Устройство для защиты фрикционной лебедки
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ы7895
Союз Соеетоник
Социал исти ческиа
Республик 1 1.(;
11 1 нТт10т1;Ь. у;- „-
Кл. 35а, 22/01
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 13.1.1965 (№ 938435/24-7) с присоединением заявки №
Mlles В 66Ь
УДК 621.316.718.5:621. .876 (088,8) Приоритет
Опубликовано 09Х!.1967. Ьюллетень № 13
Дата опубликования описания 18Л 111.1967
Комитет по делам изобретениЯ и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
Б. С. Грановский, В. М. Дубров, Г. С. Мишенин, А. И. Семенов и А. М. Ципкис
Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт подземного и шахтного строительства
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ФРИКЦИОННОЙ ЛЕБЕДКИ
Известные устройства для защиты фрикционной лебедки с канатоемкой бобиной от проскальзывания подъемного каната на шкиве трения, содержащие датчик фактической скорости каната, датчик скорости шкива трения, орган сравнения и выходной элемент, не обеспечивают достаточной надежности системы, поскольку выходной сигнал в этих устройствах возникает только в случае фактического рассогласования сравниваемых величин при условии исправности устройства. Следовательно, при образовании повреждений защитного устройства оно не сможет предотвратить аварию в системе.
Предлагаемое устройство отличается тем, что, с целью повышения надежности, в Hpм использовано дискретное устройство, выполненное, например, в виде пульс-пары, поочередно имитирующей предельно допустимую величину рассогласования на выходе упомянутых датчиков с фиксирующими полярночувствительными реле в органе сравнения, в исполнительные цепи которых включен зарядноразрядный контур с конденсаторами, поддерживающими напряжение срабатывания на выходном контрольном реле при нормальном состоянии системы.
На чертеже изображен один из вариантов электрической схемы описываемого устройства.
Устройство содержит тахогенератор ТГБ, регистрирующий фактическую скорость каната, и тахогенератор ТГЛ, регистрирующий скорость шкива трения. Тахогенератор ТГБ связан с валом бобины лебедки, содержащей избыточный запас каната. Ошибка в показании тахогенератора ТГБ, возникающая в связи с изменением радиуса навивки каната на барабане бобины, устраняется с помощью спе10 циального датчика, измеряющего радиус навивки каната на барабан и вносящего соответствующую поправку с помощью потенциометра П, питающего обмотку возбуждения В,, Тахогенератор ТГЛ связан с валом шкива трения (лебедки).
Дискретное устройство, выполненное, например, в виде непрерывно действующей пульспары, состоящей из реле времени ПР, и ПР.„ обеспечивает с определенной частотой пооче20 редное изменение напряжения возбуждения тахогенераторов ТГЛ и ТГБ при помощи контактов ПР., йериодически шунтирующих сопротивления R> и Яз, включенные в цепь обмоток возбуждения Bi и B> соответствующих
25 тахогенераторов ТГБ и ТГЛ. Величина сопротивлений Я, и Яз устанавливается одинаковой и обеспечивает изменение сигнала на выходе тахогенераторов на величину, соответствующую максимально допустимой скорости
30 проскальзывания.
197895
Фиксирующие полярночувствительные реле
IР и 2Р с диодами Д и Д, включаются поочередно в импульсном режиме с частотой работы пульс-пары.
Зарядно-разрядный контур, состоящий из параллельно включенных конденсаторов С> и
С, подключен к цепи питания через контакты реле IР и 2Р и к выходному реле ЗР, обеспечивая поддержание напряжения срабатывания на реле ЗР, только при поочередной работе реле 1Р и 2Р с частотой работы пульспары.
При включении схемы в работу пульс-пара контактом ПРг поочередно шунтирует сопротивления R и R>, вызывая тем самым периодические изменения напряжения на обмотках возбуждения тахогенераторов, что приводит к поочередному изменению напряжения на якорях тахогенераторов.
Когда скорость каната равна или отличается от скорости шкива трения на допустимую величину, в цепи сравнения встречно включенных якорей тахогенераторов появляется пульсирующий знакопеременный ток частоты имитации проскальзывания. При этом происходит поочередное срабатывание фиксирующих реле IР и 2Р. В полупериод, когда реле
IР отключено, а реле 2Р включено, создается цепь заряда конденсатора С . В следующий полупериод, когда реле IР включено, а реле
2Р отключено, создается цепь перезаряда конденсатора С> на конденсатор С, и параллельно ему включенную обмотку реле ЗР. Реле ЗР, контакты которого включены в цепь защиты лебедки, находится в возбужденном состоянии только при импульсной работе реле IР и 2Р с частотой работы пульс-пары.
Если проскальзывание превышает допустимую величину, сигнал в цепи сравнения становится однополярным, что приводит к постоянному включению одного из реле IР или 2Р и обесточению другого из них. Прекращение импульсной работы реле IР и 2Р прерывает цепь подзарядки конденсатора С> и обесточивает выходное реле ЗР, поскольку либо конденсатор С> не будет подключаться к сети, либо конденсатор С> не будет подключаться
5 на подзарядку к конденсатору Сь
При неисправностях в любых элементах пульс-пары, в органе сравнения, тахогенераторах прекращается импульсная работа реле
IР и 2Р, т. е. создается режим, аналогичный появлению недопустимого проскальзывания с отключением реле ЗР.
При неисправности зарядно-разрядного устройства или реле ЗР также произойдет отпадание замыкающего контакта реле ЗР.
Таким образом, в случае образования недопустимого скольжения подъемного каната по шкиву трения, а также при образовании неисправности в элементах самой защитной системы выходной элемент устройства выдает сигнал, используемый для остановки спускоподъемных операций и для включения всех предохранительных средств.
Предмет изобретения
Устройство для защиты фрикционной лебедки с канатоемкой бобиной от проскальзывания под.ьемного каната на шкиве трения, содержащее датчик фактической скорости ка30 ната, датчик скорости шкива трения, орган сравнения и выходной элемент, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, в нем использовано дискретное устройство, выполненное, например, в виде пульс-пары, по35 очередно имитирующей предельно допустимую величину рассогласования на выходе упомянутых датчиков с фиксирующими полярночувствительными реле в органе сравнения, в исполнительные цепи которых включен зарядно40 разрядный контур с конденсаторами, поддерживающими напряжение срабатывания на выходном контрольном реле при нормальном состоянии системы.
197895 а z
Составитель В. Ягнятинский
Редактор В. С. Сорокин Текред А. А. Камышникова Корректоры: Л. В. Наделяева и Н. В. Черетаева
Заказ 2516/7 Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитсча по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2


