Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках

 

Использование: машиностроение, для контроля осевого зазора в шарнирных подшипниках . Сущность изобретения: устройство состоит из зажимных элементов и элементов для центрирования, кинематически связанных с измерительными приборами . Элемент для центрирования выполнен в виде ступенчатого пальца с посадочной поверхностью под внутреннее кольцо подшипника в виде равномерно расположенных по окружности выступов с резьбой с одной стороны и буртиком с другой с резьбовыми участками на концах и зажимной гайки. Зажимной элемент выполнен в виде олпозитно расположенных упорного кольца и накидной гайки, соединенных между собой посредством полой ступенчатой стяжки с внутренними пазами под выступ пальца. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4783848/27

1 (22) 18.01,90 (46) 15.08.92. Бюл, ЬВ 30 (71) Ташкентское. авиационное производственное объединение им, В.П.Чкалова (72) Б.Д.Сель (56) Бруевич Н.В. Технические измерения в подшипниковой промышленности, М., 1963, с,157, рис,158. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОГО ЗАЗОРА В ПОДШИПНИКАХ (57) Использование: машиностроение, для контроля осевого зазора в шарнирных подшипниках. Сущность изобретения; устройство состоит.из зажимных элементов и

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, в частности, для контроля осевого зазора в шарнирных ..подшипниках типа ШМ, ШС, ШН и т,п.

Известно устройство для измерения осевого зазора в подшипниках, содержащее литую станину, на которой попарно оп. позитно друг другу установлены зажимные элементы в виде сменных столиков (двух наружных и двух внутренних). При этом наружные столики обеспечивают не подвижную фиксацию наружного кольца подшипника, а его центрирование отйосительно устройства производится при помощи центрирующей вилки, установлейной на станине приборе.

Внутренние столики обеспечивают фик. сацию внутреннего кольца подшипйитка пло

: торцам и одновременно кинематическисвязаны с системой рычагов, грузов и приборов. Ы 1755089 А1 (51)5 G 01 М 13/04

2 элементов для центрирования, кинематически связанных с измерительными приборами. Элемент для центрирования выполнен в виде ступенчатого пальца с посадочной поверхностью под внутреннее кольцо подшипника в виде равномерно расположенных по окружности выступов с резьбой с одной стороны и буртиком с дру. гой с резьбовыми участками на концах и зажимной гайки. Зажимной элемент выполнен в виде оппоэитно расположенных упорного кольца и накидной гайки, соединенных между собой посредством полой ступенча° той стяжки с внутренними пазами под выступ пальца. 6 ил. для создания и измерения величины осевого усилия, прикладываемого к внутреннему кольцу, и его перемещения на величину осевого зазора. - -: - { Я

Недостатком известного устройства (р является ограниченная область его применения, так как его громоздкость, обуслов- ©© ленная наличием станины и системы рычагов и грузов, и необходимость размещения всего подшипника внутри устройстве, обусловленная центрированием,)р" подшипника внутри устройства по наружно- 1 ь . му кольцу, не позволяют измерять осевой зазор между кольцами подшипника. после его установки в корпус непосредственно в 1 месте установки

Цель изобретения — расширение области применения устройства путем обеспечения измерения осевого зазора в подшипнике после его установки.

3 . - 1755089

Поставленная цель достигается тем, что лый ступенчатый цилиндр, внутри которого .вустройстведля измерения.осевого зазора выполнены крестообразные пазы 11 (см. в п цшипниках, содержащем зажимные фиг,4) и радиальные прорези 12 под возвы-. элементы для фиксации наружного кольца, шающиеся над стяжкой 10 (см, фиг,1) посаэлементы для центрирования внутреннего 5 дочную 2, упорную 3. и резьбовую 4 кольца, кинематически связанные с измери- поверхности пальца 1 (см. фиг.5). тельными приборами для нагружения.и иэ- На концах стяжки 10 выполнены резьмерения перемещения внутреннего кольца, бовые участки, на одном из которых устаэлемент для центрирования внутреннего . новлена накидная гайка 13 с посадочным кольца подшипника вЫполнен в виде сту- 10 местом 14 под стрелочный индикатор 9 с пенчатого пальца с посадочной поверхно- одной стороны и торцовой поверхностью, стью под кольцо в виде равномерно упирающейся в наружное кольцо подшипрасположенных по окружности выступов с ника15-сдругойстороны. Надругомконце резьбой (под зажимную гайку) с.одной сто- стяжки 10 установлена гайка 16 с закрепроны и буртиком с другой и выполненными 15 ленным в ней посредством вкладышей 17 по концам хвостовиками для кинематиче- корпусом динамометра 7, На этом же конце ской связи с измерительными приборами, а стяжки 10 выполнен кольцевой выступ, на зажимные Элементы выполнены в виде on- котором установлено упорное кольцо 18. позитно расположенных упорного кольца и Устройство для измерения осевого занакидной гайки с посадочным местом под 20 зора в подшипниках работает следующим индикатор, соединенных между собой по- -образом, средством полой ступенчатой стяжки с внут- Вращением относительно стяжки 10 ренними пазами и радиальными прорезями снимают накидную гайку 13 вместе со стрепод выступы пальца, лочным индикатором 9, отворачивают заПредлагаемоеконструктивноерешение 25 жимную гайку 5 и вставляют палец . пальца с -посадочной поверхностью под посадочнойповерхностью2доупоравбурвнутреннее кольцо подшипника в виде вы-. тик 3 в отверстие внутреннего кольца подступов, возвышающихся над проходящей шипника 15, при этом его наружное кольцо сквозь отверстие во внутреннем кольце под- упирается в торец упорного кольца 13, эашипника стяжкой, являющейся одновре- 30 тем заворачивают зажимную гайку 5 по менно и носителем зажимных элементов резьбовому участку пальца 1 до упора во для наружного кольца (накидной гайки и внутреннее кольцо подшипника 15 и накид.упорной втулки), и несущим корпусным зле-, . ную гайку 13 до упора в наружное кольцо ментом для крепления динамометра и инди- подшипника 15. катора существенно уменьшает габариты 35 Послеэтого вращением гайки16нагруустройства, его вес, что позволяет закре- жают пружину динамометра 7; воздействупить устройство на заделанном в корпус ющую, в свою очередь, на кинематически подшипнике и произвести измерение осе- связанный с ней палец 1 и жестко закреп "soro зазора непосредственно в месте уста- . ленное на нем внутреннее кольцо подшипновки подшипника. 40 ника 15, перемещение которого вместе с

На фиг.1 представлено устройство, раз- пальцем 1 фиксируется стрелочным индикарез.; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 тором 9 через контактирующий с его штоком — стяжка, общий вид; на фиг.4 — разрез Б-Б хвостовик В пальца 1. По показаниям стрена фиг.3; на фиг,5 — палец, общий вид, на лочного индикатора 9 определяют величинуфиг.б — разрез В-В на фиг.5; 45 осевого зазора между кольцами подшипниУстройство для измерения осевого за- ка 15, зора в подшипниках содержит палец 1 (cM. Использование изобретения по сравнефиг.1, 5) с крестообразно расположенны- ниюc прототипом обеспечиваетизмерение ми выступами (см, фиг.6) с посадочными осевого зазора междукольцами подшипниповерхностями 2 и упорными буртиками 3 50 ка непосредственно на месте его установки под внутреннее кольцо подшипника,.а так- в корпус,чтопоэволяетопределить по велиже резьбовыми участками 4 под зажимную чине осевого зазора качество установки гайку 5. Кроме того, йа концах пальца подшипника в корпус и, как следствие, feвыполнены резьбовой xBOGTobNK 6 для рантировать заданную величину осевого заприсоединения к штоку, соединенному с 55 зораиработоспособностьподшипникового дружиной динамометра 7, и гладкий.цилин- узла. Благодаря возможности измерения дрический хвостовик 8, контактирующий с осевого зазора в подшипниках как непосножкой стрелачного ийдикатора.9. . рвдственно в месте их установки, так и вне

Палец 1 установлен внутри стяжки 10 его предлагаемое устройство обладает бо(см..фиг.1 и 3), представляющей собой no- nee широкой областью применения;

1755089

Формула изобретения

Ф.

Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках, содержащее зажимные элементы для фиксации наружного кольца., элементы для центрирования внутреннего кольца, кинематически связанные с измерительными приборами для нагружения и измерения внутреннего кольца, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения: области применения путем обеспечения измерения осевого 4азора в подшипнике после его установки, элемент для центрирования внутреннего кольца выполнен в виде ступенчатого пальца с посадочной поверхностью под кольцо в виде равномерно расположенных по окружности

5 выступов с резьбой с одной стороны и буртиком с другой и с резьбовыми участками на концах и эажимной гайки, а каждый зажимной элемент выполнен в виде оппоэитно расположенных упорного кольца и накид10 ной гайки, соединенных между. собой посредством полой ступенчатой стяжки с внутренними пазами и радиальными прорезями под выступы пальца, ° 1755089

Фиг.9 г,5

Составитель K. Подчиков

Редактор Л. Веселовская Техред М.Моргентал Корректор А, Мотыль

Заказ 2884 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

° с

Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках Устройство для измерения осевого зазора в подшипниках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к шарикоподшипниковой промышленности и может быть использовано для диагностики подшипников качения и определения вида дефектов и их величины

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технологии сборки агрегатных узлов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для испытания подшипников качения на износ

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх