Зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное отношение, равное K<SP POS="POST">.</SP>M/A, где K - целая часть смешанного числа, M и A - соответственно числитель и знаменатель правильной дроби. Целью изобретения является повышение достоверности результатов испытаний путем обеспечения равномерного износа рабочей поверхности зубьев и создания идентичных условий нагружения для одноименных зубьев каждого сектора зубчатого колеса. Венец зубчатого колеса 7 составлен из зубчатых секторов 17-20 с одинаковым числом зубьев с переменной шириной, изменяющейся по одинаковой зависимости. Если сопрягаемое колесо 8 имеет больший диаметр, то общее число зубьев Z<SB POS="POST">м</SB> кратно A, число зубьев в секторе равно Z<SB POS="POST">M</SB>/A, а число секторов A. Если сопряженное колесо имеет диаметр меньше, то общее число зубьев Z<SB POS="POST">б</SB> кратно (KA+M), число зубьев в секторе Z<SB POS="POST">б</SB>/(KA+M), а число секторов равно (KA+M). 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 G 01 M 13/00

АРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

НТ СССР

ГОСУ

ПО И

ПРИ Г

ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ТОРСKOMY CВИДЕТЕЛЬСТВУ

К А

Фиг. 2 (21) 4 (22) 0 (46) 2 (71) К

50-ле ческо (72) В мане (53) 6 (56) А

¹16

А № 4 кл. G (54) 3

KA K. (57) И нию, може зубча сть и

53541 /25-28 ,07.88 .11.90. Бюл. ¹ 43 евский политехнический институт им. ия Великой Октябрьской социалистиреволюции .А.Стадник, M.Ã.Êoñòeöêèé и А.Ф.Рока

1.833(088.8) тарское свидетельство СССР

334, кл. G 01 M 13/02, 1964. тарское свидетельство СССР

1900, 1 М 15/02, 1981.

БЧАТОЕ КОЛЕСО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ

НТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ обретение относится к машиностроеименно к испытательной технике, и быть использовано при испытании

ыя колес на износ, изгибную прочносталостное отношение, равное k m/а, .БЫ,„, 1б08450 А1 где k — целая часть смешанного числа, m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби. Целью изобретения является повышение достоверности результатов испытаний путем обеспечения равномерного износа рабочей поверхности зубьев и создания идентичных условий нагружения для одноименных зубьев каждого сектора зубчатого колеса. Венец зубчатого колеса 7 составлен из зубчатых секторов 17 — 20 с одинаковым числом зубьев с переменной шириной, изменяющейся по одинаковой зависимости. Если сопрягаемое колесо 8 имеет больший диаметр, то общее число зубьев z> кратно а, число зубьев в секторе равно zM/à, а число секторов а. Если сопряженное колесо имеет диаметр меньше, то общее число зубьев ze кратно (ka+ m), число зубьев в секторе

ze/(ka + m), а число секторов равно (ka+ m).

3 ил.

1608450

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании зубчатых колес на износ, изгибную прочность и усталостное выкрашивание в передачах, имеющих передаточное отношение, m равное k = — . где k — целая часть смешана ного числа; m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби.

Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытаний путем обеспечения равномерного износа рабочей поверхности зубьев и создания идентичных условий нагружения для одноименных зубьев каждого сектора зубчато о колеса.

На фиг.1 изображен стенд замкнутого контура с установленным зубчатым колесом для испытания на контактную усталость, на фиг.2 — вид А на фиг,1; на фиг.3 — диаграмма нагружения зубьев каждого сектора колеса.

Стенд содержит неподвижный картер 1, размещенные в нем ведущий 2 и ведомый 3 валы, установленные на последних технологические 4-6 и испытуемые 7 и 8 колеса разных диаметров, при этом колесо 4 с воэможностью поворота относительно вала 2, замыкающие контур два технологических колеса 9 и 10 разных диаметров, установленные на вспомогательном валу 11, последний размещен в рычажном водиле, выполненном в виде поворотной вокруг оси ведущего вала 2 люльки 12 и рычага 13 с размещенным на нем грузом 14. Приводной двигатель 15 кинематически связан с ведущим валом 2 с помощью муфты 16.

Отношение чисел зубьев гь большего колеса 8 к числу зубьев zM меньшего колеса7 равно смешанному числу k = —, где k— д целая часть смешанного числа, m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби. Тогда, например, при z6/zM

= 5/4 kравно единице,,m — также единице, а а — четырем, Если из пары испытуемых колес 7 и 8, например. меньшее колесо 7 предназначено для испытания нг контактную усталость, то другое, сопрягаемое с ним, большее колесо 8 будет выполнено зубьями с постояной по окружности шириной. Тогда венец колеса 7 будет иметь число зубьев zM, кратное а, и а зубчатых сектора, например четыре сектора 17 — 20, при а = 4, с числом зубьев венца и на каждом секторе, равном соответ м ственно zM= 8, 12, 16 и т.д. и —, т.е, 2, 3, 4 и т.д. Ширина зубьев каждого из зубчатых секторов 17-20 выполнена изменяющейся

55 по одинаковой зависимости, например по

ЛИНЕЙНОМУ ЭаКОНУ От b мин ДО b макс.

При необходимости исследования износостойкости и контактной прочности рабочих поверхностей зубьев большего колеса 8 изменение ширины зубьев на зубчатых секторах должно быть осуществлено на большем колесе 8. При этом количество зубчатых секторов с изменяющейся по одинаковой зависимости шириной зубьев равно числу (ka+ m), число зубьев я кратно этому числу, а число зубьев на каждом секторе равно

zg(ka + m), где k — целая часть смешанного

m числа k —, выражающего отношение числа а зубьев zb большего колеса 8 к числу зубьев

zM меньшего колеса 7, m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби. В этом случае зубья колеса 7 выполнЯютсЯ с постОЯннОЙ шириноЙ, При z5/zM =

5/4 число зубьев ze колеса 8 кратно пяти и равно 10, 15, 20 и т.д., число секторов равно пяти и число зубьев на каждом секторе равно2,3,4итд.

Стенд с установленным зубчатым колесом работает следующим образом.

Нагружение осуществляется с помощью груза 14, подвешенного на рычаге 13 и поворачивающего люльку 12 с размещенным в ней вспомогательным валом 11, в результате чего зубчатое колесо 9 обкатывается по колесу 5. Крутящий момент через зубчатое колесо 10 и промежуточное свободно сидящее колесо 4 передается колесу

6 и валу 3. Различное число зубьев zQ u zM колес 9 и 10 обуславливает отличие в углах поворота валов 2 и 3 и, следовательно, их закручивание моментом постоянной величины. Включают приводной двигатель 15 и производят испытание.

При отношении числа зубьев z5 к zM зубчатых колес 8 и 7, определяемого в общем случае в виде смешанного числа и (и, как частный случай. — из отношения (a+ 1)/а при

m и К равных единице), и равном, например, 5/4 при а =- 4. За один оборот меньшего колеса 7 большее колесо 8 делает а/(а +1) оборота, например 4/5 оборота при а = 4, т,е. большее колесо 8 отстает от меньшего колеса 7 на 1/(а + 1) оборота или íà zo/(а +

+1) зубьев, например íà ze/5 зубьев при а =

=4, и со следующего оборота зубья меньшего колеса 7 контактируют уже с другими зубьями большего колеса 8.

ПО завершению 2-го оборота меньшего колеса 7 большее колесо 8 делает 2а/(а + 1) оборота, например 8/5 оборота при а = 4, отстав от меньшего колеса 7 на 2ze/(а + 1) зубьев, например на 2zo/5 зубьев при а = 4, и со следующего оборота зубья меньшего

5 16()8450

7 контактируют уже с другими зубьольшего колеса 8 по сравнению с дущим оборотом. При дальнейшем нии за каждый оборот меньшего копроисходит изменение его относиго расположения по отношению к ему колесу 8 на 1/(а + 1, оборота, мер на 1/5 оборота, или на z0/5 зубьа = 4. Тогда по завершению (а + 1) а меньшего колеса 7, например 5-го та, при а = 4 большее колесо 8 сделает отов, например четыре при а = 4, т.е. ее 7 и большее 8 колеса займут исходносительное расположение одно отельно другоro, следующие (а + 1) тов, например пять оборотов, меньолеса 7 и а оборотов, например четырота, большего колеса 8 при а = 4. цикл повторяется и т.д.

1/а оборота меньшего колеса 7, нар 1/4 оборота при а = 4, большее

8 делает 1/(а + 1) оборота, например

opora при а = 4. А поскольку за кажорот меньшего колеса 7 происходит ание большего колеса 8 именно на

1) оборота, а затем через (a+ 1) оборот овторяется, то зубья меньшего колеса .2), расположенные на определенных ах, например на секторах 17 — 20, сотвующие 1/а оборота, или zM/а зубьных например, 1/4 оборота, или z>/4 при а = 4, будут каждый по очереди овательно один раз эа цикл (а + 1)/5 тов при а = 4 меньшего колеса 7 коновать с зубьями большего колеса 8, ложенными на различных секторах по етру колеса 8, равных 1/(а + 1) обороze/(а + 1) зубьев или, например, 1/5 та, или ze/5 зубьев при а = 4.

|полнение ширины венцов по дугам ов 17 — 20, содержащих одинаковое чисьев, например z/4 при еремен ной, изменяющейся по одной и закономерности от Ьмин до Ьмакс для го из секторов, обеспечивает за цикл ения контакт зубьев этих секторов, их одну и ту же длину, но расположенраэличных секторах, с одними и теми ьями, расположенными на секторах с зубьев zg/(ka+ m) колеса с постоянной ой венца. ким образом, представляется воэм реализовать нагружение одних и колес ями пред вращ леса тельн боль напр ев пр обор обор а обо мень ное о носи сбор щего ре об

Дале

3 прим колес

1/5 о дый о отста

1 /(а + цикл

7 (фи секто ответ ев, ра зубье после обор такти расп пери та ил обор

В секто лозу а =-4, той ж кажд нагру имею ных н же зу число шири

Т можн

50 тех же зубьев колеса с постоянной шириной венца, но расположенных на разных секторах по окружности колеса, одной и той же

Р удельной нагрузкой с1р = —, где Рп — норЬ., мальное давление на зуб, bp — длина соответствующих зубьев с переменной шириной венца, расположенных на разных секторах.

При этом закон изменения удельной нагрузки оТ цмин до цмакс на каждом секторе соответствует при постоянной нагрузке в контуре закону изменения ширины венца от

Ь макс до Ь мин на секторах (фиг. 3).

Выполнение ширины венца колеса изменяющейся по одинаковой закономерности на различных зубчатых сектооах, содержащих одинаковое число зубьев, равное z/à или z(ka + m), где z — число зубьев колеса, k — целая часть смешанного числа

km/а; m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби, обеспечивает контакт зубьев каждого из секторов с числом зубьев zM/a на меньшем колесе с переменной шириной венца с зубьями каждого из секторов с числом зубьев ze (ka+ m) на большем колесе с постоянной шириной венца и, наоборот, обеспечивает равномерность износа зубьев по длине обоих колес и приводит к равномерности распределения нагрузки по длине зубьев, позволяя более достоверно определить величину напряжений и тем самым повышение достоверности результатов испытания.

Формула изобретения

Зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость, содержащее расположенные в одной плоскости зубчатые сектора с одинаковым числом зубьев, образующие венец зубчатого колеса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения достоверности результатов испытаний, зубья каждого сектора выполнены с переменной шириной, изменяющейся по одинаковой зависимости, и их число равно z/à, если сопрягаемое колесо большего диаметра, или z/(ka + m), если меньшего диаметра, где z — число зубьев колеса, кратное а, или (ka + m), k — целая

m часть смешанного числа k = —, выражаюа щего передаточное отношение передачи;

m и а — соответственно числитель и знаменатель правильной дроби.

Фаз. Ю

Составитель B. Пучинский

Редактор А, Козориз Техред М.Моргентал Корректор В. Гирняк

Заказ 3607 Тираж 437 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость Зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость Зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость Зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля осевых зазоров подшипниковых узлов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для определения качества изготовления сепараторов подшипников качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для испытания подшипниковых узлов машин и механизмов, преимущественно при высоких скоростях вращения

Изобретение относится к вибрационной технике и может быть использовано при изготовлении гироскопических устройств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных и функциональных испытаниях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано в стендах для испытания деталей машин при нагружении периодической линейной нагрузкой, например, при испытании на усталость

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам вибродиагностики подшипников роторных систем, в которых ротор установлен на двух шарикоподшипниках, и может быть использовано в приборостроении и авиастроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при стендовых испытаниях механических передач вращения, преимущественно с малой крутильной жесткостью, например длинных трансмиссий

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для испытания передач, работающих преимущественно в условиях циклического (переменного) нагружения, в стендах, выполненных по схеме кинематически рассогласованного замкнутого контура

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, может быть использовано при испытании детале и узлов двигателей и позволяет повысить достоверность усталостных испытаний коленчатого вала двигателя

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации
Наверх