Устройство для контроля подшипников качения

 

Использование: в машиностроении, в стендах для контроля и испытания подшипников качения для определения параметров подшипников качения, определяющих точность их вращения. Сущность изобретения: устройство содержит-станину 1, цилиндрический корпус 2 с гнездом 3 для размещения невращающегося кольца (4 или 5) контролируемого , подшипника 6, оправку 7 для установки на вращающееся кольцо(5 или 4), привод вращения 8 оправки, механизм 9 осевого нагружения подшипника 6 и систему измерения цанги 10 и 11 для самоустановки колец 4 и 5. Привод вращения содержит ведомый шкив 12, ведущий шкив 13, электропривод 14 вращения и натяжной шкий 15, установленные на траверсе 16. Механизм осевого нагружения выполнен в виде электромеханического нагружателя 17, динамометра 18 сжатия и штока 19 взаимодействующего с оправкой 7 через шарик 20. Система измерения снабжена бесконтактными индуктивными датчиками 21 осевого перемещения динамометра 18 и 22 - осевого перемещения оправки 7, средствами измерения радиального и торцового биения вращающегося кольца. Бесконтактные индуктивные датчики 23 и 24 поперечного перемещения установлены на жестких перемычках 25 плоскопараллепьных пружин 26, на других перемычках установлены щупы 28. Такое устройство позволит повысить точность контроля и качество подбора подшипников прецизионных опор, например шпиндельных узлов по параметрам радиального и торцового биения, а также по осевой жесткости . 1 з.п.ф-лы, 4 ил (7 w Ё VI сл ся шг/

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю G 01 М 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4885227/27 (22) 22.11.90 (46) 30.07.92, Бюл. ¹ 28 (71) Белорусский политехнический институт (72) Н.Т,Минченя, П.А.Удовидчик, Е.М.Новик, Н.А,Конищев и Т.1.Палазник (56) Патент ГДР N - 208056, кл, 6 01 М 13/04, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ (57) Использование: в машиностроении, в стендах для контроля и испытания подшипников качения для определения параметроа подшипников качения, определяющих точность их вращения. Сущность изобретения: устройство содержит. станину 1, цилиндрический корпус 2 с гнездом 3 для размещения невраЩающегося кольца (4 или 5) контролируемого подшипника 6, оправку 7 для установки на вращающееся кольцо Д или 4), привод вращения 8 оправки, механизм 9 осевого нагружения подшипника 6 и систему измерения цанги 10 и 11 для самоустановки колец 4 и

„„Я „„1751654 А1

5. Привод вращения содержит ведомый шкив 12, ведущий шкив 13, злектропривод

14 вращения и натяжной шкив 15, установленные на траверсе 16. Механизм осевого нагружения выполйен в виде электромеханического нагружателя 17, динамометра 18 сжатия и штока,19, взаимодействующего с оправкой 7 через шарик 20. Система измерения снабжена бесконтактными индуктивными датчиками 21 осевого перемещения динамометра 18 и 22 — осевого перемещения оправки 7, средствами измерения радиального и торцового биения вращающегося кольца. Бесконтактные индуктивные датчики 23 и 24 поперечного перемещения установлены на жестких перемычках 25 ф плоскопараллельных пружин 26; на других перемычках установлены щупы 28. Такое ус- . тройство позволит повысить точность контроля и качество подбора подшипников прецизионных опор, например шпиндельных узлов по параметрам радиального и торцового биения, а также по осевой жесткости, 1 з.п.ф-лы, 4 ил, 1751654

Изобретение относится к машиностро- индикаторов. Результаты измерения иэвеению, к стендам для контроля и испытания стным методом зависят от способа нагружеподшипников качения, и может быть ис- ния, величины груза, способа передачи польэовано для определения параметров вращения, измерительного усилия. Однако подшипников качения, определяющих точ- 5 такой контроль точности вращения и осевой ность их вращения, . жесткости подшипников позволяет компТочность вращения подшипников каче- лектовать опоры шпиндельных узлов с точния является определяющим и лимитирую- ностью до 1 — 2 мкм, щим naðàìåòðîÌ Tiðè использовании Наиболее близким к предлагаемому явподшипников в прецизионных узлах враще- 10 ляется устройство для контроля подшипнинйя, например, шпиндельных узлах, являю- ков, содержащее станину, цилиндрический щихся одним из наиболее ответственных корпус с гнездом для размещения невращаузлов станков, обеспечивающих их пара- ющегося кольца контролируемого.подшипметрическую надежность, т,е. способность ника, оправку для вращающегося кольца, обеспечивать заданные характеристики 15 привод вращения оправки, системуизмереточности в течение всего срока службы стан- ния, при этом ось вращения подшипника ка. На долю шпиндельных узлов приходится расположена в горизонтальной плоскости, а

50 — 60 $ погрешностей в общем балансе устройство снабжено сменными оправками точности станка. Обеспечение заданных по- для установки на внутреннее или наружное казателей:точности и надежности шпин- 20 кольца подшипника, дельных узлов может быть достигнуто - Устройство обеспечивает контроль не- целенаправленным подбором параметров которых параметров подшипников при враопор шпинделей, Комплексная оклейка экс- . щении как внутреннего, так и наружного плуатационных качеств подшипнйков каче- колец. ния в сборе может быть произведена 25 Однакоустройство не позволяет произпреимущественнопутемконтроля иисйыта- водить контроль подшипников под нагрузний. : - кой, что снижает его технологические

Наибольшее значение при оценке каче- воэможности. Кроме того, расположение ства подшипников имеюттакие параметры, оси контролируемого подшипника в горикак радиальное биение, боковое биение по 30 зонтальной плоскости обуславливает устадорожкам качения колец и биение торцов новку наружного и внутреннего колец колец, оказывающие влияние на вибрацию соответственно в корпус и оправку, имеюузла, осевое смещение вала и точность мон- щих независимую связь со станиной устройтажа.- — " - ства, что неизбежно приводит к перекосу

Комплексными параметрами, опреде- 35 колец подшипника при монтаже, который ляющими качество радиально-упорных ша- определяется перекосом или смещением рикоподшип ников, которые находят осей корпуса и оправки устройства, Это снинаиболее широкое применейие в прецизи- жает точность контроля, а также исключает

oHHblxó3ëàõ, являются радиальное и осевое контроль таких величин, как биение колец биение колец и осевая жесткость подшип- 40 относительно дорожек качения и торцовое ника. ":,: биение вращающегося кольца.

Контроль параметров поДшипников ка-, Следовательно, основным недостатком чения контактным методом с помощью известного устройства является недостаточстрелочных индикаторов обеспечивает точ- ная точность контроля и ограниченные техность контроля до 1 — 2 мкм, что является 45 нологические возможности. недостаточным при созданий прецизион- Цель изобретения — повышение точноных шпиндельных узлов. Данное техниче- . сти контроля и расширение технологическое решение является попйткой скйх возможностей устройства. . разработки специального устройства, обес- . Укаэанная цель достигается тем, что успечивающего точную установку контроли- 50 тройство для контроля подшипников качеруемого подшипника, автоматизированное ния, содержащее станину, цилиндрический измерение контролируемых параметров с корпус сгнеэдомдля размещения невращапомощью индуктивных датчиков, обеспечи- ющегося кольца контролируемого подшипвающих контроль биений с точностью - ника, оправку для вращающегося кольца, 0,2 мкм при повышенных частотах враще- 55 привод вращения оправки, механизм осевония и эксплуатационных нагрузках. го нагружения контролируемого подшипниИзвестны способы контроля радиально- ка и систему измерения, снабжено

r0 биения колец радиально-упорных шари- смонтированным в цилиндрическом корпукоподшипников при нагрузке подшипнйка се и оправке цангами для самоустановки постоянной массой с помощью стрелочных контролируемого подшипника -и установ1751654 закрепленный на оправке в плоскости расположения дорожек качения контролируестэвляющей в плоскости расположения до5 рожек качения исключает влияние узла мого подшипника, ведомый шкив, связанный электроприводом вращения венагружения и привода вращения на точность результатов контроля, благодаря искдущий шкив и натяжной шкив, при этом лючению принудительных перекосов колец ведущий и натяжной шкивы расположены контролируемого подшипника под воздейсимметрично по разные стороны относи- 10 ствием указанных механизмов;что повышает точность контроля. Благодаря тельно ведомого шкива и смонтированы на

15 тываемого подшипника, что расширяет тех: нологические возможности устройства. вращения ведущего шкива, механизм осевого нагружения выполнен из расположенНа фиг, 1 приведено устройство, общий вид; на фиг. 2 — узел устройства для привода ных по оси контролируемого подшипника электромеханического нагружателя, динамометра сжатия и контактирующего через наружного кольца контролируемого под20 шипника; на фиг. 3 — схема привода враще ния; на фиг. 4 — схема измерения биения колец подшипника относительно дорожек каче н ия.

Устройство содержит станину 1 (фиг. 1и

2), цилиндрический корпус 2 с гнездом 3 для датчиками осевого перемещения .динамо- 25 размещения невращающегося кольца (4 или 5) контролируемого подшипника 6, оправку 7 метра и оправки, соединенными с последними . электронным блоком и двухкоординатнымсамописцемдляавтома- вращающегося- кольца (5 или 4), привод 8 тического построения характеристик oce- вращения оправки 7, механизм 9 осевого вой жесткости контролируемого 30 нагружения подшипника 6 и систему измеКроме того, каждое средство для изме-. ки контролируемого подшипника 6 торых закреплена на станине, смонтирован- 40: плоскости — расположения дорожек каче. ных.на другой перемычке ферромагнитной ния контролируемого подшипйика 6, ведовставки и щупа для взаимодействия с,конт- мый шкив 12 (фиг. 1, 2 и 3), связанный с ролируемой поверхностью, этакжеустанов- электроприводом вращения 14 и натяжной ленным нэ смонтированной станине шкив 15, при этом ведущий 13 и натяжной перемычке. между плоскопараллельными 45 15 шкивы расположены симметрично по пружинами и взаимодействующим супомя- разные стороны относительно ведомого нутой ферромагнитной вставкой, бескон- шкива 12 (фиг. 3) и смонтированы на травертактным индуктивным датчиком. се16свозможностьювращения вплоскостипоперечного перемещения. — дорожек качения контролируемого подТакое выполнение устройства обеспе- 50 шипника 6 относительно оси вращения вечивает контроль подшипника качения при дущего шкива 13. заданной осевой нагрузке и вращении на- Механизм осевого нагружения выполружного илй внутреннего кольца, при этом нен из расположенных по оси контролируеконтролируются осевое биение колец отно- мого подшипника 6 электромеханического сительно дорожек качения, радиальное и 55 нагружателя 17, динамометра сжатия 18 и г

Г ленной на станине траверсой привод вращения выполнен-в виде самоустанавливающейся ременной передачи, включающей упомянутой траверсе с возможностью вращения в плоскости дорожек качения контролируемого подшипника относительно оси шарик с оправкой штока, плоскость взаимо действия которых размещена в плоскости расположения дорожек качения контролируемого подшипника, система измерения снабжена бесконтактными индуктивными подшипника, а также средствами измерения радиального и торцового биения вращающегося кольца контролируемого подшипника, рения радиального и торцового биения вращающегося кольца выполнено в:виде двух плоскопараллельных пружин, связанных на концах жесткими перемычками, одна из которцовое биение вращающегося кольца, снимается характеристика ocesoA жесткости подшипника. Приложение осевой нагрузки к контролируемому подшипнику в плоскости расположения дорожек качения, э также приложение крутящего момента к вращающемуся кольцу контролируемого подшипника с исключением радиальной соиспользованию сменной оправки испытание может проводиться с вращением как внутреннего, так и наружного колец испы рения.

Устройство снабжено смонтированны-, ми в цилиндрическом корпусе 2 гнездом 3 и оправке 7 цангами 10 и 11 для самоустановПривод вращений выполнен в виде самоустанавливающейся ременной передачи, включающей, закрепленный на оправке 7 в штока 19, контактирующего с оправкой 7 через шарик 20; плоскость взаимодействия которых размещена в плоскость — расположения дорожек качения кантролируемаго подшипника 6.

7, 1751654 . 8

Система измерения снабжена. бескон- .ром траверса, несущая натяжной шкйв 15, тактными индуктивнымдатчиком 21осевого может поворачиваться вокругоси ведущего перемещения динамометра 18 и датчиком шкива 13, при возникйовений момента со22 осевого перемещения оправки 7, соеди- противления на ведомом шкиве 12, ось шкиненными с последними электронным бло- 5 ва Т5 поворачивается на:некоторый угол а в ком (на фиг, 1 не показан) и сторону ведущей;. более: натянутой ветви двухкоординатным самописцем (не пока- ремня, углы охвата ведомого Шкива. изменя- эан) для автоматического йостроения харак- ются, увеличиеается сила Т и силы Йт. и 4* теристик . осевой ".. жесткости вйравниваются. Тдкий образом, достигает-: средствами 23 и 24 измерения радиального ляющих, действую@их нэ ведомый шкив.12, и торцевого биения вращающегося кольца, а:, следовательйо; и на Оправку 7 и "вращаюсредства 23 и 24 радйального и торцевого щееся кольцо испытываемого йодшипник биения контролируемОто -.подшйййика вы-: 6, что устраняет могущие возникнуть от раполнейы на-жестких перемычках 25.плоско- 15 диальных сил перекосы колец"подшипника параллельных пружин 26, на других 6, что"повйцйает точность-контроля . :" " :перемычках . 27 которых .установлены 28, Расположение йлоскостМ контакта щаУстройство для контроля подшйпников, " жек качения подшипника 6также йсключает " качения работает следующим образом., 20 перекосьг " колец "под.действием осевой

Контролируемый подшипник 6. устанав-: :сйлы. Это также повышает точность контрбчего предварительно снимается оправка 7.: . Использование оправки 7двух исполне-, .

К кентролируемым поверхностям йодшйй-. ний:для вйутрейнегокОлЪца",идля йаружно-, ника 6 подводятся щупы- средств 23 и 24 25 го кольца .и- соответатвеннрго" гйе контролируемого подшипника. Устанавли- нии.как-внутреннего,такийару кного колец, ваются необходимые эазорьг между контро- . "что по@ьгшает" технологические возможнолируемыми поверхностями.-и.упомянутыми:: сты устройства; Зто обеспечивает"аоэможсредствами 21 и 22,. Включается привод 14 30 ность контроля бйений как йаружного, так и и осевого биения "вращающегоСя вйутрен- - . качения "(фиг: 4). При койтроле оба кольца него кольца 5 (фиг.,1) или вращающегося центрируются друг отйосительно друга че.- наружного кольца 4(фиг. 2). Осевая нагрузка рез тела каМения, плоскость I-1. При враще- создается электромеханическим преобра- З5 нии внутреннего кольца 5 измерительное зователем 17 и передается через динамо- средство 24 измеряет его торцовое биенйе, метр.18, шток 19 и шарик 20 на оправку 7 и т,е.. наклон торца кольца относительно довращающееся кольцо подшипника 6, Вра- рожки качения . При еращении--наружного щение кольца подшипййка осуществляется. кольца 4; которое центрируется rioдорожке от привода 14 вращения через ведущий 40 качения внутреннего кольца, измеряется шкив 13 к ведомому шкиву 12 оправке 7 и к торцовое биение наружного кольца, т.е, на-..вращающемуся кольцу подшипника 6. клон торца йаружного кольца относительно

В зависимости. от величины крутящего дорожки качеййя. УчЕт" получейных данных момента происходйт самоустановка ремен- позволяет прогйозировать распределение ной передачи до полного исчезновения ра- 45 нагрузок по телам качения в узлах; произво-, диальных усилий на ведомом шкиве 12. При дить подбор подшйпников. отсутствий момента сОпрогивления на ведо- . Использование устройства riÎçâîëéò по-мом шкиве 12 (фиг. За) оси шкивов 13, 12 и высить точность контроля vi êà÷åñòâð подбо15 располагаются по одной линйи, силы; ра -подшипнйков прецизионных:опор, действующие на ведомый шкив 12 от разных 50 например шпиндельных узлов. ветвей ремня уравновешивают друг друга и равны по величине, . Кроме того, устройство позволяет проПри возникновении момента сопротив- . изводить автоматическую запись характе- .. ления на шкиве 12, определяемом разно- ристики осевой жесткости подшипнйка стью натяжения ветвей. ремня, т.е. силой,55 путем задания по программе осевого усиЛТ, создают неуравновешенность.радиаль- лия, развиваемого электромеханическим ных Сил в случае жесткого закрепления шки- преобразователем и эапйси осевого усилия вов (их осей) (фиг. Зб). - (перемещения дийамометра) и перемещеВ случае, реализованном в предлагае- ния оправки 7, т.е. натяга; возникающегО в, мом техническом решении (фиг. Зв), в кото- контролируемом подшипнике..1751654

Формула изобретения

1, Устройство для контроля подшипников качения, содержащее станину, цилиндрический корпус с гнездом для размещения 5 невращающегося кольца контролируемого подшипника, оправку для вращающегося кольца, привод вращения оправки, механизм осевого нагружения контролируемого подшипника и систему измерения, о т л и- 10 ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля и расширения технологи. ческих возможностей путем снятия характеристик осевой жесткости и измерения радиального и торцевого биения наружного i5 и внутреннего колец относительно дорожек качения, оно снабжено смонтированными в цилиндрическом корпусе и оправке цангами для самоустановки контролируемого подшипника и установленной на станйне 20 траверсой, привод вращения выполнен в виде оамоустанавливающейся ременной передачи, включающей закрепленный на оправке в плоскости расположения дорожек качения контролируемого подшипника 25 ведомый .шкив, связанный электроприводом вращения ведущий шкив и натяжной шкив, при этом ведущий и натяжной шкивы расположены симметрично по разные стороны относительно ведомого шкива и смон- 30 тированы на упомянутой траверсе с возможностью вращения в плоскости доро- жек качения контролируемого подшипника относительно оси вращения ведущего шкива, механизм осевого нагружения выполнен из расположенных по оси контролируемого подшипника электромеханического нагружателя, динамометра сжатия и контактирующего через шарик с оправкой штока. плоскость взаимодействия которых размещена в плоскости расположения дорожек качения контролируемого подшипника, сис-тема измерения снабжена бесконтактными индуктивными датчиками осевого перемещения динамометра и оправки, соединенными с последними электронным блоком и двухкоординатным самописцем для автоматического построения характеристик осевой жесткости контролируемого подшипника, а также средствами измерения радиального и торцевого биения вращающегося кольца контролируемого подшипника.

2, Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что каждое средство для измерения радиального или торцевбго биения вращающегося кольца выполнено в виде двух плоскопараллельных пружин, связанных на концах жесткими перемычками, одна из которых закреплена на станине, смонтированных на другой перемычке ферромагнитной вставки и шупа для взаимодействия с контролируемой поверхностью, а также установленным на смонтированной на станине перемычке между плоскопараллельными пружинами и взаимодействующим с упомянутой ферромагнитной вставкой бесконтактным индуктивным датчиком поперечного перемещения.

1751654

Составитель H...:Минченко

Редактор А. Долинич

Производственно-издательский комбинат "Патвнт", r. Ужгород, ул.Гагарина, f01

Техред М;Моргентал Корректор И. Муска

Заказ 2687 Тираж . Подписное ВНИИПИ Государствейного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для контроля подшипников качения Устройство для контроля подшипников качения Устройство для контроля подшипников качения Устройство для контроля подшипников качения Устройство для контроля подшипников качения Устройство для контроля подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к шарикоподшипниковой промышленности и может быть использовано для диагностики подшипников качения и определения вида дефектов и их величины

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технологии сборки агрегатных узлов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для испытания подшипников качения на износ

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх