Стабилизированный бесконтактный электродвигатель постоянного тока
2Î4429
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Саветскиз
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 09.11.1966 (№ 1054939i24-7) Кл. 21с, 59,05
21(), 39 с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 20,Х,1967. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 25.1.1968.|1ПК Н 02р
Н 02k
УДК 621.313.292-58 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авто1зы изобретения
И. Е. Овчинников и Н. И. Лебедев
Институт электромеханики
Заявитель
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ БЕСКОНТАКТНЫЙ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Известны электродвигатели постоянного тока с транзисторным коммутатором, у которых для стабилизации скорости используются центробежные регуляторы или синхронные тахогенераторы. Это усложняет конструкцию электродвигателя.
В предлагаемом электродвигателе указанный недостаток устранен путем подключения входной цепи транзисторного ключа, коммутирующего электроисточник питания датчика положения ротора через стабилитрон к омическому сопротивлению, шунтированному емкостью, и присоединенному через диоды к секциям обмотки статора двигателя.
Схема устройства представлена на чертеже.
Ротор двигателя 1 является постоянным магнитом, а обмотка статора 2 состоит из грех секций, соединенных в звезду с нулевым проводом. Секции через силовые транзисторы
3, 4, 5 подключаются поочередно к электроисточнику постоянного тока. Для управления транзисторамн использован датчик 7 положения ротора и выпрямители-усилители 8, 9, 10.
Точки подключения выходных обмоток к транзисторам усилителей 8, 9, 10 обозначены буквами а, б, в, соответственно. Для питания датчика 7 усилителей-8, 9, 10 и входных цепей силовых транзисторов 8, 4, 5 использован преооразователь напряжения (электроисточник) 11 с выпрямителями 12, 18, 14. Цепь постоянного тока выпрямителя 14 замкнута транзисторным ключом 15, входная цепь которого через сопротивление 1б присоединена к источнику б. Сигнал обратной связи по скорости двигателя формируется на сопротивлении (потенциометра) 17, шунтированном емкостью 18, путем подключения указанного со10 противления через выпрямитель 19 к секциям обмотки статора 2. Если скорость двигателя превысит заданную, то часть напряжеIIH5I обратной связи, снимаемая движком потенциометра 17, оказывается выше напряже15 ния пробоя стабнлитрона 20, транзистор 15 запирается и отк: ючает датчик 7 положения ротора от источника электропитания 11. Силовые транзисторы (коммутатора) 8, 4, 5 оказываются запертыми выпрям»гелем 18 и дви2О гатель тормозится статическим моментом. При снихкении скорости вновь включается транзистор 15 и датчик положения коммутирует в определенной последовательности транзисторы8,4,5.
B результате устанавл1;вается режим автоколебаний со средней скоростью ротора соответствующей заданной. Наиболее целесообразно применение устройства в маломощных
30 системах на бесконтактных элементах, 204429
Предмет изобретения
Составитель О. Коссов
Техред T. П. Курилко
Редактор А. Морозова
Корректоры: Е. Н. Гудзова и Т. Д. Чуиаева
Заказ 4206)6 Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2
Стабилизированный бесконтактный электродвигатель постоянного тока с транзисторным коммутатором, управляемым от датчика положения ротора, выполненный с применением в цепи питания датчика транзисторного ключа, управляемого напряжением, пропорциональным разности задающего напряжения и напряжения обратной связи по скорости, отличающийся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, в цепь якорных обмоток через диоды включено переменное омическое сопротивление (потенциометр), шунтированное конденсатором, к которому через стабилитрон присоединен переход эмиттер-база указанного транзисторного ключа.

