Устройство для исследования управляемости и устойчивости движения транспортного средства

 

Изобретение относится к оборудованию для испытаний транспортных средств и мо-: i жет быть использовано при исследовании управляемости и устойчивости движения. транспортных средств. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение достоверности результатов исследований. Устройство содержит датчик 1 поперечного ускорения задней оси, датчик 2 поперечного ускорения передней оси, задатчик 5 момента инерции транспортного средства, задатчик 8 массы транспортного средства, задатчик 10, 13 расстояния от центра масс транспортного средства до задней и передней осей, задатчик 16 базы транспортного средства, схему обработки сигналов датчиков и регистрирующую аппаратуру . При движении транспортного сред-, ства устройство определяет боковые силы, действующие на колеса передней и задней осей транспортного средства. 2 ил. у Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 M 17/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4692144/11 (22) 10.05.89 (46) 07.02,92. Бюл. hk 5 (71) Ленинградский инженерно-строительный институт и Головное конструкторское бюро по автомобильным и тракторным прицепам, r. Балашов (72) 3.Н.Ибрагимов, И.В.Таневицкий и А.M,Ôåäîòîâ (53) 629.113.001.4 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1643980, кл. 6 01 М 17/00, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ,УПРАВЛЯЕМОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ

ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к оборудованию для испытаний транспортных средств и мо-.

Изобретение относится к оборудованию для испытанийтранспортных средств и может быть использовано при исследовании управляемости и устойчивости движения транспортных средств.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение достоверности результатов исследований.

На фиг, 1 изображена расчетная схема движения двухосного транспортного средства; на фиг. 2 — блок-схема устройства.

Устройство содержит датчик 1 поперечного ускорения задней оси, датчик 2 поперечного ускорения передней оси транспортного средства, первый блок 3 вычитания, один вход которого подключен к выходу датчика 2 поперечного ускорения передней оси, второй блок 4 вычитания, один вход которого подключен к выходу дат„„5U„, 1711016 А1. жет быть использовано при исследовании управляемости и устойчивости движения, транспортных средств. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей и повышение достоверности результа.тов исследований. Устройство содержит датчик 1 поперечного ускорения задней оси, датчик .2 поперечного ускорения передней оси, задатчик 5 момента инерции транспортного средства, задатчик 8 массы транспортного средства, задатчик 10, 13 расстояния от центра масс транспортного средства до задней и передней осей, задатчик 16 базы транспортного средства, схему обработки сигналов датчиков и регистрирующую аппаратуру. При движении транспортного сред-. ства устройство определяет боковые силы, 3 действующие на колеса передней и задней осей транспортного средства. 2 ил. чика 1 поперечного ускорения задней оси, другой вход — к выходу датчика 2 поперечного ускорения передней оси, задатчик 5 момента инерции транспортного средства, первый блок 6 перемножения, один вход которого подключен к выходу задатчика 5 момента инерции транспортного средства, второй блок 7 перемножения, выход которого подключен к другому входу первого блока

3 вычитания, задатчик 8 массы транспортного средства, третий блок 9 перемножения, один вход которого подключен к выходу первого блока 3 вычитания, другой вход — к выходу задатчика 8 массы транспортного средства, задатчик 10 расстояния от центра масс транспортного средства до задней оси, четвертый блок 11 перемножения, один вход которого подключен к выходу третьего блока 9 перемножения, другой вход — к вы1711016 ходу задатчика 10 расстояния от центра масс транспортного средства до задней оси, сумматор 12, один вход которого подключен к выходу четвертого блока 11 перемножения, другой — к выходу первого блока 5

6 перемножения, задатчик 13 расстояния от центра масс транспортного средства до передней оси, один выход которого подключен к другому входу второго блока 7 перемножения, пятый блок 14 перемноже- 10 ния, один вход которого подключен к выходу третьего блока 9 перемножения, другой вход — к другому выходу задатчика 13 расстояния от центра масс транспортного средства до передней оси, третий блок 15 15 вычитания, один вход которого подключен к выходу пятого блока 14 перемножения, другой вход — к выходу первого блока 6 перемножения, задэтчик 16 базы, первый блок

17 деления, один вход которого подключен 20 к выходу третьего блока 15 вычитания, другой вход — к выходу задатчика 16 базы, регистрирующую аппаратуру 18, один вход которой подключен к выходу первого блока

f7 деления, второй блок 19 деления, один 25 вход которого подключен к выходу сумматора 12, другой вход — к другому выходу эадатчика 16 базы, выход — к другому входу регистрирующей аппаратуры 18, и третий блок 20 деления, один вход которого под- 30 ключен к выходу второго блока 4 вычитания, другой вход — к одному выходу задатчика 16 базы, один выход подключен к другому входу первого блока 6 перемножения, а другой выход подключен к одному входу второго 35 блока 7 перемножения. Соединение датчиков и блоков устройства показано на фиг. 2 стрелками. Все датчики и блоки обеспечиваются энергией от источника постоянного тока (не показан), 40

Предлагаемое устройство работает сле-. дующим образом.

Сигналы от датчика 1 поперечного ускорения задней оси и сигналы от датчика 2 поперечного ускорения передней оси посту- 45 пают на соответствующие входы второго блока 4 вычитания, на выходе которого образуется напряжение, пропорциональное разности поперечного ускорения jy< передней оси и поперечного ускорения Jyz aa- 50 дней оси (Jy>-jyz). Сигнал с выхода второго блока 4 вычитания и задаваемый задатчиком 16 уровень напряжения, соответствующий значению базы L транспортного средства, поступают на соответствующие 55 входы третьего блока 20 деления, на выходе которого формируется напряжение, соответствующее значению углового ускорения cia транспортного средства относительно вертикальной оси вращения, проходящей через центр масс транспортного средства, и равное ez=(jyt Jy2)/L. С выхода задатчика 5 момента инерции tz транспортного средства сигнал поступает на один вход первого блока 6 перемножения, на другой вход которого поступает сигнал с одного выхода третьего блока 20 деления. На выходе первого блока

6 перемножения образуется сигнал, пропорциональный произведению момента инерции Iz транспортного средства и углового ускорения &z(tz &z), С другого выхода третьего блока 20 деления сигнал поступает на один вход второго блока 7 перемножения, на другой вход которого поступает сигнал с одного выхода задатчика 13 расстояния а от центра масс транспортного средства до передней оси. На выходе второго блока 7 перемножения образуется сигнал, равный произведению углового ускорения &z на расстояние а от центра масс транспортного средства до передней оси (а &z). С выхода датчика 2 поперечного ускорения передней оси сигнал поступает на один вход первого блока 3 вычитания, на другой вход которого поступает сигнал с выхода второго блока 7 перемножения. На выходе первого блока 3 вычитания образуется сигнал, пропорциональный поперечному ускорению Jy центра масс транспортного средства, равному (Jy=Jyf-а Йу). С выхода первого блока 3 вычитания сигнал поступает на один вход третьего блока 9 перемножения, нэ другой вход которого поступает сигнал с выхода задатчика массы m транспортного средства. На выходе третьего блока 9 перемножения образуется сигнал, соответствующий произведению поперечного ускорения Jy центра масс транспортного средства на массу m транспортного средства (Jy m). С выхода третьего блока 9 перемножения сигнал поступает на один вход четвертого блока 11 перемножения, на другой вход которого поступает сигнал с выхода задатчика 10 расстояния Ь ат центра масс транспортного средства от задней оси, На выходе четвертого блока 11 перемножения образуется сигнал, пропорциональный произведению поперечного ускорения Jy центра масс транспортного средства на массу m транспортного средства и на величину расстояния Ь от центра масс транспортного средства до задней оси (jy m .b). С выхода четвертого блока

11 перемножения сигнал поступает на один вход сумматора 12, на другой входкоторого поступает сигнал с выхода первого блока 6 перемножения. На выходе сумматоре 12 образуется сигнал, соответст1711016 вующий выражению (Jy m ..b+Iz &z), который поступает на один вход второго блока

19 деления, на другой вход которого поступает сигнал с другого выхода задатчика 16 базы. На выходе второго блока 19 деления образуется сигнал, пропорциональный величине боковой силы у>, действующей на колеса передней оси транспортного средства и соответствующей выражению у1=()утЬ+1л Nz)IL. С выхода второго блока

19 деления сигнал поступает на регистрирующую аппаратуру, С выхода третьего блока 9 перемножения сигнал поступает на один вход пятого блока 14 перемножения, на другой вход которого поступает сигнал с другого выхода задатчика 13 расстояния а от центра масс транспортного средства до передней оси.

На выходе пятого блока 14 перемножения образуется сигнал, пропорциональный произведению поперечного ускорения jy центра масс транспортного средства на массу

m транспортного средства и на величину расстояния а от центра масс транспортного средства до передней оси ()у m а). С выхода пятого блока 14 перемножения сигнал поступает на один вход-третьего блока 15 вычитания, на другой вход которого поступает сигнал с выхода первого блока

6 перемножения. На выходе третьего блока

15 вычитания образуется сигнал, соответствующий выражению (jyma-Iz &z), С выхода третьего блока 15 вычитания сигнал поступает на один вход первого блока 17 деления, на другой вход которого поступает сигнал с другого выхода задатчика 16 базы транспортного средства. На выходе первого блока 1? деления образуется сигнал, пропорциональный величине боковой силы у, действующей на колеса задней оси транспортного средства и соответствующей выражению у2=()уаа-Iz Йг)/L. С выхода первого блока 17 деления сигнал поступает на регистрирующую аппаратуру.

Таким образом, в предлагаемом устройстве обеспечивается определение боковых сил, действующих на колеса задней и передней осей при движении транспортного средства с любой скоростью, на кривых произвольного радиуса и с любым возмущением, прикладываемым к транспортному средству, что расширяет функциональные возможности устройства и повышает достоверность результатов при исследовании управляемости и устойчивости движения транспортных средств.

Формула изобретения

Устройстводля исследования управляемости и устойчивости движения транспорт5

55 ного средства, содержащее датчик поперечного ускорения задней оси, датчик поперечного ускорения передней оси, первый блок вычитания, один вход которого подключен к выходу датчика поперечного ускорения передней оси, первый блок перемножения, второй блок перемножения, подключенный к другому входу первого блока вычитания, второй и третий блоки вычитания, первый и второй блоки деления и регистрирующую аппаратуру, один вход которой подключен к выходу первого блока деления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения достоверности результатов исследований, оно снабжено задатчиком момента инерции транспортного средства, выход которого подключен к одному из входов первого блока перемножения, третьим блоком деления, один вход которого подключен к выходу второго блока вычитания, один выход — к другому входу первого блока перемножения, другой выход — к одному входу второго блока перемножения, задатчиком базы транспортного средства, один вход которого подключен к другому входу третьего блока деления, задатчиком расстояния от центра масс транспортного средства до передней оси, один выход которого подключен к другому входу второго блока перемножения, задатчиком массы транспортного средства, третьим блоком перемножения, один вход которого подключен к выходу первого блока вычитания, другой — к выходу задатчика массы транспортного средства, задатчиком расстояния от центра масс транспортного средства до заданной оси, четвертым блоком перемножения, один вход которого подключен к выходу третьего блока перемножения, другой — к выходу задатчика расстояния от центра масс транспортного средства заданной оси, пятым блоком перемножения, один вход которого подключен к выходу третьего блока перемножения, другой — к другому входу задатчика расстояния от центра масс транспортного средства до передней оси, выход — к одному входу третьего блока вычитания, сумматором, один вход которого подключен к выходу четвертого блока перемножения, другой — к выходу первого блока перемножения, выход — к одному входу второго блока деления, при этом выход датчика поперечного ускорения задней оси подключен к одному входу второго блока вычитания, выход датчика поперечного ускорения передней оси подключен к другому входу второго блока вычитания, выход третьего блока вычитания

1711016

Составитель С. Белоусько

Редактор Г. Мельникова Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий

Заказ 333 Тираж Подписное

ВЙИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 подключен к одному входу первого блока деления, другой выход задатчика базы подключен к другим входам первого и второго блоков деления, выход второго блока деления подключен к другому входу регистрирующей аппаратуры, а выход первого блока перемножения подключен к другому входу третьего блока вычитания.

Устройство для исследования управляемости и устойчивости движения транспортного средства Устройство для исследования управляемости и устойчивости движения транспортного средства Устройство для исследования управляемости и устойчивости движения транспортного средства Устройство для исследования управляемости и устойчивости движения транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и 18

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии и травматологии в лечении дисплазии тазобедренного сустава

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к испытаниям подъемно-транспортных средств и может быть использовано при испытаниях приводных тележек башенных кранов

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам для испытаний гусеничного движителя

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при функциональных, доводочных и ресурсных испытаниях тракторов, автомобилей и сельхозтехники с имитацией воздействия внешних климатических факторов при одновременном испытании не менее двух образцов техники

Изобретение относится к автомобилестроению , а точнее, к исследованию регуляторов тормозных сил

Изобретение относится к стендовым испытаниям шин

Изобретение относится к испытательному оборудованию, в частности к устройствам для ресурсных испытаний элементов кузовов транспортных средств, преимущественно раздвижных дверей крытых вагонов

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх