Способ моделирования обзорности транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается оценки обзорности через остекление транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности и упрощение построения панора^ мы обзора. Согласно способу производится обводка контура остекленения и' преобразование его угловых параметров в электрические сигналы с последующим перемещением на величину, пропорциональную величине электрических сигналов пишущего органа графопостроителя. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ «I

M .QO

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4799706/11 (22) 05.05.90 .{46) 15.02.92, Бюл. М 6 (71)- Донецкий государственный университет (72) Ю.M,Êàâóí и С.А.Медведкин

{53) 629.113.001.4 (088.8)

{56) Авторское свидетельство СССР

М 914958, кл. G 01 M 17/00, 1980. (54) СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЗОРности ТРАнспОРтнОгО сРедстВА

Изобретение предназначено для моделирования обзорности средств транспорта относительно точки зрения оператора и может быть использовано в авто-, авиа-, тракторо-, кораблестроении и других областях техники, где необходима оценка обзорности, Известны фотографический и графический способы моделирования обзорности, основанные на исследовании действующего образца машины или ее ортогонального чертежа.

Фотографический способ заключается в фотографировании панорамы обзора в дневное время или хорошо осве|ценном помещении фотоаппаратом, расположенным в кабине действующего образца транспортного средства. Фотоснимки состыковывают между собой и получают панораму обзора.

Применение одного из графических способов позволяет построить панораму обзора путем измерения на ортогональном чертеже транспортного средства угловых параметров точек контура остекления, с последующим нанесением параметров на 3i 1712812 А1 (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается оценки обзорности через остекление транспортных средств. Цель изобретения — повышение точности и упрощение построения панорамы обзора. Согласно способу произво- дится обводка контура остекленения и преобразование вго угловых параметров в электрические сигналы с последующим перемещением на величину, пропорциональную величине электрических сигналов пишущего органа графопостроителя. 2 ил. тканевый транспарант и соединения точек пересечения линий, соответствующих угловым параметрам опорных точек остекления кабины, Недостатками указанных способов являются повышенная трудоемкость ручных работ при получении фотопанорамы, измерении углов и нанесении их на 3-тканевый транспарант, искажение на периферии фотоснимка, низкая точность при их стыковке, Наиболее близким по технической сущ-, ности является способ получения панорамы обзора при оценке обзорности транспортного средства, заключающийся в обводке прибором для построения перспективных изображений ортогонального чертежа контура остекления, измерении проекционных угловых параметров его характерных точек относительно "циклопического" глаза водителя в пределах сектора с углом раствора

15 — 30 на горизонтальной проекции. Величины измеряемых углов соответствуют синхронным линейным механическим перемещениям пишущего органа прибора и 3тканевого транспаранта. на котором

1712812

10 осуществляют построение фрагмента панорамы обзора. Круговую панораму обзора получают путем последовательного построения ее фрагментов, соответствующих количеству принятых секторов.

Недостатками известно о способа являются повышенная трудоемкость, заключающаяся в необходимости переналадки прибора, снижение наглядности и точности построения панорамы обзора при переходе от одного сектора к другому. а также невозможность использования при любом пространственном направлении луча зрения водителя.

Цель изобретения — повышение точности и упрощение построения панорамы обзора транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что в способе, заключающемся в определении угловых параметров характерных точек контура остекления относительно точки "циклопического" глаза водителя и в последующем построении графопостроителем плоской панорамы обзора по результатам замера, при определении угловых параметров измеряют сферические углы контура остеклеиия натурного образца, преобразуют их в электрический сигнал, а построение панорамы осуществляют перемещением пишущего органа графопостроителя на величину, пропорциональнуго величине электрического сигнала, На фиг, 1 представлена схема для реализации способа; на фиг, 2 — панорама обзора.

На фиг. 1 и 2 приведены следующие обозначения: К вЂ” контур остекления; 1— излучатель светового пучка, 2 — лазерный теодолит, 3 и 4 — преобразователи, 5 — графопостроитель, у, А- сферические углы характерной точки, U>, Uz — электрические сигналы, (, г — плоские оси координат, А— характерная точка панорамы обзора, д, EA — линейные перемещения пишущего органа, Способ осуществляют следующим образом.

Лазерный теодолит 2 устанавливают в кабине транспортного средства таким образом, чтобы точка пересечения осей вращения излучателя 1 совпала с положением точки "циклопического". глаза. и световой

ЗО

50 луч направляют вдоль главного луча зрения водителя.

Световым лучом излучателя фиксируют характерную точку контура остекления К, измеряют ее сферические параметры ф Nil относительно главного луча зрения и устанавливают их на преобразователях 3 и

4, например переменных резисторах, которые преобразуют углы в соответствующие электрические сигйалы U> и Uz, подаваемые к графопостроителю. Линейные перемещения (д и ед пишущего органа графопостроителя вдоль плоских осей координат (vlf пропорциональны величинам электрических сигналов и определяют характерную точку А панорамы обзора.

Построение панорамы обзора осуществляют последовательным фиксированием угловых параметров ряда характерных точек контура остекления кабины натурного образца транспортного средства.

При этом возможны два варианта построения:

1} ручная установка на преобразователях величии угловых параметров характерных точек и фиксация их плоских отображений:

2) механическая синхронная передача измеряемых угловых параметров к преобразователям, с последующим непрерывным поступлением от иих электрического сигнала к графопостроителю, пишущий орган которого вычертит плоское отображение пространственного контура остекления.

Формула изобретения

Способ моделирования обзориости транспортного средства, заключающийся в определении угловых параметров характерных точек контура оатекления относительно точки "циклопического" глаза водителя и в последующем построении графопостроителем плоской панорамы обзора по результатам замера, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и упрощения построения панорамы обзора, при определении угловых параметров измеряют сфери-. ческие углы контура остекления натурного обзора, преобразуют их в электрический сигнал, а построение панорамы осуществ.ляется перемещением пишущего органа графопостроителя. на величину, пропорциональную величине электрического сигнала.

1712812

@иг. f

Фаа2

Составитель И,Титаренко

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Äeì÷èê

Редактор 3.Слиган

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 530 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Способ моделирования обзорности транспортного средства Способ моделирования обзорности транспортного средства Способ моделирования обзорности транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стендовому оборудованию для испытаний мотоциклов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к испытательной технике

Изобретение относится к испытательной технике для проведения испытаний транспортных средств на опрокидывание

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к стендам для испытания тягово-сцепных устройств

Изобретение относится к стендам для обучения и совершенствования подготовки по вождению и стрельбе экипажей танков и других военных гусеничных машин

Изобретение относится к транспортир му машиностроению и может быть использовано при диагностировании технического состояния ходовой части колесных транспортных средств, Цель изобретения - побы- .шение точности определения перекоса оси транспортного средства

Изобретение относится к оборудованию для испытаний транспортных средств и мо-: i жет быть использовано при исследовании управляемости и устойчивости движения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и 18

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии и травматологии в лечении дисплазии тазобедренного сустава

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх