
Использование: железнодорожный транспорт. Сущность изобретения: линия содержит конвейер 1 для транспортировки колесных пар по сборочным позициям, участок сборки и смазки корпусов букс с блоками подшипников и устройство для их транспортировки к позиции монтажа буксовых узлов с колесной парой, участок сборки крепительной и смотровой крышек и устройство для их транспортирования в сборе к позиции монтажа буксовых узлов с колесной парой и расположенные по ходу техпроцесса и взаимодействующие с конвейером для транспортировки колесных пар 3 устройства 4 для постановки лабиринтных и внутренних колец нагорячо на шейке оси и их охлаждения а также устройства для монтажа буксовых узлов с колесной парой и их смазки Устройство для транспортировки букс в сборе выполнено в вице приводного рольганга 15, размещенного по обеим сторонам конвейера 1 ниже уровня перемещаемых колесных пар с возможностью взаимодействия разгрузочной части с конвейером для транспортировки колесных пар на позиции монтажа с буксовыми узлами Устройство для транспортировки крепительной и смотровой крышек в сборе установлено наклонно в зоне действия конвейера для транспортировки колесных пар Разгрузочная часть последнего связана с конвейером для транспортировки колесных пар на позиции монтажа с буксовыми узлами. Загрузочная часть устройства установлена с возможностью взаимодействия с расположенной над конвейером эстакадой 18, на которой смонтирован участок сборки крепительной и смотровой крышек. Линия снабжена устройствами для дозированной подачи смазки, установленными на эстакадах, расположенных над конвейером для транспортировки колесных пар на участке сборки и смазки корпусов букс с блоками подшипников и позиции монтажа колпар с буксовыми узлами. 1 зл ф-лы, 4 ил. 3 я d
К ПАТЕНТУ
)ФФ з>5 10t4îl5ì O !821гг .тг
Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (21) 5002688/11 (22) 16.09.91 (46) 15,11.93 Бюл. Йя 41 — 42 (76) Сорокин Петр Яковлевич; Валах Владимир Федорович; Лагутенко Лариса Евгеньевна; Ковалев
Виктор Николаевич; Горбатов Юрий Васильевич (54) ЛИНИЯ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛО3
КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА (57) Использование: железнодорожный транспорт.
Сущность изобретения:линия содержит конвейер 1 для транспортировки колесных пар по сборочным позициям, участок сборки и смазки корпусов букс с блоками. подшипников и устройство для их транспортировки к позиции монтажа буксовых узлов с колесной парой, участок сборки крепительной и смотровой крышек и устройство для их транспортирования в сборе к позиции монтажа буксовых узлов с колесной парой и расположенные по ходу техп роцесса и взаимодейпвующие с конвейером для транспортировки колесных пар 3 устройства 4 для постановки лабиринтных и внутренних колец нагорячо на шейке оси и их охлаждения, а также уст— ройства для монтажа буксовых узлов с колесной (19) RU (11) 2ÎÎ2648 и. (51) 5 Вб1Р5 26 ВбОБ5 ОО парой и их смазки. Устройство для транспортировки букс в сборе выполнено в виде приводного роль— ганга 15, размещенного по обеим сторонам конвейера 1 ниже уровня перемещаемых колесных пар с возможностью взаимодействия разгрузочной части с конвейером дпя транспортировки колесных пар на позиции монтажа с буксовыми узлами. Устройство для транспортировки крелительной и смотровой крышек в сборе установлено наклонно в зоне действия конвейера для транспортировки колесных пар. Разгрузочная часть последнего связана с кон-. вейером для транспортировки колесных пар на позиции монтажа с буксовыми узлами. Загрузочная часть устройства установлена с воэможностью взаимодействия с расположенной над конвейером эстакадой 18, на которой смонтирован участок сборки крепительной и смотровой крышек Линия снабжена устройствами для дозированной подачи смазки, установленными на эстакадаХ расположенных над конвейером для транспортировки колесных пар на участке сборки и смазки корпусов букс с блоками подшипников и позиции монтажа колпар с буксовьнаи узлами. 1 зл. ф-пы, 4 ип.
200264В
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использована для механизации процесса монтажа буксовых узлов колесных пар.
Известна поточно-механизированная. линия монтажа роликовых букс Р-6675, раз.работанная ПК15 по вагонам для вагоноремонтного завода (проект hh 35-0290, каталог
М 34-1579), включающая накопитель с улавливающим и скатывающим устройствами, "0 подьемно-поворотные механизмы, установки для поджатия лабиринтных и падшипниковых колец с охлаждением, маслоохладитель, конвейер для транспортировки букс, установку для монтажа букс и 15 стенд с гайковертами.
Недостатком этой линии является низкая производительность из-за отсутствия непрерывной транспортировки колесных пар по монтажным позициям и поштучной 20 сборки колесных пар.
Известна линия монтажа роликовых букс, разработанная ПКТБ по вагонам, черт.
М 35-0290-00.0ОО, содержащая конвейер для транспортировки колесных пар па сбо- 25 рочным позициям, участок сборки и смазки корпусов букс с блоками подшипников. устройство для транспортировки их к позиции монтажа с колесной парой, участок сборки крепительной и смотровой крышек, разме- 0 щенный 38 пределами линии и связанный с ней транспортными средствами, устройства для постановки лабиринтного и подшипниковых колец на шейки аси нагоряча, участок для их охлаждения после постановки, а также навесной инструмент и приспособления, размещенные на соответствующих сборочных позициях.
Недостатками указанной линии является низкая производительность из-за неаб- 40 ходимости обеспечения жесткой синхронизации операции сборки буксы с блоками подшипников и тактом работы основного конвейера.
При этом, т,к, перемещение буксы с пад- 45 шипниками в сборе к позиции навешивания производится средней частью колесной пары, перемещаемой основным качвейером, то при любой задержке на позиции навешивания или остановке конвейера по различ- 50 ным причинам на других сборочных позициях сборка букс с подшипниками вынужденно прекращается, снижая тем самым производительность линии в целом. На снижение производительности влияют также 55 частые отказы подьемно-спускных загрузочно-разгрузочных устройств из-эа их сложности.
Значительные производственные площади, т.к. участок для сборки крепительнай и смотровой крышек размещен вне линии на отдельном участке, а при выполнении сборки крышек непосредственно на линии резко снижается ее производительность. Кроме того, расположенные вне линии трубопроводы, маслоохладители и насосная установка системы охлаждения также занимает большие производственные площади, Подготовка и закладка смазки в подшипники и буксу в сборе производится вручную.. . Цель изобретения — повышение производительности линии и экономии производственных площадей, а также упрощение конструкции и расширение технологических возможностей.
Это достигается тем, что линия, содержащая конвейер для транспортировки колесных пар по сборочным позициям, участок сборки и смазки корпусов букс с блоками подшипников и устройство для их транспортировки к позиции монтажа буксовых узлов с колесной парой, участок сборки крепительной и смотровой крышек и устройство для их транспортировки в сборе к позиции монтажа буксовых узлов с колесной парой и расположенные по ходу технологического процесса и взаимадействукнцие с конвейером для транспортировки колесных пар устройства для постановки лабиринтных и внутренних колец нагорячо на шейки оси и их охлаждения, а также устройства для монтажа буксовых узлов с колесной парой и их смазки. характеризуется тем, что устройстао для транспортировки букс с блоками подшипников выполнено в виде приводного рольганга, размещенного па обеим сторонам конвейера ниже уровня перемещаемых колесных пар с возможностью взаимодействия разгрузочной части с конвейером для транспортировки колесных пар на позиции монтажа с буксовыми узлами; устройства для транспортировки крепительной и смотровой крышек в сборе установлено наклонна в зоне действия конвейера для транспортировки колесных пар и выполнено, например, в виде склизов, при этом разгрузочная часть устройства для транспортировки крепитепьнай и смотровой крышек связана с конвейером для транспортировки колесных пар на позиции монтажа с буксовыми узлами, а загрузочная часть устройства установлена с возможностью взаимодействия с расположенной над конвейерам эстакада на которой смонтирован участок сборки крепительной и смотровой крышек. Кроме того, линия снабжена устройствами для дозированной подачи смазки, установленными на эстакадах, расположенных над конвейером для транспор2002648
25
40
50 тировки колесных пар на участке сборки и смазки корпусов букс с блоками подшипников и позиции монтажа колесных пар с буксовыми узлами.
Отличител ьн ые признаки предлагаемого технического решения в совокупности с известными обеспечивают достижение более высокого качественного результата, а именно повышение производительности за счет того, что при транспортировке колесных пар по всем технологическим позициям непрерывно и последовательно обеспечивается автономная независимая транспортировка букс с блоками подшипников в сборе непосредственно на соответственную сборочную позицию. Это.позволяет не. зависимо от остановки основного конвейера по различным причинам выполнять сборку букс с блоками подшипников и их смазку, создавая задел и используя при этом приводной конвейер в качестве накопителя. При этом обеспечивается также сборка смотровой и крепительной крышек непосредственно в зоне линии и транспортировка их в сборе на позицию монтажа с колесной парой. Таким образом, автономная сборка и подача комплектующих изделий обеспечивает оперативную и бесперебойную подачу их на сборочные позиции. При этом снижены непроизводительные работы, связанные с подъемом или опусканием букс s сборе и механизирована смазка подшипников и буксы, Зкономия произ водс твен ных площадей и роисходит за счет концентрации ряда монтажных позиций и, следовательно, оборудования над накопителем колесных пар в зоне охлаждения внутренних колец подшипников, по натягу и разукомплектовка их, а также за счет подачи внутренних колец подшипников к нагревателю, транспортировки блоков подшипников на сборку с буксами, сборки блоков подшипников с буксами, дозировки и смазки подшипников в буксе, транспортировки букс с.подшипниками в накопитель и на позицию навешивания, размещения эстакады для участков подготовки смазки и участка сборки крепительной и смотровой крышек. Кроме того, экономия происходит за счет использования зоны над основным конвейером для транспортировки на соответствующие сборочные позиции букс в сборе и крышек в сборе.
При этом линия проще по конструкции вследствие отсутствия погрузочно-разгрузочных устройств, связанных с транспортировкой букс в сборе и подаче их на позицию монтажа. Кроме того, изобретение позволяет выполнять монтаж буксовых узлов как для грузовых, так и пассажирских вагонов.
Перечисленные преимущества недостижимы в линиях-аналогах, обнаруженных в результате проведенного поиска по патентной и научно-технической литературе. Доказательством .этого является также то, что задача монтажа буксовых узлов уже много лет является актуальной и до сих пор не решена. Так, например, в действующем наиболее технически оснащенном производстве (УВЗ) в качестве транспортного средства линии используется толкающий конвейер, перемещающий партии из 10 колесных пар на три позиции, на которые вручную к каждой колпаре подаются комплектующие детали поштучно. При этом к каждой колпаре подносится рабочий инструмент и выполняются одновременно топько три вида сборочных операций. В результате даже при увеличении количества монтажных участков и количества монтажников повышение производительности не происходит, Другие линии-аналоги также содержат большое количество трудоемких монтажных и подсобных операций и транспортных средств, размещенных вне зоны основного конвейера и занимающих значительные производственные площади, В приведенных в описании и используемых на вагон-заводах линиях-аналогах, разрабатываемых в течение ряда лет технологическими службами заводов и специализированным ПКТБ по вагонам, эта задача также не решена достаточно удовлетворительно.
На основании изложенного можно сдепать вывод о том, что предлагаемое техническое решение соответствует критериям
"новизна".
Промышленная применимость решения обосновывается тем, что технологическая линия разработана в соответствии с договором М 384 для Уральского вагонозавода и планируется к изготовлению в 1993 году. В настоящее время выполнены рабочие чертежи и пинии и заключены договоры на проектирование аналогичных линий дпя других вагоностроительных заводов отрасли.
На фиг.1 показан общий вид линии; на фиг.2 — вид в плане; на фиг.3 — сечение А-А фиг,1; на фиг.4 — сечение Б-Б фиг, f.
Линия монтажа буксовых узлов колесных пар содержит цепной вертикально-замкнутый напольный конвейер 1 тележечного типа для транспортировки колесных пар по сборочным позициям, оснащенным устройствами, приспособлениями и рабочим инструментом для выполнения последовательной сборки. После загрузочной позиции 2 колесная пара 3 поступает на позицию постановки лабиринтного кольца
2002648
30
4. Эта позиция снабжена нагревателями 5 и подвижно подвешенными на монорельсах 6 монтажными втулками 7. Второй монтажной позицией является накопитель 8, предназначенный для охлаждения лабиринтных колец после посадки их нагорячо естественным путем (без применения принудительного охлаждения), Эта позиция оборудована нагревателями 10 и гайковертами 11 для обеспечения плотного поджатия подшипниковых колец друг к другу и лабиринтному кольцу, После позиции 9 размещен накопитель 12 для естественного охлаждения внутренних колец подшипников после постановки.их нагорячо, В зоне накопителя
12 с. обеих сторон конвейера 1 размещена позиция подборки подшипников 13, снабженная желобами 14 для перекатки внутренних колец подшипников к нагревателям
10 и приводным рольганговым конвейером
15 для транспортировки блоков подшипников 16 на позицию сборки их с буксой 17, Над накопителем 12 установлена эстакада
18 с размещенными на ней устройствами 19 для подготовки и закладки необходимой дозы смазки в буксу с подшипниками 20 и участком 21 с оборудованием для сборки смотровой и кренительной крышек 22, В зоне накопителя 12 с обеих сторон основного крнвейера 1 под шейками 23 колесных пар 3 (фиг.3) также установлен приводной конвейер 24 для транспортировки букс 2, в сборе подшипниками, При этом разгрузочная часть конвейера 24 располо>кена с возможностью взаимодействия с конвейером 1 на позиции монтажа колесной пары с буксовыми узлами (фиг.3.4), т.е. разгрузочная часть конвейера 24 расположена относительно направляющих конвейера 1 на расстоянии, обеспечивающем центрирование буксы 20 относительно шейки оси 23 и подьемного устройства 28. Эта позиция оборудована монорельсом 26 с подвесными инструментами и nðèñnocîáf»åíè»»ìè: гайковертами 27 для снятия гайки или шайбы торцового крепления подшипников после охлаждения их внутренних колец, подъемным устройством 28 для захвата, подъема и навешивания буксы с блоками подшипников на шейку оси с внутренними кольцами подшипников и гайковертом 29 для торцевого крепления, Следующая технологическая позиция 30 оборудована эстакадой 31. на которой смонтирована установка 32 с наконечником 39 (фиг.1) для закладки необходимой дозы смазки на гайку или шайбу торцевого крепления буксового узла. Закл»очительная монтажная позиция 34, на которой выполняется операция закрытия буксы 20 крышкой в сборе, связана с участком для сборки смотровой и крепительной крышки 21 с помощью наклонных склизов
35 (фиг.4), разгрузочная часть которых расположена над конвейером 1 на позиции постановки крепительной крышки. Позиция 34 оборудована навесным гайковертом 36 для затяжки болтов кренительной крышки и устройством 37 для вращения и контроля правильности сборки буксового узла. Конвейер снабжен разгрузочной частью 38. На фиг.3 показано устройство 19, снабженное подвижной головкой 39 для закладки смазки в буксу 20 с подшипником. На фиг.4 — связь конвейеров 24 с конвейером 1, устройствами для навешивания букса на шейку оси 28 и наклонными склизами 35, Линия работает следующим образом.
Колесная пара 3 подается на загрузочную позицию 2, где захватывается конвейером 1 и перемещается по .всем технологическим позициям на тележках, встроенных в его две вертикально-замкнутые цепи, В зависимости от заданной программы монтажа колесных пар движения конвейера 1 может быть как прерывистым, так и непрерывным с определенной скоростью, обесн выполнение сборочных работ, При псступлении колесной пары на позици»о 4 производится нагрев лабиринтного кольца нагревателем 5 и посадка его на ось с помощью монтажной втулки 7.
При прохождении колесной пары через позицию 8 осуществляется охлаждение лабиринтного кольца и контроль правильности его постановки. На позицию 9 выполняется постановка внутренних колец подшипников нагорячо, для чего по желобу 14 с позиции
13 внутренние кольца подшипников постулают к нагревателю 10. После нагрева до
100-120 С кольца одеваются на шейку оси
23 и с помощью торцевого крепления и гайковерта 11 плотно поджимаются к лабиринтному кольцу и друг к другу. Далее колесная пара 3 поступает в накопитель 12, где кольца остывают до темнературь» шейки оси. В конце накопителя с помощью гайковерта 27 снимается торцевое крепление и производигсл контроль зазоров между кольцами.
На позиции 13 выполняются подбор подшипников и их разукоуплектование.
Внутренние кольца направляются по желобу к нагревателям 10, а блоки подшипников
16 по приводному конвейеру 15 поступают на позицию сборки с буксой 17, Букса в сборе 20 подается под головку 39 устройства 19, которая опускается в буксу с подшипниками, выдавливается необходимая доза смазки в пространство между роликами и сепаратором, осуществлял тем самым смазку гюдшипников. После этого букса в сборе
2002648
4 перемещается на конвейер 24 и направляется на позицию 25. Одновременно независимо от работы конвейера 1 на участке 21 производится сборка крепительной и cMQT ровой крышек 22, которые затем направляются в накопители 35 и поступают на позицию 34. На позицию 25 букса 20 захватывается подъемным устройством 28, поднимается с конвейера 24 и надевается на шейку оси 23 с внутренними кольцами подшипников и затем с помощью гайковерта 29 закрепляется торцевым креплением. На последующей монтажной позиции 30 с помощью установки 32 наконечником 33
Формула изобретения
1. ЛИНИЯ МОНТАЖА БУКСОВЫХ УЗЛОВ КОЛЕСНЫХ flAP ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, содержащая размещенные последовательно вдоль конвейера для транспортировки колесных пар позицию постановки и охлаждения лабиринтных колец, позицию постановки и охлаждения внутренних колес подшипников, позицию монтажа корпусов букс и подшипников на колесную пару и их смазки, позицию установки крышек букс и участок сборки корпусов букс с блоками подшипников и их смазки, сопряженный через устройство транспортировки с позицией монтажа корпусов букс и подшипников на колесную пару, участок сборки крепительных и смотровых крышек, сопряженный через устройство их транспортировки в сборе с позицией установки крышек букс, отличающаяся тем, что устпроизводится заправка определенной дозы смазки на поверхность торцевого крепления гайки или шайбы. На заключительной монтажной позиции 34 крепительная крыш5 ка в сборе 22 снимается с наклонного накопителя — склиза 35, вставляется в буксу и, крепится болтами с помощью гайковерта 36.
После монтажа букса 20 прокручивается устройством 37 для контроля соответствия
10 нормативам. Смонтированная колесная пара поступает на разгрузочную часть 38 конвейера 1 и сходит с него. (563 Чертеж ПКТБ ¹ 15-0290-00,000, 1987.
15.ройство для транспортировки корпусов букс в сборе с подшипниками выполнено в виде приводных рольгангов, размещенных
20 по обеим сторонам конвейера ниже уровня перемещаемых колесных пар, устройство для транспортировки крепительной и смотровой крышек установлено наклонно и выполнено. например. в виде размещенных
25 по обе стороны конвейера склизов, верхние части которых сопряжены с расположенной над конвейером эстакадой, несущей участок сборки крепительной и смотровой крышек.
2. Линия по п.1, отличающаяся тем. что устройства для дозированной подачи смазки установлены на дополнительных эстакадах над конвейером на участке сборки
35 корпусов букс с блоками подшипников и их смазки и на позиции монтажа корпусов букс и подшипников на колесную пару и их смазки.
2002648
Составитель А, Никитин
Тех ред М.Морге нтал Корректор Е. Папп
Редактор
Заказ 3209
Тираж Подписное
НПО "Поиск" Роспатента
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина. 101





