Устройство для контроля дорожных одежд

 

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к устройствам для контроля прочности дорожных одежд по величине упругого прогиба и величине кривизны чаши прогиба под испытательной нагрузкой и позволяет повысить точность контроля. Устройство содержит датчики 12-1 вертикального перемещения, датчик 15 положения, измерительный блок 18, состоящий из масштабных усилителей , схем 32-34 выборки и хранения, коммутатора 35, аналого- - цифрового преобразователя 36 и блока 37 управления, измеритель 38 дис намического усилия и формирователь 41 строба, 4 ил. (Ј

СОЮЗ CGBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1700128 (51)g Е 01 С 23/07

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ. (21) 4182709/33 (22) 12.12.87 (46) 23.12.91. Бюл. 47 (71) Московский автомобильно-дорожный институт и Республиканский проектно-технологический трест "Росдороргтехстрой" (72) В.В.Карчихин, С.С.Коновалов, Б.А.Хейриш, В.М.Райбул и Н.С.Медведев (53) 625.8.001.4(088.8) (56) Корюков В.П. Совершенствование метода оценки прочности нежестких одежд. - Автомобильные дороги, 1981, 0 11, с.14.

Авторс кое с видет ел ь ство С С С Р и 1641926, кл. Е О1 С 23/07, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

2 (57) Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к устройствам для контроля прочности дорожных одежд по величине упругого прогиба и величине кривизны чаши прогиба под испытательной нагрузкой и позволяет повысить точность контроля.

Устройство содержит датчики 12-14 вертиKàëüíого перемещения, датчик

15 положения, измерительный блок

18, состоящий из масштабных усилителей 29-3 1, схем 32-34 выборки и хранения, коммутатора 35, аналого-цифрового преобразователя 36 и блока 37 управления, измеритель 38 д намического усилия и формирователь

41 строба. 4 ил, 1700128

Изобретение относится к строи,тельству и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к устройствам для контроля прочности дорожных одежд по величине упругого прогиба и величине кривизны чаши прогиба под испытательной нагрузкой.

Целью изобретения является повышение точности контроля.

На фиг. 1 представлена общая

, блок-схема устройства для контроля доро>нной одежды," на фиг. 2 - виброизолированная тележка с тремя измерителями прогибов дорожной одежды, вид сверху," на фиг. 3 - функциональная схема измерительного блока, измерителя динамического усилия и формирователя строба, на фиг,4 функциональная схема управления, стройство для контроля дорожных оден<д (фиг.1) содержит, источник 1 импульсной нагрузки, формирующий с помощью падающего груза 2 динамическое усилие, передаваемое на дорожное покрытие через гибкий штамп„ выполненный в виде спаренных колес 3, объединенных опорной платФормой 4, виброизолированную тележку

5, три измерителя 6-8 прогибов дорон<ной одежды, каждый из которых выполнен в виде роликов 9 (10, 11) и датчика 12 (13> 1::) вертикальнь<х перемещений соответственно, при этом измерители 6-8 прогибов располо>нены в один ряд поперек дороги, а измеритель 7 прогиба расположен между спаренными колесами 3 по оси симметрии, На опорно" платформе 4 закреплен датчиK i5 положения с возможностью взаимодействия с магнитом 16, уста- новленным у нижнего основания падающего груза 2, кроме того, на опорной платформе 4 установлен датчик

17 усилий, ориентированный в направлении действия нагрузки, Устройство содержит также измерительный блок

18 и регистратор 19

Измерители прогибов установлены на свободных концах траверс 20-2" (фиг,2)„ причем другие их концы подпружинены для обеспечения наде>нного контакта роликов 9-11 с дорожным покрытием,. а в середине траверсы

20-22 посредством осей 23, установленных в кронштейнах 24, прикреплены к планке 25, жестко соединенной с виброизолированной тележкой 5, с одной стороны o883BHHol4 UocpencTBoti

ЗО

55. шарниров 26 с задним мостом 27 автомобиля, а с другой опираются на два колеса 28, Измерительный блок 18 (фиг.3) состоит из трех масштабирующих усилителей 29-31, трех схем выборки и хранения 32-34, коммутатора 35, аналого-цифрового преобразователя

36 (АЦП) и блока 37 управления, измеритель 38 динамического усилия, выполненный в виде последовательно соединенных между собой датчика 17 усилий, масштабирующего усилителя

39 и схемы выборки и хранения 40.

Формирователb 41 строба (фиг.3) состоит из последовательно соединенных между собой датчика 15 положения и одновибратора 42. Блок 37 управления (фиг.4) выполнен в виде генератора

43 тактовых импульсов, схем 44, 45 совпадения, делителя 46 частоты, одновибраторов 47, 48, схемы выбора каналов 49 и элемента 50 задержки.

Устройство работает следующим образом.

При формировании импульса нагрузки источником 1 в момент соприкосновения падающего груза 2. с опорной платформой 4 срабатывает датчик 15 положения вследствие взаимодействия его с магнитом 16. Происходит замыкание контактов геркона, выполняющего роль датчика 15 положения„ Это приводит к переключению одновибратора

42, на выходе которого вырабатывается сигнал-строб, при этом его передний фронт совпадает с началом импульса нагрузки, воздействующей на дорожную одежду, а его длительность равна длительности действия нагрузки. Этот сигнал поступает на вход блока 37 управления, обеспечивающего координацию и согласованную работу схем

32, 33, 34, 40 выборки и хранения, коммутатора 35 и аналого-цифрового преобразователя 36. Кроме того, этот", сигнал поступает на масштабирующие усилители 29, 30„ 3 1, 39 для их стробирования.

Динамическая нагрузка, передаваемая на дорожную одежду через спаренные колеса 3, приводит к возникновению в ней прогибов. Эти прогибы воспринимаются датчиками 12-14 вертикальных перемещений и преобразуются ими в электрические сигналы, При этом наибольший сигнал, соответствующий максимальному значению прогиба, вы5 17 рабатывается на выходе датчика 13 вертикальных перемещений, так как он расположен в центре действия нагрузки

В то же время значения сигналов с выходов датчиков 12 и 14 несколько меньше, так как измерители 6 и 8 установлены на определенном расстоянии от центра действия нагрузки. Сигналы с выходов датчиков 12-14 поступают на входы масштабирующих усилителей 29-31 соответственно, которые преобразуют значения измеряемых прогибов из относительного масштаба в масштаб их фактической величины.

Кроме того, для повышения помехозащищенности масштабирующих усилителей 29, 30, 3 1, 39 стробируются сигналом строба, поступающим с выхода формирователя 41 строба. При отсутствии сигнала строба усилители

29, 30, 31, 39 закрыты и, таким образом, на их входные цепи исключается влияние помех и наводок, при поступлении полезных сигналов строб открывает усилители 29, 30, 31, 39. С выходов усилителей 29-31 сигналы прогибов поступают íà входы схем 32-34 выборки и хранения. Применение этих схем обусловлено тем, что в устройстве необходимо с минимальной погрешностью осуществить с помощью одного

АЦП 36 автоматическое преобразование (измерение и кодирование) непрерывно изменяющихся во времени (аналоговых1 и одновременно поступающих несколько сигналов прогибов в эквивалентные значения числовых кодов.

С этой целью аналоговый сигнал проги ба преобразуется с помощью выборок в последовательность импульсов следующих с постоянной частотой и переменной амплитудо" при этом операция выборки заключается в слежении за текущим значением прогиба с последующим его запоминанием на время преобразования в АЦП.

Ъ

Количество выборок, которое необходимо получать в единиц времени из каждого сигнала прогиба, .определяется высшей частотой в спектре сигнала прогиба,, Поэтому согласно теореме дискретизации выборки берутся через интервалы времени Т = 1/2F, где

F - высшая частотная составляющая

У содержащаяся в этом сигнале.

Схемы 32, 33, 34, 39 выборки и хранения преобразуют аналоговые сигналы в последовательность выборок с

00128

5

40 помощью импульсов квантования, поступающих с выхода блока 37 управления, которые формируются следующим образом.

Генератор 43 тактовых импульсов, выполненный в виде симметричного мультивибратора, вырабатывает послеровательность тактовых импульсов, повторяющихся с частотой F n = 10 кГц. Г выхода генератора 43 тактовых импульсов импульсы поступают на один из входов схемы 44 совпадения, другой вход которой подключен к выходу одновибратора

42 формирователя 41 строба. При отсутствии сигнала строба схема 44 совпадения препятствует прохождению тактовых импульсов на вход делителя

46 частоты.

В свою очередь при срабатывании датчика 15 положения формирователь

41 строба вырабатывает сигнал строба, который поступает на второй вход схемы 44 совпадения, в результате чего тактовые импульсы. поступают на вход делителя 46 частоты, с выхода которого импульсы поступают на вход одновибратора. 47, формирующего импульс;ы квантования необходимой длительности. С выхода одновибратора 47 импульсы поступают на схемы 32-34 выборки и хранения, в результате чего одновременно во всех схемах выполняются операции выборки и хранения.

С выходов схем 32-34 сигналы в виде импульсов текущих значений прогибов поступают на соответствующие входы коммутатора 35, который последовательно подключает вход АЦП 36 к выходу одной из схем 32-34 выборки. и хранения на время, требуемое лишь для передачи амплитуды текущего значения прогиба. При этом последовательное подключение одной из этих схем через соответствующий канал коммутатотора 35 осуществляется с помощью схемы 49 выбора канала (Фиг.4), выполненной в виде двоичного счетчика с цепь@ сброса. Для переключения каналов коммутатора 35 схема 49 выбора каналов одновременно выдает два управляющих сигнала в виде двоичного кода. Так как в устройстве в качестве коммутатора 35 применяется универсальная микросхема типа К 561 КП2 на восемь каналов, а в данном устройстве используются четыре канала, то возникает необходимость обнуления схемы 49 выбора канала после опера1700128 ции преобразования сигнала, поступающего по четвертому каналу. Установка схемы 49 выбора канала в исходное состояние производится задним фронтом импульса квантования, поступающего с выхода одновибратора 47., При этом открывается нулевой канал коммутатора 35 и через него происходит подключение выхода схемы 32 выборки и хранения к вхолу, АЦП 37.

Преобразование выборки аналогового сигнала прогиба в эквивалентное значение числового кода в АЦП 36 происходит по сигналу запуска, поступающему с выхода схемы 45 совпадения. Сигнал запуска появляется в момент совпадения двух сигналов, причем на один из входов подается сигнал одновибратора

48, на другой вход схемы 45 совпадения поступает сигнал с выхода схемы

49 выбора канала, используемый в качестве разрешающего потенциала. Разрешающий потенциал появляется в результате обнуления схемы 49 выбора 25 канала, этот сигнал снимается с выхода третьего разряда схемы 49 выбора канала, выполненного в виде двоичного счетчика на четыре разряда, и поступает на схему 45 совпадения и раз- щ решает прохождение сигнала с выхода одновибратора 48» тот сигнал запускает АЦП 36, в результате чего про исходит аналого-цифровое преобразование, после которого числовой код с выхода АЦП 36 поступает на вход регистратора l9,. представляющего собой накопитель на магнитной ленте,.и по сигналу "Конец преобразования" с АЦП

36 записывается на кассетный магнито- 40 фон, Одновременно этот сигнал поступает на вход одновибратора 48 и через элемент 50 задержки на схему 49 выбора канала для включения первого канала коммутатора 35 и подключения 45 схемы 33 выборки и хранения к входу

АЦП 36. 3 это же время сигнал с выхода одновибратора 48 через схему 47 совпадения поступает в виде сигнала запуска на вход АЦП 36 и запускает его О для преобразования текущего значения выборки аналогового сигнала прогиба в числово" код, который записывается так же как в первом случае на магнитной ленте регистратора 19, Таким же образом происходит подклю55 чение схемы 33 выборки и хранения к входу АЦП 36 через второй канал коммутатора 35 аналого-цифровое преобразование текущего значения прогиба и запись этого сигнала в цифровой форме на магнитную ленту с помощью . регистратора 19. После завершения преобразований текущих значений прогибов происходит переключение сигналом "Конец преобразования" АЦП 36 в следующее состояние схемы 49 выбора канала, в результате чего открывается четвертый канал коммутатора 35 и происходит подключение текущего значения ускорения, зафиксированного на выходе схемы 40 выборки и хранения измерителя 38 динамического усилия, к входу АЦП 36. Измерение величины динамического усилия производится при каждом нагружении дорожной одежды.

Так как величина динамической нагрузки пропорциональна движущейся массе и испытываемому ею ускорению, то задача измерения величины усилия, развиваемого источником 1 импульсной нагрузки, сведена к измерению ускорения.

Измерение динамической нагрузки производится датчиком 17 усилия, установленным на опорной платформе

4. Сигнал, пропорциональный усилию с выхода датчика 17, поступает на вход масштабирующего усилителя 39, с выхода которого сигнал поступает на схему 40 выборки и хранения.

С выхода схемы 40 выборки и хранения сигнал через коммутатор 36 подключается к входу АЦП 36, в котором сигнал, пропорциональный величине усилия, преобразуется в двенадцатиразрядный цифровой код. Этот цифровой код регистрируется на магнитной ленте регистратора 19.

Предлагаемое устройство выполнено на базе серийно выпускаемых отечественной промышленностью типовых элементов и стандартных электронных функциональных узлов и приборов. В качестве датчиков 12-14 применяют датчики инерционного типа, входящие в состав виброизмерительной аппаратуры ВН6-6ТН.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить точность измерений и получить более точную и достоверную картину о прочности дорожной одежды за счет цифровой обработки полученных данных и измерений с помощью трех измерителей прогибов и измерения величины динами3 700128 ческого усилия при каждом нагружении дорожной одежды.

Формула изобретения

Устройство для контроля дорожных

Ф одежд, содержащее источник динамических нагрузок с гибким штампом в виде двух спаренных колес, объединенных опорной платформой, три траверсы с измерителями прогибов дорожной одежды, каждый из которых выполнен в виде ролика и датчика вертикальных перемещений, причем один из измерителей прогиба расположен между спаренными колесами по оси симметрии, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля, оно снабжено регистратором, измерительным блоком, выполненным в виде. трех масштабирующих усилителей, трех схем выборки и хранения, коммутатора, аналого-цифрового преобразователя и блока управления, измерителем динамического усилия, выполненным в виде по-25 следовательно соединенных датчика. усилия, масштабирующего усилителя и схемы выборки и хранения строба, и формирователем, выполненным в виде последовательно соединенных датчика g0 положения и одновибратора, при этом траверсы расположены в один ряд поперек дороги, причем первый датчик вертикального перемещения подключен к первому входу первого масштабирующего усилителя, который является первым входом измерительного блока, второй датчик вертикального перемещения подключен к первому входу второго масштабирующего усилителя, кото- 4п рый является вторым входом измерительного блока, третий датчик вертикальногo перемещения подключен к первому входу третьего масштабирующего усилителя, который является тре- 4 тьим входом измерительного блока, выход йервого масштабирующего усили теля измерительного блока подключен

-к первому входу первой схемы выборки и хранения, выход которой соединен с первым входом коммутатора, выход второго масштабирующего усилителя измерительного блока подключен к первому входу второй схемы выборки и хранения, выход которой соединен с вторым входом коммутатора, выход третьего: масштабирующего усилителя измерительного блока подключен к первому входу третьей схемы выборки и хранения, выход которой соединен с третьим входом коммутатора, первый вход блока управления, который является четвертым входом измерительного блока, вторые входы масштабирующих усилителей измерительного блока и один из входов масштабирующего усилителя измерителя динамического усилия подключены к выходу одновибратора, который является выходом формирователя строба, выход схемы выборки и хранения измерителя динамического усилия, который является его выходом, подключен к четвертому входу коммутатора, первый выход блока управления, который является первым выходом измерительного блока, подключен к вторым входам схем выборки и хранения измерительного блока и к одному из входов схемы выборки и хранения измерителя динамического усилия, который является его входом, выход коммутатора подключен к первому входу аналого-цифрового преобразователя, второй вход которого и пятый и шестой входы коммутатора соединены соответственно с остальными выходами блока управления, первый выход анало" го-цифрового преобразователя и яв ляется вторым выходом измерительного блока, который соединен с первым входом регистратора, второй выход аналого-цифрового преобразователя, который является третьим выходом измерительного блока, подключен к вторым входам блока управления и регистратора.

1700128

i)ooizs

l 7001 i 8

Составитель Л.,Шарова

Техред И.Моргентал

Реда ктор А. Кот ыл ь

Корректор Л.Патай

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ ИЦ .Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета па изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва., )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для контроля дорожных одежд Устройство для контроля дорожных одежд Устройство для контроля дорожных одежд Устройство для контроля дорожных одежд Устройство для контроля дорожных одежд Устройство для контроля дорожных одежд Устройство для контроля дорожных одежд Устройство для контроля дорожных одежд 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерениям в дорожном строительстве

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к контролю состояния дорожных покрытий

Изобретение относится к дорожному строительству , а именно к контролю состояния дорожных покрытий

Изобретение относится к дорожному строительства, в частности к устройствам для испытаний дорожных одежд

Изобретение относится к области дорожною строительства, а именно к оценке качества дорожных покрытий

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к контролю качества строительных работ

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к упраапению технологией устройства покрытий

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к контролю качества работ

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к устройствам для контроля состояния дорог
Изобретение относится к области оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств грунтов в природных условиях путем динамического зондирования грунта

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к устройствам для контроля технико-эксплуатационных показателей дорожных одежд и геометрических характеристик автомобильных дорог, в частности прогиба и геометрических параметров автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и предназначено для контроля несущей способности и ровности дорожных конструкций

Изобретение относится к устройству для измерения прогиба шоссе, соединенному с транспортным средством, включающим раму, передние колеса и заднюю несущую ось, представляющую пары задних колес

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в частности к устройствам для испытаний дорожных и аэродромных конструкций с целью оценки их прочности

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромных покрытий, а именно к устройствам для оценки прочности и ровности дорожных одежд
Наверх