Способ сборки зубчатой передачи
Изобретение относится к машиностроению, к способам сборки точных зубчатых передач компенсационным методом. Цель изобретения - повышение производительности сборки. Это достигается за счет уменьшения числа операций. Согласно способу при помощи кинематомера измеряют суммарные амплитуды R 1 и R 2 кинематической погрешности передачи из двух колес с передаточным отношением, равным единице в двух положениях взаимного сцепления с углом φ O разворота между ними, и фазовое смещение ψ амплитуд. Далее расчетным путем находят амплитуды A 1 и A 2 собственных погрешностей колес и вычисляют дополнительный угол φ к, на который нужно развернуть колеса для обеспечения минимальной погрешности по зависимостям: φ K=180°- (φ 0-δ 0) δ 0 =ARCCOSR 2[A 2+*A 2)/2A TA 2]. Описание содержит примеры реализации способа. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 1/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4475627/25-28 (22) 17.08.88 (46) 30.07,90. Бюл. ¹ 28 (71) Саратовское специальное конструкторское бюро зубообрабатывающих станков (72) В.Н. Горелов, Н,М. Ильин и В.И. Федорович (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 965650, кл. В 23 F 19/04, 1981, (54) СПОСОБ СБОРКИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам сборки точных зубчатых передач компенсационным методом. Цель изобретения — повышение производительности сборки зэ счет уменьшения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке точных зубчатых передач компенсационным методом.
Цель изобретения — повышение производительности сборки зубчатой передачи эа счет уменьшения числа операций.
На фиг. 1 изображена зубчатая передача из двух зацепляющихся колес с передатдочным отношением, равным единице; на фиг. 2 — векторы амплитуд (суммарных и собственных) погрешностей в двух относительных положениях перезацепленных колес: на фиг. 3 — вариант расположения векторов амплитуд при перезацеплении на угол, равный 180 на фиг. 4 — вариант использования методики способа в передаче, „„5U „„1581936 А1 числа операций. Согласно способу при помощи кинематомера измеряют суммарные амплитуды R> и Rg кинематической погрешности передачи иэ двух колес с передаточным отношением, равным единице, в двух положениях взаимного сцепления с углом р0 разворота между ними и фазовое смещение ф амплитуд. Далее расчетным путем находят амплитуды А1 и А2 собственных погрешностей колес и вычисляют дополнительный угол,, на который нужно развернуть колеса для обеспечения минимальной погрешности по зависимостям: р, =180 (р, — д„); д„=arccosR ((At +
+ A2 )/2А1А2). Описание содержит примеры реализации способа, 4 ил.
«Ъ состоящей из кинематической цепи с двумя Q1 одинаковыми ветвями, IСQ
1 а ) Cd ()
Способ сборки зубчатой передачи, состоящей из двух зацепляющихся колес 1 и 2 (фиг. 1) с передаточным отношением, равным единице, включает последовательные переэацепления колес 1 и 2 друг с другом в различные по углу взаимного разворота относительные положения с измерением суммарной амплитуды кинематической погрешности передачи в каждом из этих положений, расчет дополнительного угла взаимного разворота колес 1 и2по измеренным суммарным амплитудам кинематических погрешностей и дополнительное перезацепление колес 1 и 2 с взаимным разворотом на дополнительный угол. Расчет
1581936
30
2А1 А2 до = arccos (4) дополнительного угла выполняют после из, мерений суммарной амплитуды в двух относительных положениях колес 1 и 2 по зависимостям:
p, = 180 — 6p. — д,);
2A> Аг где pk — дополнительный угол разворота колес;
p — основной угол разворота колес в двух относительных положениях;
R1 — суммарная амплитуда кинематиче( ской погрешности передачи в одном из двух относительных положений колес;
А1 и A2 — расчетные амплитуды собственных погрешностей колес; др — угол между векторами амплитуд собственных погрешностей колес в двух относительных положениях, Способ осуществляют следующим образом.
Колеса 1 и 2 (фиг. 1 ) устанавливают в исходное положение и с помощью кинематомера (не показан), оснащенного отметчиком положения фазы сцепляем ых элементов, замеряют суммарную амплитуду
R< их кинематической погрешности. Затем одно из колес разворачивают относительно другого, поворачивая, например, колесо 2 против часовой стрелки на произвольный угол о (фиг. 2), и измерения повторяют.
Определяют суммарную амплитуду R2 кинематической погрешности в новом положении и ее фазовое смещение ф относительно исходного, А1х, A1v, А2х, A2v — проекции амплитуд А1 и Аг собственных погрешностей колес 1 и 2 на координатные оси х и унаходят при решении системы линейных уравнений, связывающихамплитуды R1и R2 зубчатой пэры с собственными погрешностями колес 1 и 2 до и после разворота одного из них;
А1х + A2x = R1 (1)
Агу + A2y = 0;
А1х+Агх COS Po — A2y stA Р,.=
= Рг cosg
A1y+A2y . SlAPo+A2y COSPo =
= Вг sing. (2)
Амплитуды А1 и А2 собственной погрешности колес 1 и 2 зубчатой пары определяют ло фор млам.
*:*, о — Г-,—,—, м а угол между их векторами
Для обеспечения минимальной погрешности сцепляемых колес 1 и 2 любое из них доворачивают на угол р, равный р = — 180 —. (Po o)
Пример. При сборке колес получены следующие результаты измерений: R< = 60 ";
R2 = 45: ф = 67 Ро = 150О
Расчетом по приведенным формулам (1)-(5) получены следующие значения искомых величин: А1 = =52"; Аг = 31"
После разворота колес 1 и 2 на дополнительный угол р< = 60 минимальная погрешность передачи составила 21" .
Если принять po = 180 (при четном количестве зубьев колес 1 и 2), искомые параметры можно определить графически (фиг.
3) по сумме и разности векторов Р1 и R2.
Векторы амплитуд А1 и Аг в этом случае равны: 1 + 1 — Ri 2
А1—
2 2 A2 = а угол между ними определяется по форму20 ле(4), Тогда p< = д о. По описанной методике возможна сборка передачи, состоящей из кинематической цепи с двумя одинаковыми ветвями 3 и 4 (фиг. 4). В этом случае в роли расчетных амплитуд выступают суммарные амплитуды кинематических погрешностей каждой из ветвей 3 и 4, В сравнении с известным предлагаемый способ позволяет на треть сократить число перезацеплений колес, повысить производительность сборки.
Формула изобретения
Способ сборки зубчатой передачи с передаточным отношеним, равным единице, включающий последовательные перезацепления колес друг с другом в различные по углу взаимного разворота относительные положения с измерением суммарной амплитуды кинемэтической погрешности передачи в каждом из этих положений, расчет дополнительного угла взаимного разворота по измеренным суммарным амплитудам и дополнительное перезацепление колес взаимным разворотом на дополнительный угол, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности сборки за счет уменьШения числа операций, расчет дополнительного угла выполняют после измерений суммарной амплитуды в двух относительных положениях колес по зависимсстям:
pc = 180 — (po — (4); где ф — до пол н ител ьн ы и угол разворота колес;
1581936
Составитель В. Сергеев
Техред М.Моргентал Корректор Л.Потай
Редактор М. Петрова
Заказ 2077 Тираж 491 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 уъ — основной угол разворота колес в двух относительных положениях; до — угол между векторами рмплитуд собственных погрешностей колес в двух относительных положениях;
R> — суммарная амплитуда кинематической. погрешности передачи в одном из двух, относительных положений колес;
А> и Аг — расчетные амплитуды собственных погрешностей колес.


