Чертежный прибор для трассирования линий метрополитена
ЧЕРТЕЖНЫЙ ПРИБОР ДЛЯ ТРАССИ-; РбВАНИЯ ЛИНИЙ МКТРОПОЛИТЕНА, содержащий линейки с продольныкш прорезями и ):анизм фиксации положения линеек, о т ли ч а ю щ и и с я тем, что, с далью повышения точности вычерчивания, oko имеет установленные под линейками два соединенных шарнирно основных и одно дополнительное дугообразйле звеНья с про резями и скольЗЯ1ЦИМИ штифтсъми, установленньо4И в прорезях линеек и звеньев , а одна из линеек ш«еет дугообразную направляющую, расположенную в прорези дополнительного звена.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
ИЛ
РЕСПУБЛИК
ЗСЮ 43 (. с
Ф
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к аето СИОМУ саидлильСтВМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПЮ ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3464138/28-13 (22) 05.07.82 (46) 30. 11.83. Бюл. В 44 (72) Г.Къфедоров и В.Г.Федоров (71) Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного, транспорта им.акад.В,Н,Образцова ,(53) 744.341(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 682762. кл. 6 01 С 15/00, 1979. (54)(57) ЧЕРТВЖНЦЙ ПРИБОР ДЛЯ ТРАССИ-:
РОВАНИЯ ЛИНИЙ ИНТРОПОЛИТЕНА, содержащий линейки с-продольными прорезями -и механизм Фиксации положения линеек, о т л и ч а ю щ и и с.я тем, что, с целью повьаиения точности вычерчивания, оно имеет установленные под линейками два соединенных шарнирно основных и одно дополнительное дугообразные звенья с дро-. резями и скользящими штнФтами, установленными в прорезях линеек и звеньев, а одна из линеек имеет дугообразную направляющую, расположенную в прорези дополнительного звена.
1057327
Изобретение относится к геодезическому приборостроению и может быта использовано.при трассировании линий метрополитена глубокого заложения с определением ее кратчайшей длины по срединной (междупутной))линии соглас- 5 но исходным данным:координаты наземного центра вестибюля, глубина зало-. жения, длина станции и радиусй криных к ней примыкающих.
Известен чертежный прибор для трас- 10 сирования линий метрополитена, содер; жащий линейки с продольными прорезями и механизм фиксации положения ли неекj1J.
Известный прибор не обладает необходимой точностью вычерчивания.
Цель изобретения — повышение точности вычерчивания.
Поставленная цель достигается тем, что чертежный прибор для трассирования линий метрополитена, содержащий линейки с продольными прорезями и механизм фиксации положения линеек, имеет установленные под линейками дна соединенных шарнирно основных и одно дополнительное дугообразные звенья с прорезями и скользящими штифтами, установленными в прорезях линеек и звеньев, а одна из линеек имеет дугообразную направляющую, расположенную в прорези дополнительного 30 звена.
На фнг.1 изображен прибор, общий нид1 на фиг.2 †:схема построения линии метрополитена.
Прибор содержит линейки 1 с про- 35 ,дольными прорезями 2. В линейках вы; полнены отверстия 3 и установлейы штифты 4. Механизм фиксации положе-. ния линеек имеет две линейки 5, соединенные со штифтами 4 и линейку б с 40 прорезями 7,-соединенную с линейками 1 и линейками 5. На линейках 1 расположены линейки 8 с продольными прорезями и скользящими шпонками. одна из линеек 8 имеет ругообразную направляющую 9. Под линейками расположены дна основных ругообразных звена 10 с прорезями 11 и скользящими штифтами 12, установленными в прорезях линеек и звеньев.
Зненья 10 соединены штифтом 13 с иг- э0 лой. Штифт 13 расположен в прорези 7 лийейки б. Одно из звеньев 10 имеет шкалу 14 и кремальеру 15. Дополнительное дугообразное знено 16 установлено на дугообразной направляющей 9 и имеет отверстия 17 и 18.
Для трассирования линии метрополитена по координатам на карту наносят центры вестибюлей конечных и промежуточных станций, проводят дирекционные углы конечных станций и фиксируют их начало и конец.
На исходной конечной станции A трассы дополнительное, звено 16 продольной осью совмещают с осью станции, проведенной на карте под заданным дирекционным углом, а отверстие 17 — с началом (концом > станции.
Знено 16 прикрепляют к карте. Аналогичные действия выполняют на последней (коне ной )станции Д.
Центр промежуточной станции В фиксируют штифтом 13. Линейки 1 и б шарнирно соединяют в вершине угла Е на монтажном штифте 4.
Линейки 5 устанавливают на штифты и образуют пантограф с шарнирными связями в точках Р, Н, Линейка б, проходящая через точку
С пантографа, вершину угла E и центр вестилюля В, удерживает последний на биссектрисе угла поворота трассы.
Линейки 1 и 8 через прорези соединяют скользящей шпонкой и образуют прямую линию перегона между станциями.
Кремальерой 15 по шкале 14 устанавливают длину проекции эскалатора.
Криволинейные прорези 11 звена 10 соединяют с перегонными прямыми через прорези 2 скользящими штифтами 12.
Аналогичным способом собирают элементы устройства на всех промежуточных. станциях, что позволяет трассировать линию с неограниченным чис, лом станций.
Прибор занимает расположение, со- . ответствующее кратчайшей длине линии.
По прямолинейным и криволинейным прорезям проводят ось трассы.
Прибор позволяет определять кратчайшую длину трассы, опирающуюся на Фиксированныв точки центров вестилюлвй.
ВНИЙПИ Заказ 9427/20
Тираж 375 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород,ул.Проектная,4

