Самотормозящий планетарный редуктор
Изобретение относится к самотормозящим планетарным редукторам и может быть использовано в различных отраслях техники. Целью изобретения является расширения функциональных возможностей редуктора за счет варьирования степенью самоторможения с одновременным повышением несущей способности и КПД за счет введения в планетарный редуктор самотормозящей передачи. Эффект самоторможения обеспечивается выполнением в планетарном редукторе, содержащем корпус 1, ведущий и ведомый валы 2 и 3 соответственно, два центральных колеса 4 и 5 с наружными зубьями, одно из которых (4) связано с корпусом 1, другое (5)- с ведомым валом 3. Зубья колеса 5 и венцов 9 сателлитов 7 выполнены винтовыми, эвольвентными, а угол зацепление их равен 75...80°. Варьирование параметрами этого зацепления позволяет получить различную степень самоторможения в редукторе вплоть до заклинивания. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 1/46
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4387704/25-28 (22) 02.03.88 (46) 15.08.90 Бюл. М 30 (71) Херсонский инду=триальный институт (72) З.К.Рогожина и Н,Е.Панасюк (53) 621,833.6(088.8) (56) Кудрявцев В,Н. Планетарные передачи.
М.: 1966, с. 272, табл. 26, передача 4. (54) САМОТОРМОЗЯЩИЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ
РЕДУКТОР (57) Изобретение относйтся к самотормозящим планетарным редукторам и может быть использовано в различных отраслях техники. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей редуктора за счет варьирования степенью
„„ЯЦ „„1585579 Al самоторможения с одновременным lloBblшением несущей способности и КПД за счет введения в планетарный редуктор самотормозящей передачи. Эффект самоторможения обеспечивается выполнением в планетарном редукторе, содержащем корпус 1, ведущий и ведомый валы 2 и 3 соответственно, два центральных колеса 4 и 5 с наружными зубьями, одно из которых (4) связано с корпусом 1, другое (5) — с ведомым валом 3. Зубья колеса 5 и венцов 9 сателлитов 7 выполнены винтовыми, эвольвентными, а угол зацепление их равен 75-80 .
Варьирование параметрами этого зацепления позволяет получить различную степень самоторможения в редукторе вплоть до заклинивания. 2 ил.
1585579
Изобретение относится к машиностроению, а именно к планетарным зубчатым передачам, обладающим свойствами самоторможения, и может быть использовано в различных отраслях техники.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей редуктора за счет варьирования степенью самоторможения с одновременным повышением несущей способности и КПД.
Укаэанная цель обеспечивается введением в планетарный редуктор самотормозящей передачи, параметры зацепления которой выбраны в соответствии с условиями эксплуатации редуктора, На фиг,1 показана кинематическая схема предлагаемого самотормоэящего планетарного редуктора; на фиг.2 — схема усилий, действующих в зацеплении в момент самоторможения.
Редуктор содержит корпус 1, ведущий вал 2, ведомый вал 3, центральные колеса 4 и 5 с наружными зубьями, первое из которых соединено с корпусом 1, а второе — с ведомым валом 3. Редуктор содержит также водило б с двухвенцовыми сателлитами 7, имеющие венцы 8 и 9, и соединенное с ведущим валом 2, зубья венцов 9, сателлитов
7, и зубья колеса 5 выполнены эвольвентными, винтовыми, а угол зацепления между ними выбран в пределах 75-80 . Для примера использования самотормозящий планетарный, редуктор(он показан последовательно) соединен с обычным планетарным редуктором 10, Самотормоэящий редуктор работает следующим образом, При вращении ведущего вала 2, вращается водило б, а сателлиты 7 совершают сложное движение, вращаясь вокруг своей оси и оси редуктора. В результате этого, приводится во вращение ведомый вал 3, связанный с центральным колесом 5, входящим в самотормозящую передачу: венцы
9 — колесо 5. Далее вращение передается на элементы 10 планетарной передачи. В этом случае редуктор работает, как обычный, с достаточно высоким КПД, свойственным планетарным передачам.
В режиме самоторможения, когда веду5 щим звеном становится ведомый вал 3, в редукторе автоматически прекращается вращение валов 2 и 3, На фиг.2 показана схема усилий, действующих на зубья взаимодействующих колес. Буквами О> и О
10 обозначены центры зубчатого венка 9 и колеса 5 соответственно, линия Ni u Nz— линия зацепления с углом 75-80, P) и Pz— активная линия зацепления, величина которой не обеспечивает необходимое пере15 крытие, поэтому зацепление выполняется винтовым.
Отклонение силы Fr z на угол,и, пересекает линию центров 01 и Oz далеко от полюса П в силовом колесе Пр2 или Пгг, что
20 и обеспечивает в зависимости от парамет.ров зацепления, различную степень самоторможения редуктора вплоть до заклинивания.
Наличие винтовой передачи с большим
25 углом зацепления, увеличивает несущую способность редуктора.
Применение самотормоэящего редуктора позволяет упростить различные известные механизмы, исключив из них тормоза, 30
Формула изобретения
Самотормоэящий планетарный редуктор, содержащий корпус, ведущий и ведомый валы, два центральных колеса с
35 наружными зубьями, первое из которых связано с корпусом, второе — с ведомым валом, и водило с двухвенцовыми сателлитами, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей ре40 дуктора за счет варьирования степенью самоторможения с одновременным повышением несущей способности и КПД, зубья венцов сателлитов и центрального колеса, связанного с ведомым валом, выполнены
45 эвольвентными, винтовыми, а угол зацепления между ними выбран в пределах 75-80, 1585579
Составитель Л.Бушмарин
Техред М.Моргентал Корректор Л.Патай
Редактор Ю,Середа
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ 2316 Тираж 489 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5


