Способ моделирования обзорности транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается оценки обзорности через остекление транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности и упрощение построения панора^ мы обзора. Согласно способу производится обводка контура остекленения и' преобразование его угловых параметров в электрические сигналы с последующим перемещением на величину, пропорциональную величине электрических сигналов пишущего органа графопостроителя. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ «I
M .QO
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4799706/11 (22) 05.05.90 .{46) 15.02.92, Бюл. М 6 (71)- Донецкий государственный университет (72) Ю.M,Êàâóí и С.А.Медведкин
{53) 629.113.001.4 (088.8)
{56) Авторское свидетельство СССР
М 914958, кл. G 01 M 17/00, 1980. (54) СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБЗОРности ТРАнспОРтнОгО сРедстВА
Изобретение предназначено для моделирования обзорности средств транспорта относительно точки зрения оператора и может быть использовано в авто-, авиа-, тракторо-, кораблестроении и других областях техники, где необходима оценка обзорности, Известны фотографический и графический способы моделирования обзорности, основанные на исследовании действующего образца машины или ее ортогонального чертежа.
Фотографический способ заключается в фотографировании панорамы обзора в дневное время или хорошо осве|ценном помещении фотоаппаратом, расположенным в кабине действующего образца транспортного средства. Фотоснимки состыковывают между собой и получают панораму обзора.
Применение одного из графических способов позволяет построить панораму обзора путем измерения на ортогональном чертеже транспортного средства угловых параметров точек контура остекления, с последующим нанесением параметров на 3i 1712812 А1 (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается оценки обзорности через остекление транспортных средств. Цель изобретения — повышение точности и упрощение построения панорамы обзора. Согласно способу произво- дится обводка контура остекленения и преобразование вго угловых параметров в электрические сигналы с последующим перемещением на величину, пропорциональную величине электрических сигналов пишущего органа графопостроителя. 2 ил. тканевый транспарант и соединения точек пересечения линий, соответствующих угловым параметрам опорных точек остекления кабины, Недостатками указанных способов являются повышенная трудоемкость ручных работ при получении фотопанорамы, измерении углов и нанесении их на 3-тканевый транспарант, искажение на периферии фотоснимка, низкая точность при их стыковке, Наиболее близким по технической сущ-, ности является способ получения панорамы обзора при оценке обзорности транспортного средства, заключающийся в обводке прибором для построения перспективных изображений ортогонального чертежа контура остекления, измерении проекционных угловых параметров его характерных точек относительно "циклопического" глаза водителя в пределах сектора с углом раствора
15 — 30 на горизонтальной проекции. Величины измеряемых углов соответствуют синхронным линейным механическим перемещениям пишущего органа прибора и 3тканевого транспаранта. на котором
1712812
10 осуществляют построение фрагмента панорамы обзора. Круговую панораму обзора получают путем последовательного построения ее фрагментов, соответствующих количеству принятых секторов.
Недостатками известно о способа являются повышенная трудоемкость, заключающаяся в необходимости переналадки прибора, снижение наглядности и точности построения панорамы обзора при переходе от одного сектора к другому. а также невозможность использования при любом пространственном направлении луча зрения водителя.
Цель изобретения — повышение точности и упрощение построения панорамы обзора транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем, что в способе, заключающемся в определении угловых параметров характерных точек контура остекления относительно точки "циклопического" глаза водителя и в последующем построении графопостроителем плоской панорамы обзора по результатам замера, при определении угловых параметров измеряют сферические углы контура остеклеиия натурного образца, преобразуют их в электрический сигнал, а построение панорамы осуществляют перемещением пишущего органа графопостроителя на величину, пропорциональнуго величине электрического сигнала, На фиг, 1 представлена схема для реализации способа; на фиг, 2 — панорама обзора.
На фиг. 1 и 2 приведены следующие обозначения: К вЂ” контур остекления; 1— излучатель светового пучка, 2 — лазерный теодолит, 3 и 4 — преобразователи, 5 — графопостроитель, у, А- сферические углы характерной точки, U>, Uz — электрические сигналы, (, г — плоские оси координат, А— характерная точка панорамы обзора, д, EA — линейные перемещения пишущего органа, Способ осуществляют следующим образом.
Лазерный теодолит 2 устанавливают в кабине транспортного средства таким образом, чтобы точка пересечения осей вращения излучателя 1 совпала с положением точки "циклопического". глаза. и световой
ЗО
50 луч направляют вдоль главного луча зрения водителя.
Световым лучом излучателя фиксируют характерную точку контура остекления К, измеряют ее сферические параметры ф Nil относительно главного луча зрения и устанавливают их на преобразователях 3 и
4, например переменных резисторах, которые преобразуют углы в соответствующие электрические сигйалы U> и Uz, подаваемые к графопостроителю. Линейные перемещения (д и ед пишущего органа графопостроителя вдоль плоских осей координат (vlf пропорциональны величинам электрических сигналов и определяют характерную точку А панорамы обзора.
Построение панорамы обзора осуществляют последовательным фиксированием угловых параметров ряда характерных точек контура остекления кабины натурного образца транспортного средства.
При этом возможны два варианта построения:
1} ручная установка на преобразователях величии угловых параметров характерных точек и фиксация их плоских отображений:
2) механическая синхронная передача измеряемых угловых параметров к преобразователям, с последующим непрерывным поступлением от иих электрического сигнала к графопостроителю, пишущий орган которого вычертит плоское отображение пространственного контура остекления.
Формула изобретения
Способ моделирования обзориости транспортного средства, заключающийся в определении угловых параметров характерных точек контура оатекления относительно точки "циклопического" глаза водителя и в последующем построении графопостроителем плоской панорамы обзора по результатам замера, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и упрощения построения панорамы обзора, при определении угловых параметров измеряют сфери-. ческие углы контура остекления натурного обзора, преобразуют их в электрический сигнал, а построение панорамы осуществ.ляется перемещением пишущего органа графопостроителя. на величину, пропорциональную величине электрического сигнала.
1712812
@иг. f
Фаа2
Составитель И,Титаренко
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Äeì÷èê
Редактор 3.Слиган
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101
Заказ 530 . Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5


