Планировщик
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (I9} (И} I} 4 Е 02 F 3/76, 9/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITI44 (21) 4119845/29-03 (22) 17.09.86 (46) 30.03.88. Вюл. Ф 12 (71) Псковский филиал Ленинградского политехнического института им. М.И.Калинина (72) В.Д.Глебов, В.M.Èâàíîâà и А.М.Ветлицын (53) 621.878.23(088.8) (56) Авторское сьидетельство СССР 413242, кл. F. 02 F 3/76, 1974.
Авторское свидетельство СССР
Ф 571552,кл. Е 02 F 3/76, 1976. (54 ) ПЛАНИРОВЩИК (57) Изобретение относится к землеройной технике и позволяет снизить энергоэатраты и повысить производительность планировщика. Он включает базовую машину, ковш с боковыми стенками 1, размещенный в задней стенке ковша роликовый отвал 2, огибаемый гибкой лентой. Днище планировщика подвижно и выполнено составным из передней части 3 и задней части 5, установленной подвижно на части 3 посредством направляющих. Привод управления днищем выполнен гидравлическим иэ гидроцилиндра (ГЦ) 6 перемещения части 5, из ГЦ 7 поворота днища, из гидрораспределителя 8 и гидроаккумулятора 9. Корпус и шток ГЦ 6 шарнирно соединены с частями 3 и 5, а корпус и шток ГЦ 7 — со стенками
1 и частью 5. Поршневая полость ГЦ 6 сообщена с гидроаккумулятором 9, а
его штоковая полость и полости ГЦ поворота ковша подключены к гидрораспределителю 8 с возможностью сообщения в одной из позиций его золотника штоковых полостей ГЦ между собой,а поршневых полостей ГЦ 7 — со сливом.
При перемещении ковша отвал 2 срезает возвышения грунта. Он перемещается по ленте отвала 2 и укладывается в днище. С увеличением давления рабочей жидкости в ГЦ 7 и 6 в случае увеличения массы грунта в ковше поршень перемещает часть 5 влево и увеличивает зазор между днищем и отвалом 2 и количество отсыпаемого грунта. 1 ил.
1384670
Изобретение относится к эемлеройной технике, а именно к планировщикам.
Цель изобретения — снижение энер5 гоэатрат и повышение производительности планировщика.
На чертеже изображен планировщик.
Планировщик содержит базовую машину (не показана) и ковш, включаю- 10 щий боковые стенки 1, расположенный в задней части ковша роликовый отвал
2, огибаемый гибкой лентой, и установленное перед отвалом днище, Последнее выполнено составным и состоит 15 иэ передней части 3, шарнирно соединенной с боковыми стенками 1 посредством шарниров 4, и задней выдвижной части 5.
Выдвижная часть 5 днища установ- 20 лена на передней части 3 посредством направляющих и может перемещаться в продольном направлении с помощью привода управления, состоящего из гидроцилиндров 6 и 7, гидрораспре1 делителя 8 и гидроаккумулятора 9.
Гидроцилиндр 6 перемещения задней части днища соединен корпусом с передней частью 3 днища, а штоком - c выдвижной частью 5. Задний конец дни- 30
1 ща шарнирно соединен со штоками гидроцилиндров 7 поворота днища (на чертеже показан один гидроцилиндр), которые своими корпусами шарнирно соединены с боковыми стенками 1.
Полости гидроцилиндра 7 поворота нища соединены гидролиниями с четыехпозиционным гидрораспределителем
8, соединенным остальными отводами с напорной гидромагистралью, гидро- 40 баком и полостью втягивания гидроцилиндра 6 перемещения задней части днища. Поршневая полость гидроцилиндра 6 соединена через вентиль 1Î с гидроаккумулятором 9, который одной 45 гидролинией соединен с гидробаком через вентиль 11, а другой гидролинией через последовательно включенные обратный клапан 12 и регулируемый гидроклапан 13 — с напорной гидрома50 гистралью.
Планировщик работает следующим образом.
В исхОДнОИ пОлОжении (см, чертеж) золотник гидрораспределителя 8 занимает нейтральную позицию и перекрывает все гидролинии. Гидроаккумулятор
9 заряжен с помощью гидроклапана 13 до установленной величины давления рабочей жидкости.
Для производства планировочных работ днище с помощью гидроцилиндров
7 и гидрораспределителя 8 устанавливается задним концом над поверхностью грунта. Затем золотник гидрораспределителя 8 опускается в крайнее нижнее положение. В указанном положении полости опускания гидроцилиндров
7 соединены с гидробаком, а полости подъема — со штоковой полостью гидроцилиндра 6.
Поскольку грунта в ковше еще нет, то давление рабочей жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров 7 и в соединенной с ними через гидрораспределитель 8 штоковой полости гидроцилиндра 6 имеет малую величину,определяемую только силой тяжести днища. Поэтому шток гидроцилиндра 6 под действием давления из гидроаккумулятора 9 выдвигает вправо подвижную заднюю часть S днища, оставляя минимальный зазор между днищем и отвалом.
При перемещении ковша планировщика отвал своей режущей частью срезает возвышения грунта на поверхности.
Срезанный грунт перемещается по гибкой ленте отвала 2 вверх и укладывается на днище ковша. Отсыпка грунта по впадинам планируемой поверхности производится через зазор между днищем и отвалом. С увеличением массы грунта в ковше увеличивается давление рабочей жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров 7 и в соединенной с ними через гидрораспределитель 8 штоковой полости гидроцилиндра 6. Поэтому его поршень, преодолевая давление, создаваемое гидроаккумулятором 9, вдвигается, перемещая подвижную заднюю часть 5 днища влево и увеличивая тем самым зазор между днищем и отвалом, а следовательно, и количество отсыпаемого грунта. Количество отсыпаемого грунта автоматически устанавливается в соответствии
I с количеством грунта, находящегося в ковше.
Величина зазора между днищем и отвалом при одинаковой массе грунта в ковше может быть изменена в соответствии с конкретными эксплуатационными условиями, такими как рельеф местности, вид и состояние грунта.
Это изменение производится эа счет регулировки давления рабочей жнлкос1384670
Составитель M.Ñàâ÷åíêî
Техред М.Ходанич
Редактор И.Касарда
Корректор В.Бутяга
Заказ 1386/23 Тираж 637 Подписное
RffHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ти в гидроаккумуляторе 9 с помощью гидроклапана 13, обратного клапана
12 и вентиля 11. Во время планирования поверхности днище с помощью гидроцилиндров 7 поддерживается над поверхностью планируемого грунта.
Поэтому оно не оказывает сопротивления перемещению планировщика.
Таким образом, при работе планировщнка путем регулирования параметров рабочего процесса (количества отсылаемого грунта) обеспечивается
15 повышение производительности, а снижение энергозатрат достигается путем удержания днища над поверхностью планируемого грунта.
Формула изобретения
Планировщик, включающий базовую машину, ковш, содержащий боковые стенки, размещенный в задней части ковша роликовый отвал, огибаемый . 25 гибкой лентой, и установленное перед отвалом днище, передним концом шарнирно прикрепленное к боковыми стенками с возможностью поворота в вертикальной плоскости, и привод управле- 30 ния днищем, о. т л и ч а ю шийся тем,что,с целью снижения энергозат". рат и повышения производительности планировщика, днище выполнено составным из передней части и установленной на ней задней части посредством направляющих с воэможностью продольного перемещения, а привод управления днищем выполнен гидравлическим из гидроцилиндра перемещения задней части днища; гидроцилиндров поворота днища, гидрораспределителя и гидроаккумулятора,причем корпус и шток гидроцилиндра перемещения задней части днища шарнирно соединены соответственно с передней и задней частями днища, а корпусы и штоки гидроцилиндров поворота днища шарнирно соединены соответственно с боковыми стенками ковша и задней частью днища, при этом поршневая полость гидроцилиндра перемещения зад,ней части днища сообщена с гидроаккумулятором,а его штоковая полость и полости гидроцилиндров поворота ковша подключены к гидрораспределителю с воэможностью сообщения в одной из позиций его золотника штоковых полостей гидроцилиндров между собой, а поршневых полостей гидроцилиндров поворота днища — со сливом.