Устройство для измерения дорожек качения колец двухрядных радиально-упорных подшипников
Изобретение предназначено для измерения дорожек качения колец двухрядных радиально-упорных подшипников при селективной сборке. Устройство содержит соосные неподвижную и подвижную конические направляющие, измерительную головку. Два ряда шаров - верхний и нижний закреплены в сепараторах с возможностью контактирования с коническими направляющими. Между направляющими с возможностью самоустановки и контактирования с обоими рядами шаров расположена дополнительная направляющая, ограничивающая перемещение шаров в направлении, перпендикулярном направлению измерений. Устройство позволяет проверить точность его работы известными измерительными средствами, повысить точность измерения. 6 ил.
Изобретение относится к производству подшипников, а именно к измерению геометрических параметров дорожек качения радиально-упорных подшипников, выполняемому перед селективной сборкой.
Опыт эксплуатации переднеприводных автомобилей показывает, что долговечность двухрядных шариковых радиально-упорных подшипников, применяемых в ступицах ведущих колес, недостаточна. Одной из причин этого является низкая точность селективной сборки подшипников, которая, в свою очередь, является следствием погрешностей измерения размеров колец двухрядных подшипников. Известно устройство (авторское свидетельство СССР N 264700, кл. F 16 C 43/04, б. и. N 9, 1970) для измерения геометрических параметров дорожки качения колец радиально-упорных подшипников, содержащее измерительный конус с углом контакта между осью и образующей, равным номинальному углу контакта подшипника, измерительные шарики, расположенные по окружности конуса и дорожки качения контролируемого кольца и контактирующие с ними, подвижную вдоль оси измерительную втулку, отсчетное устройство, взаимодействующее с измерительной втулкой. Недостаток устройства в том, что оно не может быть использовано для контроля одновременно двух дорожек качения двухрядных наружных колец радиально-упорных подшипников. Известно устройство (заявка JP N 63-27560, кл. F 16 C 43/04, публ. N 5-690, 1988), которое дополнительно к предыдущему содержит шток, контактирующий с торцем контролируемого кольца, второй рычаг, контактирующий со штоком, второе отсчетное устройство и прижим, воздействующий на торец кольца. Недостаток устройства в том, что контроль размеров второго ряда двухрядного наружного кольца возможен только после предварительной сборки первого ряда. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является устройство (авторское свидетельство N 593018, СССР, кл. F 16 C 43/04, б.и. N 6, 1978 - прототип), содержащее две соосных направляющих, одна из которых подвижна, два ряда шаров, каждый из которых контактирует с одной из дорожек кольца и одной из направляющих, измерительную головку с подвижной направляющей. Направляющие состоят из конической и цилиндрической частей, каждый шар одной точкой касается конической, а второй точкой - цилиндрической частей направляющих. Таким образом, ограничивается перемещение шаров относительно направляющей в осевом и радиальном направлениях. Недостаток устройства в том, что шары, лишенные подвижности относительно направляющих, контактируют с контролируемым кольцом под углом, зависящим от размеров кольца. Уменьшение диаметра дорожки качения приводит к уменьшению угла контакта шаров и дорожки, увеличение диаметра приводит к увеличению угла. Это снижает точность измерения. Второй недостаток устройство в том, что результаты замеров носят условный характер, то есть не могут быть указаны на чертеже детали и проверены с помощью других измерительных средств. Третий недостаток устройства для измерения наружных колец в том, что измерение относительно простых однорядных внутренних колец требует неоправданно сложной конструкции приборов (наличие направляющих, шаров), так как для обеспечения компенсации погрешностей метода измерения при комплектовании подшипников, необходимо, чтобы схемы измерения наружных и внутренних колец были идентичны. Задачей предлагаемого изобретения является стабилизация угла контакта шаров и контролируемых колец вне зависимости от диаметров дорожек качения и обеспечение возможности настройки и проверки точности работы устройства с помощью известных измерительных средств. Поставленная задача решается тем, что известное устройство, содержащее две соосные направляющие, одна из которых подвижна, два ряда шаров, закрепленных с возможностью контакта каждого из них с одной из направляющих, измерительную головку, взаимодействующую с подвижной направляющей, снабжено дополнительной направляющей, расположенной между соосными направляющими с возможностью самоустановки за счет контактирования с обоими рядами шаров, при этом соосные направляющие выполнены в виде конусов. Дополнительная направляющая, ограничивающая перемещение шаров в направлении, перпендикулярном направлению измерения, место ее расположения, а также форма выполнения соосных направляющих создают условия для обеспечения перемещения измерительных шаров внутри контролируемого кольца по лучам заданных углов контакта. При этом контролируемое кольцо базируется по измеряемым поверхностям, что исключает погрешность измерения, связанную с погрешностью расположения дорожек качения относительно базового торца. Измерение осуществляется по заданным линиям контакта шаров и колец независимо от размеров дорожек качения колец. Кроме того, результаты измерения могут быть проверены с помощью известных измерительных средств, например, с помощью приборов, содержащих четыре измерительные головки, направление измерения которых совпадает с лучами углов, образующих заданные углы контакта в подшипнике, и соответствующие базирующие элементы. Кроме того, схема измерения наружных колец, реализованная заявляемым устройством, позволяет использовать для измерения внутренних колец простые известные устройства. На фиг. 1 показан двухрядный шариковый радиально-упорный подшипник в рабочем состоянии, т.е. со сжатыми в осевом направлении внутренними кольцами до положения, в котором осевой зазор равен нулю. На фиг. 2 показан подшипник в свободном состоянии, когда осевой зазор равен исходному. На фиг. 3 показано внутреннее кольцо. На фиг. 4 показано наружное кольцо подшипника. На фиг. 5 показана схема измерения внутреннего кольца известными средствами. На фиг. 6 - заявляемое устройство для измерения наружного кольца. Подшипник (фиг. 1, 2) состоит из наружного кольца 1 и внутренних колец 2 и 3, двух рядов шаров 4 и 5. Обозначены размеры деталей: H - комплектовочный размер наружного кольца, V - комплектовочный размер внутреннего кольца, W - диаметр шара,

Формула изобретения
Устройство для измерения дорожек качения двухрядных радиально-упорных подшипников, содержащее две соосные направляющие, одна из которых подвижна, два ряда шаров, закрепленных с возможностью контакта каждого из них с одной из направляющих, измерительную головку, взаимодействующую с подвижной направляющей, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительной направляющей, расположенной между соосными направляющими с возможностью самоустановки и контактирования с обоими рядами шаров, при этом соосные направляющие выполнены в виде конусов.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6